Волгоград: От Царицы до Тулака

Печать

 волгоградВсе дороги ведут в тупик или?..
С середины Волги «Капказ» - так называли полтораста лет назад зацарицынскую часть города – выглядел поэтично.

Но стоит отойти от речвокзала сто метров, как несказанно удивишься «поэзии неухоженности и запустения».


...Из-под земли через бетонные окна, весело искрясь, журчат воды убитой Царицы: маленькая река тянется к Великой реке, чтобы, соединившись, обрести новую жизнь.

Но как это сделать, если на всём протяжении их со всех сторон травит человек? И даже здесь, на небольшом песчаном пятачке, видим две огромные кучи мусора – результат «отдыха» некоторых особей.

Чуть дальше, напротив «парусов» - спаренного жилого дома, вижу предостерегающую надпись: «Купаться опасно!». Этим росчерком чиновники не только предупредили народ о нечистой воде, но и избавили себя от работы по уборке прибрежной территории.  

 волгоград

Первая железная дорога
Она брала свое начало примерно там, где начинается грузовой речной порт. В мае этого года отпраздновала юбилей – 150 лет. Что-то не припомню, отмечали ли этот день волгоградские железнодорожники!? А она ведь, связавшая Волгу с Доном, сыграла огромнейшую роль в развитии Царицына и Юга России.
Среди запустения и зарослей с мусором «чугунку» можно увидеть и сегодня. На ровной обширной площадке, между забором грузового порта (возможно, бывшего?) и верхней террасой берега, где строятся новые здания, валяются шпалы и рельсы, местами даже не размонтированные: ставь паровозик – и катись! Правда, рельсы эти, кажется, послевоенных времён – чуть меньших размеров, чем нынешние. А вот дореволюционные рельсы тоже есть, только на малой (детской) железной дороге, которая развёрнута в сторону моста через Царицу. Видел там надписи столетней давности.
Если двигаться в сторону консервного завода, отчётливо просматриваются четыре ж/д пути, и среди них чудом уцелевшая водонасосная колонка: подгоняй паровоз и заливай. И это не шутка: вода (непонятно, откуда!) до сих пор сочится через места соединений проржавевшего металла.

 волгоград

98765

Чей же это проспект?
Не поверите, но неожиданно вышел я на строящуюся улицу у реки. «Подушка» трассы уже завоевала метров 250-300, параллельно умирающей железной дороге. Подумалось: пока люди спорят и фантазируют по благоустройству берега, тут кто-то уже принял решение. Вот вам и демократия!
Правда, дорога упёрлась в большущую гору мусора и гнилой забор невнятного предприятия. Помню, как ещё в 70-е годы здесь были склады винзавода, и мы, студенты, разгружали здесь вагоны с пустыми бутылками. И тогда, и сегодня территория выглядит весьма скромно, даже бедно. Наверное, эти пару гектаров кто-то вовремя приватизировал... Вот и попробуй у частника забрать территорию. Схожая, как мне показалось, ситуация с огромными площадями грузового порта. Через щели в заборе видно запустение, разрушенные строения и исправно работающий бетонный заводик.

9-76890--97

77760432

 Это дорога не ведет к храму
В районе элеваторного причала более-менее жизнь налаживается. На месте заброшенного предприятия на нижней террасе сегодня яхт-клуб. Смотрится он опрятно, работают буфеты. Но наверху, за разобранным забором бывшего консервного завода (кто сегодня хозяин и как именуется предприятие, не знаю!), картина контрастная: строительный мусор повсюду. А территория немалая. Возможно, это уже отнятая часть, так называемые, излишки земли. Но такой порядок режет не только глаз...
А ведь отсюда открывается прекрасный вид на заволжские дали.
К сожалению, вскоре горы мусора перекроют мне дорогу через замытый ещё в советские времена песком овраг. Впереди виднеется купол небольшой церквушки. И снова подумалось: «Вот тебе и дорога к храму, которую злой человек перекрыл!»

9-42345

y90t7y6

56h89p

 Микрорайон Тулака
За последние годы он изменился. Частные домики уступили дорогу многоэтажным красавцам. Внизу пара лодочных станций, среди них греются на солнце люди. Но вот откос от кромки воды и до жилых кварталов лучше бы смотрелся в зелени и фонтанах...

d574566tty