Известный волгоградский художник Владислав Коваль приступил к своей новой работе – квадромбу-трансформеру «Чесменское сражение».
Он приурочил создание своего творения к юбилею исторической даты - морской битве, состоявшейся 250 лет назад между русским и турецким флотами.
«Эта работа будет очень сложной, – сообщил художник. – Фактически надо нарисовать четыре картины, которые я объединяю в общий трансформер».
Напомним, что Чесменское сражение состоялось в 1770 году. Российскому флоту под управлением адмирала Спиридова был дан приказ любыми средствами связать морские силы Османской империи и, тем самым, помочь православным государствам на Балканском полуострове, которые боролись с турками за независимость. Тогда в конце июля наш флот столкнулся с противником. В том бою турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и более сорока мелких судов, погибло и утонуло 11 тысяч человек! Русский же флот понёс сравнительно небольшие потери.
В своём донесении Адмиралтейств-коллегии Спиридов докладывал в манере суворовских реляций – коротко и ясно: «Честь всероссийскому флагу! С 25 по 26 июля неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили и в пепел обратили… А сами стали быть во главе архипелага господствующими».
В результате свершившейся победы русский флот стал полновластным хозяином Эгейского моря. Пролив Дарданеллы был блокирован русскими кораблями.
В память о Чесменском сражении Екатерина II приказала воздвигнуть ростральную колонну в Царском Селе (ныне г. Пушкин) высотой 22 метра с надписью, прославляющей подвиг русского флота. Сами участники сражения были щедро награждены. Кроме военоначальников в память о сражении все нижние чины – моряки и солдаты-десантники - тоже получили серебряные медали с изображением пылающего турецкого флота и краткой надписью императрицы: «БЫЛ».
Именно таковым будет и наименование одной из картин Коваля. Вторая картина будет называться «Андреевский стяг», третья – «Во славу России». четвёртая – «Три иерарха» (именно так!).
В последнем случае речь идёт об одноимённом линейном 66-пушечном фрегате.
Требует небольшого пояснения, что такое трансформер. Это новое направление в художественном искусстве, основателем которого считается Владислав Коваль. В подобных случаях картины, созданные художником, рассматриваются и как отдельные объекты, и как часть более крупной картины. В данном случае все упомянутые картины соединяются в ромб высотой почти в три метра. Однако, как поясняет сам Владислав Эдуардович, если высота выставочного зала не позволяет демонстрировать трансформер, как задумано, картины можно расположить в одну линию.
Также поясним, что Коваль является основателем новой манеры подачи картин для зрительского восприятия – так называемые «квадромбы»: они на новом этапе творчества художника оформлены как квадратные ромбы. За этот год им переделано уже 20 собственных прежних работ в квадромбы.
В настоящее время Коваль детально изучает все детали вышеупомянутой морской баталии: визуальное расположение обоих флотов перед битвой и в её течении, где и как горели турецкие корабли, вооружение флотов, какие были подветренные стороны и т.д. То есть творец решил сам воочию представить далёкие от нас события, прежде чем перенести их на холст.