Есть очевидная правда и очевидная иллюзия...
Каковы сегодняшние позиции Волгограда в рейтинге городов-участников чемпионата мира по футболу-2018?
На какие «чудеса» в рамках подготовки к мундиалю может рассчитывать городская инфраструктура? Можно ли говорить о том, что на политической арене Волгограда, наконец, наступила стабильность?
Ответы на эти и многие другие вопросы - в разговоре с первым вице-премьером регионального правительства Романом Гребенниковым.
- Роман Георгиевич, как вы оцениваете политическую ситуацию в областном центре? Для чего нужно было формировать общественную думу, если один орган представительной власти уже есть?
- Давайте начнём с того, что в городе сейчас сити-власть. При этом я подчёркиваю, что излагаю сейчас только свою точку зрения. Есть власть формально законная, избранная по убогому Уставу 2011 года. В результате в городе нет избранного народом главы Волгограда, а есть какие-то атавизмы того, что произошло в том году. Появились карикатурные должности, не избранные народом, а назначенные думой - глава исполнительной власти и как бы глава Волгограда, по сути, являющийся спикером городской думы. Власть формально законная, но мало легитимная. Какое может быть доверие народа, если он непосредственного отношения к назначению этих руководителей не имеет? Такая власть изначально будет слабой. А когда власть слабая, что она делает? Имитирует бурную деятельность, создает вокруг себя некое облако, пыль, некие образы, которые позволяют имитировать силу, авторитет, значимость. Отсюда, думаю, эти странные, неумные телодвижения.
Что касается общественной думы, она может стать и более авторитетной - в условиях, когда законно избранная муниципальная дума не выполняет очевидные обязательства перед народом по возвращению публичных народных выборов мэра. Безусловно, у такой общественной думы не будет властных полномочий, но не будет и отрицательного багажа.
Я достаточно трезво оцениваю роль образованной общественной думы Волгограда, но не считаю её образование ошибочным шагом. Очевидные особенности общественного политического поля Волгограда заключаются в том, что значительное количество авторитетных, любопытных, интересных, ярких людей оказались невостребованными. А общественная дума дает эту востребованность, позволяет людям себя проявлять. Их могут услышать. Забавна реакция действующей сити-власти, которая тут же объявила о создании другой общественной думы. Это как раз то, о чём я говорил выше, — когда у тебя нет своего авторитета, ты пытаешься его приобрести надуманными, зачастую, странными шагами. Создание псевдообщественной думы, этой карликовой структуры, в пику тому, что делается под эгидой ВСМС, и есть показатель неумных шагов.
Заметьте, я сознательно не называю фамилий. Хотя, безусловно, у меня есть свои оценки деятельности этих людей. Речь сейчас не об этом. Кто бы ни был сейчас во главе этих вот сити-управленцев и не назначенных народом псевдоглав, такая система не может эффективно работать. Сити-власть изначально ущербна. Ни в одном миллионном городе она не показала своей эффективности. Не берусь утверждать, что двухступенчатая система власти — это плохо. Считаю, что здесь разумно сочетание исполнительной и представительной ветвей власти. И те, и другие должны быть избраны народом. Не надо повторять схему советского периода — мы уже далеко отошли от того прошлого. Не надо думать, что исполкомы при горсоветах могут быть эффективными при нынешней власти. Нет, нет и ещё раз нет. Нанятые, избранные, назначенные из замкнутой среды управленцы и чиновники в современных условиях не могут быть авторитетными.
Наиболее эффективной работы от власти следует ждать тогда, когда мэр, глава, сочетающий в себе и хозяйственные, и политические функции, избран простым тайным голосованием горожан, что происходит в большинстве крупных городов мира. Но при этом существует и представительный орган, формирующий бюджет, отвечающий за основные ключевые программы развития города. Как он будет формироваться, это другой вопрос. На мой взгляд, должно быть продуманное сочетание одномандатников и списочников. И чем больше одномандатников, тем лучше. Для меня это очевидно, потому что местное самоуправление должно быть политизировано менее всего. В полномочиях органов местного самоуправления, которыми наделил их 131-й закон, меньше всего политических намёков. Коммуналка, земля, дороги. Что же тут политического? Я именно этого добивался, и ещё раз хочу сказать, что проблема не в Иванове, Петрове или Сидорове, и даже не в том, что они заезжие и к городу не имеют никакого отношения, и при этом правят городом. Проблема в том, что такая система не может быть эффективной.
- Не поставит ли столь неэффективная система управления городом под угрозу подготовку к чемпионату мира по футболу?
- Если мы будем работать все вместе, слаженно, эффективно, интенсивно, упорно, — успеем однозначно. У меня сейчас абсолютное понимание того, что мы успеваем. Более того, я хочу сказать добрые слова в адрес губернатора, который держит этот вопрос на особом контроле, регулярно проводит организационные комитеты. И пока нет никаких предпосылок говорить о том, что мы не успеем подготовиться к чемпионату.
2013 и 2014 годы — время подготовки проектно-сметной документации и проведения государственных экспертиз документов. А вот в 2015-2017 годах нужно будет "мускулы применять", в этот период начнутся масштабное строительство и реконструкция. Уже в этом году начнётся демонтаж старого Центрального стадиона. Также в этом году завершится проектирование огромного объекта, связанного с водоочистными сооружениями в Краснооктябрьском районе. В дальнейшем он будет обеспечивать водой фактически половину города. Заказываются проекты по реконструкции стадионов «Трактор» и «Олимпия», сейчас мы определяемся и со спорткомплексом «Зенит». По сути, будет несколько тренировочных площадок, которые обеспечат командам возможность тренироваться и готовиться к ключевым играм. При этом все площадки после проведения чемпионата останутся в распоряжении волгоградцев.
- А интерес со стороны инвесторов есть?
- Сейчас активизируется работа частных инвесторов по строительству гостиниц. Мы должны к чемпионату иметь 11 новых гостиниц. Опять же, слово «должны» - условно. Это не план, спущенный Москвой. Это критерии, условия, задачи, которые поставлены самим регионом. С ними согласились и оргкомитет-2018, и федеральное министерство спорта, и другие учреждения, задействованные в подготовке и проведении чемпионата мира. Более того, Волгоград сейчас идёт в передовиках. Мы третьи из одиннадцати регионов согласовали программу подготовки к чемпионату мира и получили на это 24 миллиарда рублей. Мы вторыми сдаём проект стадиона в госэкспертизу. Это очень неплохой показать для региона, который имеет далеко не самую выдающуюся бюджетную основу Мы не Москва, не Нижний Новгород. У нас более сложная бюджетная ситуация, но при всем при этом наша задача выполнима и выполняется. Интерес инвесторов к проектам действительно есть. Ещё ни один из них не отказался и не ушёл в сторону.
- Справедливо ли говорить о том, что чемпионат мира по футболу — это хороший импульс в развитии города, не воспользоваться которым мы не имеем права? Насколько оправданными будут затраты?
- Абсолютно справедливо. Следует учесть, что есть очевидная правда и очевидная иллюзия, которая зачастую сопровождает правду. Правда заключается в том, что чемпионат мира — это серьёзный толчок в развитии массового спорта и конкретно инфраструктуры Волгограда. Очевидная правда.
Но, в то же время, мы понимаем, что чемпионат – это не панацея от всех муниципальных проблем, он не станет для Волгограда «манной небесной», после которой территория преобразится как по взмаху волшебной палочки. Чемпионат – это инфраструктура спортивных объектов и гостиницы для туристов. Надо работать без привязки к мундиалю - и только тогда будет результат. Сочинские власти не ждали Олимпиады, а работали в рамках своего городского направления регулярно, они смогли проявить свою эффективность. Отсюда и такой результат.
Муниципальные власти не должны полагать, что кто-то всё сделает за них при помощи мифических федеральных денег. Не надо надеяться, что чемпионат сам по себе, без усилия муниципальных властей, преобразует Волгоград. Это очевидная иллюзия.
Иными словами, к предстоящему чемпионату предстоит потрудиться не только региональной, но и муниципальной власти. Причём последним привязываться к дате мундиаля не стоит. Улучшать город следует ежегодно - ремонтировать дороги надо и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017-м годах, и даже после чемпионата.
- Но, согласно официальным заявлениям городской власти, муниципалитет сегодня активно работает. Например, заявляет о выделении беспрецедентных средств на ремонт волгоградских дорог...
- Когда я слышу слова «впервые» или «беспрецедентно», зачастую они вызывают у меня улыбку. Недавно услышал гениальное высказывание: «Волгоград получит беспрецедентные три миллиарда рублей на дороги». В 2008 году, шесть лет назад, мы получили из федерации 480 миллионов рублей на строительство второй линии путепровода в Сарепте. Порядка 300 миллионов нам выделил регион, и ещё 300 миллионов мы изыскали самостоятельно. Получилось больше миллиарда. И когда нам говорят, что Волгоград потратит на дороги три миллиарда за три года и называют ситуацию беспрецедентной, — это ложь. Ну, или, если хотите, глупость. Мне, как горожанину, стало интересно, откуда возьмутся эти деньги и куда они будут направлены. Оказывается, что половина суммы выделяется из бюджета Волгоградской области на достройку тоннеля на Тулака. Ещё 500 миллионов остаётся на дворы и магистрали. Проще говоря, на ремонт дорог будет направлено всего полмиллиарда. И где обещанные три миллиарда? Где беспрецедентность? Миф! Но прежде чем звенеть об этих деньгах на всех углах и откровенно врать людям, сделайте хотя бы сравнение с прежними показателями. И все будет понятно. Если вы хотите поблагодарить регион за выделение денег, поблагодарите, скажите «спасибо» главе региона, правительству и так далее. Но зачем сочинять-то? Нет никакой беспрецедентности. Есть очевидный плюс в том, что регион относится к Волгограду иначе, чем относился раньше. Следовательно, и субсидий Волгограду на те же дороги начали выделять больше. Вот про это надо говорить. И беспрецедентность как раз заключается в этом, а не в болтовне о цифрах.
- Можно ли говорить, что в Волгограде после выборов, наконец, наступила стабильность?
- Не в стабильности дело. Можно ведь стабильно тонуть. Можно стабильно сидеть в болоте, а можно стабильно развиваться. Стабильность — не самоцель. Поэтому уклонюсь от вашего вопроса ссылкой на то, что вижу положительную тенденцию и почву для развития. Но я, как вы уже поняли, не являюсь сторонником действующей системы организации муниципальной власти в Волгограде. Считаю, что она ущербна. Такая сити-власть стабильной в принципе быть не может. Федеральный центр отходит от чрезмерной вертикализации власти, приближая её к народу. И это очень хорошая тенденция. Но если мы президента России, депутатов Госдумы, губернаторов избираем прямым тайным голосованием, то почему не можем избрать своего мэра? Где логика? Я думаю, что не сейчас, так завтра этот нелогизм будет устранён. При этом если кто-то прочитает интервью и скажет, что Гребенников опять рвётся в мэры, - упаси Бог, ни в коем случае! Не в моих амбициях дело, не рвусь я никуда. Я благодарен главе региона за то, что он дал мне возможность заниматься интересным проектом, который может изменить многое в регионе. Я не пришёл в правительство просиживать штаны и надувать щёки. Мне не надо досидеть до пенсии. У меня нет никакой задачи корыстного характера. Хочу сказать одно: в Волгограде много грамотных, толковых, достойных людей. Востребованности у этих людей маловато. И чем больше будет востребованности, чем больше власть будет слышать людей, своих, не привозных, тем лучше. И это очень правильно.