Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Интервью и комментарии

Ирина Соловьёва: «Новая система организации местного самоуправления может обеспечить реальное участие в нём граждан»

Завтра в Государственной Думе РФ рассмотрят важные изменения к закону о МСУ

239090-0
Завтра , 15 апреля, в Государственной Думе пройдёт обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления)». Ожидается, что закон будет принят депутатами в первом чтении.


А накануне в Москве состоялось заседание Центрального совета Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС), на котором также обсуждались вопросы совершенствования системы местного самоуправления в рамках исполнения поручения президента РФ по реализации его Послания Федеральному Собранию РФ. В заседании принимала участие член Центрального совета ВСМС, председатель волгоградского регионального отделения Ирина Соловьёва. Одновременно она является председателем Общественной Думы Волгограда, которая в пилотном режиме как раз и призвана реализовать новую модель местного самоуправления. По просьбе редакции ИА «Город героев» Ирина Анатольевна согласилась прокомментировать предстоящие изменения в системе МСУ.

- Ирина Анатольевна, в чём суть предлагаемых изменений в закон об организации местного самоуправления?

- Система организации местного самоуправления, существующая сегодня, имеет ряд недостатков. Главный из них - оторванность от населения, проживающего на территории. Местные власти зачастую мало знают о тех проблемах, которые волнуют людей. Между тем, органы местного самоуправления, как сказал президент Путин в своём прошлогоднем Послании Федеральному Собранию, «это самая близкая власть к населению, она должна находиться на расстоянии вытянутой руки».
Поэтому суть предлагаемых изменений – это, прежде всего, приближение органов местного самоуправления к народу, вовлечение большего числа граждан у управление своей территорией, усиление общественного контроля.
Предлагаемое реформирование системы местного самоуправления можно условно разделить на несколько ключевых блоков. К первому относятся вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления. Эти вопросы уже достаточно продолжительное время обсуждались в регионах, в органах местного самоуправления, в экспертном сообществе. Все согласились с тем, что наиболее оптимальным является формирование двухуровневой системы местного самоуправления. Применительно к крупному городу, такому, как наш, первый уровень - это внутригородской район, второй – это уровень города, городской агломерации.
Этот вопрос мы обсуждали и на «круглом столе» в Волгограде в декабре прошлого года. Его участники также пришли к выводу о необходимости создания двухуровневой системы, поскольку сегодня этого требует сама жизнь.

- В чем преимущество этой системы?

- Прежде всего, в том, что районный уровень более приближен к населению. Сравните сами: в Волгоградской городской думе – 48 депутатов. А в восьми районных общественных думах, которые были сформированы месяц назад в нашем городе, – 157. Иными словами, на каждого районного депутата приходится в разы меньше избирателей, чем на городского. Естественно, депутат представительного органа района имеет больше возможностей познакомиться с каждой семьёй, с каждым человеком, который живёт в его округе, узнать, чем он живёт, и какие у него проблемы.
В этой связи весьма показательным является состав депутатов районных общественных дум, созданных месяц назад в нашем городе. В них вошли люди, которых хорошо знают избиратели на территории, где им предстояло работать, они зарекомендовали себя активной общественной работой по защите прав и интересов граждан. Среди общественных депутатов – представители различных социальных и профессиональных групп, разных возрастных категорий, в том числе молодежи.

- Но ведь такое увеличение числа депутатов приведёт к значительному росту расходов на содержание представительных органов местного самоуправления?

- Я бы так не сказала. Ведь депутаты районных дум работают исключительно на общественных началах. Для них это вполне естественно, потому что все они уже не первый год участвуют в деятельности различных общественных организаций в свободное от основной работы время. Для них депутатство стало ещё одной формой общественной работы. Так должно быть и в будущем.
Говоря о преимуществах новой системы, стоит отметить, что она позволяет в большей степени обеспечить честность и прозрачность выборов депутатов и тем самым повысить их легитимность в глазах избирателей. Ведь если кандидат живёт в том же самом микрорайоне, где ему предстоит избираться, и является активным общественником, то, значит, люди его хорошо знают и доверят ему представлять их интересы в районной думе. Это, собственно говоря, и было продемонстрировано во время процесса формирования общественных районных дум в нашем городе. Люди пришли работать в общественную думу не за деньгами или карьерой, а потому что они занимают активную жизненную позицию и хотят что-то изменить к лучшему на своей территории и в городе в целом.
В этой связи хотела бы отметить, что наш проект по созданию двухуровневой системы местного самоуправления, пока как общественных представительных органов, вызывает большой интерес и в других регионах страны. В ходе заседания Центрального совета ВСМС ко мне обращались коллеги из многих других городов с просьбой рассказать, как идёт реализация проекта, какие уже достигнуты результаты.
Я проинформировала коллег, что общественные депутаты в Волгограде регулярно проводят встречи с жителями непосредственно в местах их проживания. Только за прошедшую неделю в этих встречах приняли участие более полутора тысяч волгоградцев, они высказали свыше двух с половиной тысяч замечаний, предложений и инициатив. Это говорит о том, что их проблемы длительное время не решались, и интересы территорий в полной мере не учитывались. Поэтому большинство граждан, принявших участие в этих встречах, поддерживают идею создания двухуровневой модели местного самоуправления, укрепления районного звена и создания районных представительных органов власти.
Опираясь на опыт, уже полученный нами в ходе реализации первого этапа работы общественных дум, встреч с горожанами, мы также внесли свои предложения по законопроекту, который будет обсуждаться в Государственной Думе. По нашему мнению, именно такая система организации местного самоуправления может обеспечить реальное участие в нём граждан.

- Какие ещё ключевые блоки есть в предлагаемых изменениях?

- Создание двухуровневой системы, естественно, предполагает распределение полномочий. Ведь мало создать органы местного самоуправления на районном уровне, нужно ещё наделить их необходимыми полномочиями. А сейчас между разными уровнями власти нет четкого разделения полномочий. Это приводит к тому, что граждане неоправданно лишаются влияния на процессы жизнеобеспечения на местах, на решение вопросов местного значения. Это противоречие призваны устранить изменения в закон об организации местного самоуправления.
Ещё один ключевой блок вопросов – это финансово-экономические основы местного самоуправления. Как известно, местные бюджеты, особенно небольших поселений или районов, страдают хронической нехваткой средств. Поэтому какие бы широкие полномочия поселениям ни дай, у них просто-напросто не будет денег. В таких условиях нельзя говорить ни о самостоятельности муниципалитетов, ни об их устойчивом социально-экономическом развитии. Поэтому в качестве составной части реформы местного самоуправления предусматривается пересмотреть некоторые статьи бюджетно-налогового законодательства, чтобы передать в местные бюджеты ряд доходных источников.
Но необходимо не только изыскать для местных бюджетов дополнительные источники доходов, но и наладить действенный контроль за использованием средств. Ведь если они используются неэффективно, - это все равно, что их потерять. Поэтому новая система местного самоуправления позволит развить все формы общественного контроля на местах – это и обоснование планируемых расходов из бюджета на те или иные программы, и проведение общественной экспертизы предлагаемых проектов решений, определения перспектив и приоритетов развития территорий.

- Создания в системе местного самоуправления районного звена повлечёт за собой значительные изменения в кадровом составе органов местной власти. На работу придут новые люди, не имеющие достаточного опыта, не обладающие достаточным уровнем профессионализма. Как предполагается решать эту проблему?

- Очень правильный вопрос. Потому что важнейшей составной частью реформы станут вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления. О необходимости обеспечить местное самоуправление профессиональными кадрами говорил в своем Послании и президент. Эту проблему мы также обсуждали неоднократно на различных площадках.
Уровень профессионализма необходимо повышать не только тем, кто ещё только придёт во власть, но и тем, кто уже в ней работает. Не секрет, что, например, в нашем городе расстановка кадров в муниципалитете осуществляется зачастую не по признаку компетентности, а по степени близости к должностному лицу, которое находится у власти в городе. От такого подхода необходимо отказываться. На заседании Центрального совета ВСМС отмечалось, что необходимо модернизировать всю систему обучения и переподготовки муниципальных кадров, унифицировать принципы прохождения государственной и муниципальной службы, повысить социальную защищённость муниципальных работников. На заседании было поддержано также предложение закрепить в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязательность и периодичность не реже одного раза в 5 лет прохождения муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, курсов повышения квалификации с последующими экзаменами или иными испытаниями.

- Когда ожидается принятие изменений в закон об организации местного самоуправления? Следует ли нам ожидать выборов в муниципальные органы власти уже в этом году?

- Необходимо отметить, что ввиду важности этого законопроекта ему придаётся большое значение на всех уровнях власти. Поэтому он будет рассматриваться в Государственной Думе одним из первоочередных. Думаю, что его могут принять уже в ближайшие месяцы.
Что касается его правоприменения в регионах и, соответственно, проведения выборов в местные органы власти, то из многих регионов поступают предложения, чтобы предоставить право решать этот вопрос самим субъектам федерации. Так что в нашей области сроки проведения выборов будут определять региональные органы власти.

 

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"