В закон внесли поправки
После того, как государство переложило бремя финансирования капитального ремонта многоквартирных домов с себя на плечи граждан, для многих людей этот вопрос остаётся одним из самых острых и болезненных.
Вокруг законов о капитальном ремонте – и российского, и областного -по-прежнему кипят споры, идёт борьба. В результате только в 2015 году в законодательство о капитальном ремонте многоквартирных домов внесли целый ряд поправок.
1) Назначение руководителя областного фонда капремонта теперь будет проходить только по конкурсу.
2) Если раньше решение общего собрания собственников квартир в доме о прекращении перечисления взносов в «общий котёл», то есть на счёт областного фонда капитального ремонта, и открытии собственного специального счёта на дом вступало в силу через 2 года, то теперь это будет происходить через год.
3) Собственники квартир в новых домах, только что введённых в эксплуатацию, будут платить взносы на капремонт только через 5 лет после включения дома в областную программу капремонта.
4) Областной фонд капитального ремонта в договорах обязан теперь прописать установление гарантий на выполненные работы не менее 5 лет со стороны фирм-подрядчиков и их обязательства устранить в разумный срок и за свой счёт выявленные недостатки и недоделки.
5) В перечень работ по капремонту дома добавили утепление фасада и усиление ограждающих несущих конструкций.
6) Введение компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим пенсионерам, достигшим 70 лет, - в размере 50%, возраста 80 лет – в размере 100%.
Против интересов волгоградцев
В то же время, по настоянию областных властей голосами депутатов «Единой России» в минувшем году было внесено немало изменений в закон о капремонте, которые направлены против интересов волгоградцев:
1) В перечень лиц, имеющих право быть владельцем специального счёта, на котором собираются средства на капремонт, добавили управляющие компании. Замечательное решение! Мало тех злоупотреблений, которые позволяют себе управляющие компании с деньгами жильцов, так давайте дадим им возможность распоряжаться ещё и средствами на капремонт?!
2) Областной фонд капремонта получил право размещать свои, временно свободные, средства в российских кредитных организациях, проще говоря, в банках. Во-первых, непонятно, как при таком огромном количестве домов, нуждающихся в капремонте, при ритмичной и профессиональной работе фонда могут быть свободные средства, а, во-вторых, наш богатый российский опыт последних лет подсказывает, что как только у каких-то организаций возникают подобные возможности, то почему-то очень часто появляются всевозможные злоупотребления и нарушения законов.
3) Убрали статью о договорах, заключаемых фондом капитального ремонта с собственниками помещений в многоквартирных домах. Вместо расширения этой статьи, вместо детального фиксирования прав граждан во взаимоотношениях с фондом капремонта вообще исключают эти положения из закона. Это приведёт к уменьшению возможностей для простого человека защищать свои законные интересы в ходе капремонта.
Кстати, предвидя возможные возражения, что федеральный закон о капитальном ремонте не содержит обязательности областных фондов капремонта заключать договоры с гражданами, скажем, что это одна из ключевых позиций, по которой не прекращаются споры более двух лет.
Договор должен быть!
4) Каждый вид работ капитального ремонта теперь не обязательно должен быть завершён в течение года, а может быть растянут на три года! Непонятно только, чего в этом решении больше – отсутствия здравого смысла или наплевательского отношения к людям? В Волгограде, Камышине, Петров Вале и других городах месяцами стояли раскрытые в ходе капремонта крыши, а квартиры заливались дождями и таявшим снегом, но это, видимо, тех, кто предлагал это решение и голосовал за него, ничему не научило.
5) В законе заложена возможность переноса сроков выполнения работ на более поздний период и сокращение перечня видов работ по капитальному ремонту (вместо 8 позиций можно будет делать 1-2, как это повсеместно было в 2015 году). Правда, в тексте закона есть оговорка, что всё это возможно только по решению общего собрания собственников жилья, но мы ведь знаем, как бывает на практике.
6) До недавнего времени в областном законе о капитальном ремонте (статья 11) было записано, что многоквартирные дома, имеющие более 70% износа, не включаются в областную программу капремонта. При этом администрация области должна была до лета 2014 года утвердить порядок, сроки проведения и источники финансирования сноса этих домов и решение жилищного вопроса волгоградцев, проживающих в таких домах.
Понятно, что никто ничего не сделал, а в конце 2015 года внесли в областной закон о капитальном ремонте поправку о том, что многоквартирные дома с износом более 70% включаются в областную программу капитального ремонта и ремонтируются в течение трех лет.
Получается, что вместо сноса фактически ветхих и аварийных домов, вместо решения вопроса о предоставлении людям нового жилья будут «закрывать глаза», изображая капитальный ремонт там, где он уже не поможет. При этом ещё, скорее всего, будут «загонять» большие средства, зная, что это бесполезная трата денег!
7) Ну, и, конечно, же, решение, которое возмутило волгоградцев больше всего. Это повышение размера взноса на капремонт с 5,06 рубля до 5,9 рубля.
Что необходимо сделать
Хотя в закон о капремонте удалось внести несколько поправок в интересах людей, в целом он по-прежнему остаётся «болевой точкой» области и страны. Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
- вернуться к практике 2008-2013 годов, когда деньги на капремонт многоквартирных домов выделял российский бюджет, а не граждане;
- областной администрации обеспечить действенный контроль за работой фонда капитального ремонта, исключив возможность любых нарушений, прежде всего, финансовых;
- добавить в перечень работ по капремонту домов установку общедомовых приборов учёта;
- областному фонду капремонта выполнять все восемь видов работ, предусмотренных законом о капитальном ремонте, а не 1-2, как сейчас, делая это на основе заключения полноценных договоров с собственниками квартир, в которых подробно прописаны права и взаимные обязанности фонда и граждан.