Ровно год назад было опубликовано обращение участников первой областной конференции Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры к губернатору Андрею Бочарову.
Из канцелярии главы региона обращение передали вице-губернатору Харичкину, тот его передал в комитет культуры Гепфнеру, который, в свою очередь, спустил его для подготовки ответа своему подчиненному Крылову.
В результате мы получили ответ от губернатора, подписанный заместителем председателя комитета культуры Н.И. Селивановой.
Год – достаточное время для того, чтобы дать оценку ответам. Далее я привожу наши вопросы, ответы губернатора (именно губернатора, ведь обращение было направленно ему лично, и даже если ответ подписан Н.И. Селивановой, он всё равно является ответом на обращение к губернатору) и свои комментарии.
1. Незамедлительно приступить к созданию регионального органа охраны объектов культурного наследия, не наделенного более никакими иными функциями, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
ОТВЕТ. В настоящее время комитетом культуры в полном объёме осуществляются все полномочия по государственной охране объектов культурного наследия.
КОММЕНТАРИЙ. В ответе ни слова о том, почему не исполняется Федеральное законодательство и когда будет создан комитет по госохране ОКН. Закон, кстати, и до сих пор бы не исполнялся, если бы не прямое вмешательство Генеральной прокуратуры. Сегодня комитет создан, но насколько он будет независим и соответствовать возложенным на него функциям государственной охраны, покажет время.
2. Разработать и принять стратегию сохранения культурного наследия Волгоградской области, её разработку поручить общественному научно-экспертному Совету по культурному наследию, состоящему из профессионалов, с привлечением чиновников лишь на последнем этапе ее разработки.
ОТВЕТ. Вопрос разработки стратегии сохранения объектов культурного наследия Волгоградской области будет направлен для обсуждения в создаваемый общественный совет по культурному наследию в 2016 году.
КОММЕНТАРИЙ. Общественный совет по вопросам культурного наследия был создан приказом комитета культуры № 01-20/243 от 20.07.2016 г. Совет абсолютно фейковый, подавляющее большинство его членов - аффилированные с комитетом культуры лица. Кроме того, в совет, вопреки поручению президента РФ Владимира Путина Пр-571 от 4 апреля 2016 года, не были включены представители ни одной общественной организации Волгограда, уставной деятельностью которой является сохранение культурного наследия. О том, что этот Совет был создан «лишь бы что-то создать», говорит и тот факт, что было проведено лишь одно заседание, 29 июля 2016 года, на котором мнимые общественники избрали своих председателя и секретаря. На этом работа Общественного совета прекратилась, и, разумеется, ни о какой стратегии сохранения речи больше не идёт.
Губернатору безразлична дальнейшая судьба тех немногих объектов культурного наследия, которые смогли выжить после Сталинградской битвы?
3. Историческому центру города Волгограда, границы которого определены в Правилах землепользования и застройки, придать статус объекта культурного наследия и законодательно закрепить границы территории и зон охраны исторического центра.
ОТВЕТ. Ваше региональное отделение ВООПИиК вправе провести работы по выявлению исторического центра города Волгограда и направить в комитет культуры заявление.
КОММЕНТАРИЙ. Из ответа следует, что губернатор никаких действий по сохранению исторического центра города предпринимать не намерен? Мол, вам надо – вы и делайте, а в сферу наших интересов сохранение исторического центра Волгограда не входит.
4. Сформировать целевую программу по выявлению, паспортизации и постановке на учет памятников архитектуры и градостроительства, а так же разработать программу по мониторингу памятников культурного наследия Волгоградской области
ОТВЕТ. Государственной программой Волгоградской области "Развитие культуры и туризма в Волгоградской области" на 2015 - 2020 годы, утверждённой постановлением Администрации Волгоградской области от 8.09.2015 г. N 217-п предусмотрены мероприятия по выявлению и изучению объектов культурного наследия.
КОММЕНТАРИЙ. Отписка в лучших бюрократических традициях. Да, действительно, в упомянутой программе есть несколько строк о мероприятиях по выявлению и изучению объектов культурного наследия. Но ни о какой целевой программе по выявлению, паспортизации, постановке на учет и мониторингу состояния там речи не идет, только общие слова. Из ответа губернатора следует, что такой программы нет в планах администрации области.
5. Границы зон охраны объектов культурного наследия утверждать постановлением Администрации области, а в исключительных случаях – законодательно.
ОТВЕТ. Усложнение порядка утверждения зон охраны объектов культурного наследия приведёт к увеличению сроков и количества административных процедур, а также к снижению эффективности мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
КОММЕНТАРИЙ. Ответ очень лукавый. Усложнение порядка утверждения подразумевает и усложнение порядка изменения границ территорий и зон охраны, а именно этого мы и хотели бы добиться. Сегодня границы изменяются с невероятной лёгкостью, зачастую по два раза в год, достаточно лишь издать новый приказ по комитету. К примеру, границы территории комплекса застройки проспекта Ленина, от Царицы до Мамаева кургана, были этим летом изменены по просьбе собственника двух мелких магазинчиков около Центрального рынка. В результате изменений из территории памятника были исключены огромные земельные участки на 7-й Гвардейской, Пражской, Порт-Саида, Комсомольской, Краснознаменской. Усложнение изменения границ приведёт только к повышению эффективности мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
6. Законодательно, в соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, исключить случаи изменения предмета охраны объекта культурного наследия, а так же изменения облика, объёмно-планировочных и конструктивных решений и структуры, интерьера в случаях, когда предмет охраны не определён.
ОТВЕТ. Все запреты уже установлены Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
КОММЕНТАРИЙ. Да, установлены, и нам это прекрасно известно, именно на него мы и ссылаемся в обращении. Но вопрос адресовался нашим областным законодателям, а не к готовившему ответ комитету культуры. Ведь помимо этого вопроса у нас есть ещё целый ряд предложений по совершенствованию областного закона № 1908-ОД от 01.07.2009 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области. Но обращение к губернатору спустили в комитет культуры, даже не вникнув в его смысл.
7. Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда при выдаче заданий на проектирование учитывать градостроительные регламенты зон охраны памятников истории и культуры, разработанные ИНРЕКОНом в 2006 г. в рамках разработки Генерального плана города Волгоград (для чего прилагать градостроительные регламенты соответствующих зон).
ОТВЕТ. Согласно Градостроительному кодексу задание на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства подготавливает технический заказчик или застройщик. К полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовка указанного задания не относится.
КОММЕНТАРИЙ. Я допускаю, что не совсем корректно сформулирован вопрос. Но суть вопроса однозначна: каждый проектировщик должен знать границы зон охраны объектов культурного наследия и учитывать при проектировании градостроительные регламенты этих зон. В этом случае у нас не будет таких вопиющих случаев, как проектирование автомагистрали по территории федерального памятника «Лысая гора» или строительство гостиницы на Предмостной площади на территории зоны охраняемого ландшафта комплекса застройки проспекта Ленина.
8. Незамедлительно приступить к работам по консервации объектов культурного наследия, находящихся в аварийном и неудовлетворительном состоянии.
ОТВЕТ. Облкомкультуры совместно с органами прокуратуры принимаются меры по предотвращению правонарушений и привлечению к административной ответственности собственников объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
КОММЕНТАРИЙ. Просто любопытно, какие же меры были приняты к собственникам ОКН, находящимся в неудовлетворительном состоянии: Клубная, 1; Балашовская 11, 13 и 13а (собственник – город Волгоград); кожзавод Смирнова на Палладина, 48а (собственник – Волгоградская область); Огарева, 5 и 20 (собственник – Российская Федерация)?
9. Срочно разработать и принять комплексную программу реставрации фасадов и кровли объектов культурного наследия, её разработку поручить общественному научно-экспертному Совету по культурному наследию, состоящему из профессионалов, с привлечением чиновников лишь на последнем этапе ее разработки. До принятия такой программы Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры должно принимать участие на всех стадиях проведения капитального ремонта объектов культурного наследия: проектирования, исполнения и приёмке выполненных работ.
ОТВЕТ. В Волгоградской области капитальный ремонт многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, проводится с соблюдением требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Разработку отдельной программы реставрации фасадов и кровли объектов культурного наследия облкомкультуры полагает нецелесообразной.
КОММЕНТАРИЙ. Нашему реготделению пришлось самому, без помощи органов власти, создать рабочую группу по капремонту ОКН, включить в нее представителя органа госохраны ОКН, выявить целый букет грубейших нарушений и составить список рекомендаций по их устранению.
10. Во исполнение Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ необходимо сформировать целевую программу по выявлению, паспортизации и постановке на учет древних и средневековых духовных и бытовых памятников Волгоградской области (стоянки, поселения, курганы), а также стационарных памятников Волгоградской области, связанных с историей Хазарского каганата, Золотой орды, донского и волжского казачества, расположенных по берегам р. Дон и его притоков, р. Волга, Цимлянского и Волгоградского водохранилищ. В рамках указанного проекта особое внимание уделить памятникам казачьей истории.
ОТВЕТ. Программой "Развитие культуры и туризма в Волгоградской области" предусмотрены, в том числе, мероприятия по выявлению и изучению объектов культурного наследия.
КОММЕНТАРИЙ. Когда нечего ответить по существу, делается копипаст отписки. В данном случае скопирован ответ на четвёртый вопрос, который также не имеет никакого отношения к вопросу.
11. Обеспечить силами военизированных казачьих формирований Волгоградской области патрулирование в период с марта по декабрь всех стационарных археологических памятников, в том числе – непосредственно связанных с казачьей историей.
ОТВЕТ. Члены казачьих обществ Волгоградской области могут быть привлечены к охране объектов культурного наследия на территории Волгоградской области на основании договоров, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с казачьими обществами региона.
КОММЕНТАРИЙ. Из ответа не совсем ясно, собираются ли органы власти использовать эту возможность в сохранении культурного наследия, или опять предлагают нам взять инициативу в свои руки? Мы предлагаем инструмент сохранения, но от имени губернатора высказывается равнодушие к нашему предложению.
12. Создать Административную комиссию Волгоградской области по паспортизации и учету историко-археологических ценностей, находящихся в частном владении, с целью включения их в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
ОТВЕТ. Полномочия государственного контроля за состоянием негосударственной части музейного фонда Российской Федерации относятся непосредственно к Министерству культуры Российской Федерации.
КОММЕНТАРИЙ. Зачем проявлять инициативу, зачем эта головная боль о каких-то ценностях, нас это совершенно не касается, и слава богу. А если вам так неймётся, пишите в министерство культуры. Что и говорить, государственный подход к наследию со стороны региональной власти.
13. В рамках развития внутреннего туризма разработать и принять программу археологического, архитектурного и этнографического туризма, включив в неё специалистов Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
ОТВЕТ. Облкомкультуры предлагает заключить соглашение о сотрудничестве между ГБУ ВО «Агентство развития туризма» и ВРО ВОО «ВООПИиК» с целью взаимной информационной поддержки, совместной деятельности по включению археологических и архитектурных объектов в туристические маршруты.
КОММЕНТАРИЙ. Напомню, это ответ на обращение к губернатору. Хотите помочь области в развитии туризма? А при чём здесь администрация? Вот сами и договаривайтесь, заключайте соглашения, развивайте туризм.
14. Разработать и принять регламент размещения вывесок на объектах культурного наследия, включая процедуры контроля и демонтажа.
ОТВЕТ. Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда разработан проект порядка размещения и содержания информационных конструкций в Волгограде, предусматривающий согласование с облкомкультуры размещения конструкций на объектах культурного наследия.
КОММЕНТАРИЙ. Да, действительно, проект разработан и вывески приведут в божий вид. Мы работаем в рабочих группах районных администраций, предупреждаем собственников о незаконности размещения рекламы на объектах культурного наследия.
15. Составить и разместить в свободном доступе реестр собственников объектов культурного наследия.
ОТВЕТ. Размещение в свободном доступе реестра собственников объектов культурного наследия Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ не предусмотрено.
КОММЕНТАРИЙ. Это действительно так, не предусмотрено. Но у нас есть областной закон, в котором это можно предусмотреть. Невозможно проводить полноценный мониторинг объектов культурного наследия, не зная имя собственника. Такой реестр крайне необходим.
Итак, тринадцать из пятнадцати вопросов, поставленных перед губернатором год назад, не решены. Будем пытаться решить их уже с новым комитетом по государственной охране объектов культурного наследия.
И мы вновь обращаемся к губернатору со словами, которыми начиналось наше обращение годичной давности:
Уважаемый Андрей Иванович!
Город-герой Волгоград и Волгоградская область находятся на грани гуманитарной катастрофы в области сохранения объектов культурного наследия. Большинство памятников истории и культуры на территории нашего региона находятся в удручающем состоянии и нуждаются в немедленном вмешательстве в их судьбу.
Объекты культурного наследия – это носители генетического кода региона, его истории. Равнодушно наблюдая за исчезновением своей истории, а подчас и содействуя этому процессу, мы должны понимать, что история всегда жестоко мстит за подобное пренебрежительное отношение к себе. Развитие невозможно без опыта прошлого. Обрубая корни, нельзя ждать плодов.
Комментарии
ШАМАН