
Неожиданно для всех сайт агентства замолчал – на самом пике популярности. Также неожиданно для всех на пике популярности, после одиннадцати лет работы, администрацию области покинула известный журналист и политтехнолог Елена Каменская. Ну а сегодня «GG» возвращается благодаря своему новому учредителю и главному редактору – Елене Каменской.
– Лена, ты смелая женщина! В Волгограде ещё не забыли, почему информагентство «Город героев» приостановило свою деятельность. На бывшего его владельца Константина Краснопольского было совершено нападение, после которого он чудом остался жив…
– Слава Богу – у Кости сегодня всё замечательно. Но «GG» он оставил вовсе не по этой причине. Ему предложили хорошую работу в престижном учреждении столицы.
– И ты намерена продолжать дело «Города героев», что называется, без купюр?
– Мы с коллегами хотим возродить не только лучший сайт региона, но и заниматься настоящей журналистикой. Почувствуй разницу – не киллерством от журналистики или продажностью, а чистым ремеслом. Этим, кстати, «GG» всегда отличался от других информагентств. Если его авторы и работали против прежнего мэра или партии «Единая Россия», это было их убеждением, а не чьим-то проплаченным заказом.
Радует, что «Город героев» до сих пор помнят, его цитируют, любят и… чего уж там – ненавидят. На последних выборах в областную Думу штаб «ЕР» заказывал социсследования аналитической группе из Питера. Так там в списке самых популярных СМИ Волгограда и области значилось наше информагентство. Когда мы объяснили, что «Город героев» уже четыре года не работает, социологи ответили: «Но мы же не виноваты, что это СМИ респонденты называют». А между тем мало кто знает, что ещё в 2003 году «GG» удостоен звания «Золотой сайт России». И, согласись, грех было бы похоронить его. Разумеется, мы не собираемся идти прежними «тропами войны». Используем возможность начать с белого листа. Но оставляем за собой право выбора. Будем плыть не по течению или против него, а туда, куда считаем нужным.
– Да уж, помню-помню, как многие политики начинали и заканчивали день с «GG». Многие из них – в страхе оказаться персонажами одной из его рубрик. Владея приёмами политического «кича», авторы сайта своими публикациями держали в тонусе весь бомонд региона…
– Под рубрикой «Аллюзии» мы читали своего рода «роман с продолжением»: короткие сатирические байки с весьма узнаваемыми персонажами. Хотя фамилии этих персонажей изменялись. К примеру, Сова – Олег Савченко, ЕПИ – Евгений Ищенко, Владимир Тулупцев – Владимир Овчинцев, Василий Галушко – Василий Галушкин, Юрий Чехонте – Юрий Чехов и тому подобное. Причём большинство из них не обижалось, принимая «роман» как коллективное творчество посетителей сайта.
А помнишь, как на нём постоянно присутствовали два виртуальных персонажа, от лица которых шло повествование, – политический аллюзионист Monsieur Montblanc и ПолитПерец. Этот приём вносил в содержание сайта элемент игры, ирреальности, оригинальности, непохожести на другие аналогичные интернет-СМИ.
– Елена, давай начистоту: за эти годы у «GG» появились конкуренты. У каждого свои читатели-почитатели и тоже популярность…
– И это замечательно. С удовольствием читаю v1.ru, «Новости Волгограда». Сейчас время такое, когда приоритет отдаётся виртуальным масс-медиа. Хотя появились не только другие интернет-СМИ, но и международный фестиваль интеллектуалов «Город героев», песня «Город героев». Кто-то выходит под таким именем в Живой журнал. Одно из местных интернет-изданий скопировало и структуру нашего сайта, и его фирменные цвета. А ребята одной из партий зарегистрировали печатное СМИ, едва ли не повторив наше название. Но мы ни на кого не в обиде. Потому что никому не удалось самое главное – занять эту профессиональную нишу. Тем более что теперь мы объединим «под своим флагом» все города-герои и города воинской славы, придав тем самым порталу статус международного.
– Получается, что вместе с «Городом героев» возвращаешься и ты…
– А я никуда не пропадала, чтобы возвращаться.
– Ну как же! Ещё год назад ты всегда была на виду. И в один день – как «Город героев» – исчезла из публичной политики. Не могу не спросить о том, что для многих осталось загадкой. Почему ты – успешная, энергичная, превосходно знающая своё дело, профессионал, каких по пальцам пересчитать, – «повелась» на какую-то заметку в интернете и ушла из областной администрации?
– Надо было «сохранить лицо» «первому» человеку, ждавшему переназначения на высокий пост. Не помогло... Это была не просто «заметка», а расправа с политическим окрасом в самый разгар информационной войны между городом и областью. Были грубые угрозы и шантаж, с помощью которых меня вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию. И не случайно в статейке упомянута – совершенно не к месту – фамилия нынешнего мэра, к которому я уже много лет не имею отношения. Впрочем, за несколько месяцев до случившегося мне стали намекать на некие «тайные связи» с мэром, в процессе которых я, якобы, «сливаю» ему нужную информацию. Ничего изящней придумать не могли. В конце концов, это же легко проверить.
Хотя главная причина всего случившегося – в выборах депутатов облдумы 2009 года. Кое-кому я вынуждена была показать... средний палец, уличив, мягко говоря, в неблаговидном деле, связанном с финансами. В тот момент, когда хотели уличить меня. Такие жесты в адрес «высоких» чиновников бесследно не проходят.
Не секрет, что за годы работы в органах власти я играла далеко не последнюю роль во всех предвыборных кампаниях. В ущерб личному времени и полноценному отпуску, а порой вопреки убеждениям и желанию. Превратила себя, вернее, позволила превратить в безотказный инструмент для достижения чьих-то политических целей.
Большинство крупных предвыборных кампаний в области проходило по одному сценарию. Сначала приглашали московских «признанных пиарщиков», которые, что называется, снимали сливки и за полтора-два месяца до выборов, не выдав ничего оригинального, покидали регион. А потом мы неимоверными усилиями разгребали их завалы по всем направлениям. Поскольку времени практически не оставалось, приходилось работать исключительно в экстремальных условиях.
Конечно, без последствий такие «рывки» не проходят. Остаётся много недовольных – тех, с кем в процессе работы пришлось вынужденно распрощаться. Либо потому, что не выдерживали заданного темпа, либо из-за профнепригодности.
Так вот, один из таких недовольных обещал отомстить. Обещал – и сделал, получив долгожданный заказ. Так появился «компромат» якобы о том, что я (цитирую): «продвигалась по служебной лестнице благодаря фальшивому диплому». Иными словами, без суда и следствия обвинил меня в уголовном преступлении, которого я не совершала. Причём информацию намеренно преподнесли так, будто у меня отсутствует высшее образование. На что даже некоторые мои друзья «повелись», успокаивая: «Ничего страшного, мы тебя и такую любим»… Не буду говорить о том, кому ещё и почему был выгоден мой уход из администрации. Пусть это останется на его совести.
– А копию некоего диплома одно из агентств опубликовало – с подписью «Копия верна»...
– Если бы стали разбираться в том, что произошло, вскрылась бы грубо сфабрикованная против меня схема. Но в планы организаторов «показательной порки» это как раз не входило. На том сайте опубликована копия диплома... моего супруга. Из любой копии очень легко сделать ещё сто копий – в том числе и с измененной фамилией. А вот каким образом на этой бумажке появилась подпись бывшей секретарши председателя комитета по печати Камышанова Ирины Николаевны Кудрявцевой – «копия верна» и, главное, КАКИМ ОБРАЗОМ эта копия оказалась в моём личном деле, можно было бы выяснить в правоохранительных органах, если бы я туда написала заявление. Как вы понимаете, без подписи «копия верна» никакую бумагу нельзя принимать к рассмотрению. Однако ни у кого не возникло вопроса: а где же копия диплома, подписанная представителями отдела кадров администрации области, принимавшими меня на работу в 1998 году, в то время как эта подпись имеется на дипломе с отличием Волгоградской академии госслужбы? Да потому что не существует никакого «липового» диплома. И я не отрицаю, что Кудрявцеву могли просто заставить совершить этот явный служебный подлог, что уголовно наказуемо. А вот тот, кто подсунул в личное дело этот «компромат», мог бы пойти по двум статьям УК РФ – за служебный подлог и злоупотребление служебным положением.
– И ты закрыла глаза на чью-то подлость, так легко всё бросив?
– Вначале я намеревалась отстоять в суде честь и достоинство, а уж потом писать заявление о возбуждении уголовных дел. Однако неожиданно столкнулась с беспрецедентным давлением. Не буду описывать подробности – пожалею судью, у которого, как он выразился, «семья, дети и грядущая проверка». Даже не думала, что моя скромная персона столь значима. И что история о моей учебе в пединституте, которой, кстати, я отдала шесть лет, в угоду кому-то превратится в громкий политический фарс. Судье позвонили и чётко пригрозили – не принимать решение в мою пользу. Ох, и кто позвонил! Разве против него в нашем регионе пойдешь?! И всё, что судья мог для меня сделать, это написать в решении, что мы с адвокатом не явились в суд!..
– Ну и нравы насаждались в областной администрации! Я – и то знаю не одну фамилию чиновников, которые на самом деле незаконно продвигались по служебной лестнице без образования. В том числе и одна из секретарш управделами господина Федюнина. А вот как раз о них почему-то никто не пишет.
– Эти люди известны не только тебе. Но давай закроем эту тему. Они же не преступники-рецидивисты. Тем более после того, как нашим городом руководил мэр с четырьмя паспортами, всё остальное, подобное, уже неинтересно.
А придраться при желании можно к любому чиновнику. И «закатать в асфальт» – как нечего делать. Поэтому, пользуясь случаем, хочу предостеречь своих бывших коллег. Если в вашем личном деле обнаружено ошибочное или недостоверное сведение, которое не повлекло за собой ни малейших юридических последствий, согласно указу президента от 30 мая 2005 года № 609 – как дополнению к закону о госслужбе – вы имеете право требовать изъятия этого сведения из своего личного дела по устному или письменному заявлению. И спокойно работать дальше. Многие, кстати, об этом не знают, что позволяет власти расправляться с неугодными.
– Кто-кто, а ты-то могла обратиться к омбудсмену, известным правозащитникам по поводу давления на суд.
– Обращалась к бывшему нашему омбудсмену и услышала, что всё бесполезно. Если судье позвонил «сам» и попросил... У меня тоже семья, и ради её спокойствия я прекратила судебные разбирательства. Одна моя знакомая, известный в регионе адвокат, как-то спросила: зачем тебе это надо – судиться, терять здоровье и минимум год жизни? Твои родные и близкие разве не знают, что произошло на самом деле? Тогда зачем тебе другие, чужие люди? Особенно те, кто ждёт от тебя оправданий и намеренно спровоцировал скандальную ситуацию?
После этой её встряски поняла, что ничего и никому не обязана доказывать. Ничего и никому! Я уже давно всё доказала – своей жизнью, работой, отношением к делу, людям, семье и друзьям. Опускаться до разборок с теми, кто испытывает оргазм от того, что сломал кому-то судьбу, значит, признавать свою слабость.
– А почему же первый заместитель губернатора, в команде которого ты находилась столько лет, не встал на твою защиту?
– В разное время я была в команде Агацова, Анипкина, Гребенникова, Антонова Виталия Сергеевича, Давыдова Алексея Михайловича, Фатеева Владимира Петровича. Других команд не припомню. Особенно команды Юрия Сизова. Работать в одной структуре и быть в команде – разные понятия. Команда – это когда все со всеми, а не все против всех. Сизов, на мой взгляд, – огромная ошибка губернатора Максюты. Но это тема отдельной публикации.
Зато если бы не та пресловутая заметка, я никогда бы не узнала, что у меня столько сторонников. Объявились даже люди, с которыми не виделась 15-20 лет. Наконец-то есть возможность поблагодарить тех уважаемых волгоградцев, которые писали обращение экс-губернатору в мою поддержку, давали комментарии в газетах и на сайтах. Все их добрые слова – мне аванс на будущее.
– Ну вот, недаром же за тобой закрепился имидж очень коммуникабельного человека, у которого, несмотря ни на что, хорошее настроение возникает с раннего утра…
– Просто я еще в юности – ради интереса – подсчитала, что 80 лет жизни на земле соответствуют всего лишь 29200 дням. Представляешь? Разве это не шок! У нас не так много времени, чтобы размениваться на уныние и страдать по любому поводу. Жизнь ведь нельзя переписать. Надо дорожить тем, что есть. А мне не на что жаловаться.
– Ещё скажи, что ты извлекла из этой истории кучу плюсов...
– А ты думал, будет иначе? Вспомнился один американский фильм, где главные герои приехали в заброшенную местность, и аборигены повели их куда-то в горы. И вдруг туземцы остановились. Их спрашивают, почему? А те отвечают: «Мы слишком быстро идём, наша душа за нами не поспевает». Вот и каждому из нас необходимо хотя бы раз остановиться, чтобы с новыми силами идти вперёд. И чтобы душа поспевала за тем, что мы делаем. Остановиться, чтобы понять, кто должен быть с тобой рядом, а кто случайный попутчик.
Получается, что я «вовремя остановилась», написав заявление об уходе по собственному желанию и получив, в итоге, достаточно времени для творчества. Господь дал шанс, его надо использовать. Разве это не плюс?
К тому же за прошедший год практически завершила работу над диссертацией. Вернее, написала её заново. От прежней, которую готовила с 2002 года, не осталось ни строчки. Стала соискателем учёной степени кандидата политических наук на кафедре истории и теории политики академии госслужбы. Защищаться буду в Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону. В различных специализированных журналах вышли мои научные публикации, в основном, по проблемам информационной политики региона и информационной открытости органов власти. Наука, как ничто другое, отвлекает от всего наносного и второстепенного, что стало для меня «жирным» плюсом.
Пишу одновременно две книги. Одна про местные выборы (хочется поделиться тем, о чём вынуждена была молчать, будучи на государственной службе), а другая – книга миниатюр «с натуры» под рабочим названием «Неожиданности». В ней три части: «Взрослые неожиданности», «Детские…» и… «Депутатские…». Там есть и грустное, и смешное, политическое, и философское, и просто житейское, но обязательное неожиданное.
Думаю над созданием общественной организации журналистов, альтернативной Союзу журналистов России, который де-факто в регионе бездействует. Разработала эффективную, на мой взгляд, предвыборную концепцию, подходящую в нынешних условиях для любой партии. Вот только теперь ещё подумаю, кому её предложить. Прошли те времена, когда я беспечно раздаривала свои идеи, а кто-то выдавал их за собственные.
– Вот слушаю тебя и думаю, почему в нашем городе какая-то гипертрофированная зависть к более талантливым и успешным? Достаточно вспомнить любой интернет-форум. Как только человек добивается определенных успехов, занимает какой-то пост, у него тут же появляются недоброжелатели, завистники, которые пытаются оболгать, унизить. Недаром же кто-то сказал, что зависть – это репетиция ада…
– Не может быть такого, чтобы в отдельно взятом городе жили люди, более озлобленные и завистливые, а в других ангелы во плоти. У нас замечательный город. Далеко не хуже других. А «репетиция ада» происходит везде и всегда. Да что там говорить о нас, простых смертных! Вспомните Пастернака, Ахматову, Раневскую. Все были либо отсидевшие, либо проклятые и гонимые. Как теперь выяснилось, они составляют Серебряный век.
Любые испытания даются не просто так. И если мои испытания были нужны для того, чтобы, в числе прочего, возродить проект «Город героев», я благодарна за них Всевышнему.
Хотя правда в твоих словах, безусловно, присутствует. Невольно испытываешь уважение к Кирсану Илюмжинову, который намеренно до последнего скрывал своего преемника на пост президента Калмыкии. «Если я назову какую-то фамилию, его начнут долбать и съедят за полтора месяца» – так он объяснил свою тактику.
– Судя по всему, «Город героев», как и прежде, ориентирован на политику и на всё, что с ней связано?
– Наш сайт останется открытой площадкой для любых тем, для всех, кто уверен, что полуправда хуже лжи, кто считает наивысшей ценностью справедливость и человеческое достоинство. Для кого скука – единственный грех, которому не может быть прощения. Как бы пафосно это ни звучало, я в это искренне верю и сделаю всё, чтобы было именно так.
Беседовал Сергей ВОЛИН.