Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Политика

Сорок четыре областных центра России ввели институт сити-менеджмента

24024245_035railstationЗавтра город-герой Волгоград может стать сорок пятым
Похоже, споры о преимуществах и недостатках сити-менеджеров, как альтернативы избранным мэрам, завершились.

Во всяком случае, на прошедшем совещании в Минрегионразвития РФ констатировали массовый переход регионов на новую форму управления и озадачились разработкой единых стандартов к образованию и опыту работы сити-менеджеров.

По уточнённым данным Министерства регионального развития РФ, институт сити-менеджмента введен уже в 44 региональных столицах. То есть больше половины субъектов РФ отказались от выборов глав крупнейших городов. В целом, согласно докладу директора департамента Минрегиона по развитию регионов и муниципальных образований Елены Кодиной, пост сити-менеджера введён в 4,782 тыс. муниципальных образований, что составляет 20,2% от их общего числа (23,5 тыс.). Разделение местной власти на политического главу, который избирается из состава местной гордумы, и сити-менеджера, нанимаемого депутатами на «хозяйственную работу» по конкурсу, прописано в федеральном законе о местном самоуправлении.
На эту форму управления города переходят, как правило, после неудач с всенародно избранными мэрами. Например, в Волгограде за 10 лет уже три мэра, один за другим, не смогли доработать свои сроки до конца из-за политических или уголовных скандалов. После того как в феврале глава Волгограда Роман Гребенников был отрешён губернатором от должности за неисполнение решений судов и нарушение прав граждан, местная гордума начала работать над поправками в Устав, вводящих должность сити-менеджера. Оппозиция считает отстранение Гребенникова сведением счётов (мэр долго конфликтовал с главой Волгоградской области Анатолием Бровко, как и ранее с Николаем Максютой). Однако статистика говорит о том, что губернатор пошёл на вполне закономерный, и даже запоздалый шаг.
По данным Минрегиона, из всех федеральных округов именно Южный федеральный, и Волгоградская область, в частности, менее всего распространили у себя институт сити-менеджмента. Для сравнения: в Уральском округе сити-менеджеры появились во всех региональных столицах. В Приволжском округе мэра избирают только в Самаре. А в Северо-Кавказском сити-менеджеров нет пока только в Махачкале и Грозном. На Дальнем Востоке тоже есть отставание, но его обещают ликвидировать в ближайшее время. После заявления дальневосточного полпреда президента РФ Виктора Ишаева о необходимости внедрения новой системы управления "во всех крупных городах округа" в скором времени от выборов мэра откажется Петропавловск-Камчатский, Владивосток и ряд других городов.
Таким образом, констатируют в Европейском клубе экспертов местного самоуправления, муниципалитеты встраиваются в вертикаль государственной власти. По мнению главы комитета Госдумы по местному самоуправлению Вячеслава Тимченко, введение сити-менеджмента в крупных городах поможет избежать проникновения во власть недобросовестных людей и дилетантов, раздающих невыполнимые обещания. В правительстве РФ это, похоже, понимают, поскольку вместо споров о плюсах и минусах сити-менеджеров Минрегионразвития приступило к разработке свода правил их работы. Например, в США, на чей демократический опыт часто любят ссылаться оппозиционеры, сити-менеджер обязан иметь образование по профилю, и нанимается он только по рекомендации Ассоциации сити-менеджеров. На Западе, кстати, уже давно большинство муниципалитетов управляются профессиональными муниципальными менеджерами, которые сформировали отдельную профессию - council-manager или mayor-council.
Методом проб и ошибок к этой форме управления пришёл и Волгоград. Соответствующие поправки в Устав города уже были одобрены на общественных слушаниях, а завтра их предстоит рассмотреть волгоградской гордуме.
«Волгоград решился на перемены в муниципальном управлении одним из последних, на мой взгляд, по причине колоссальной негативной инерции противостояния исполнительной власти Волгограда и региональной исполнительной власти. В такой ситуации все вопросы, связанные с поиском оптимальной модели управления Волгоградом, были чрезмерно политизированы, - считает директор Института социальной антропологии города Волгоградской академии госслужбы Виктор Пилипенко. - Российское законодательство сегодня предполагает несколько моделей управления муниципальным образованием. И наличие права выбора модели управления городом - это демократическая норма, которая присутствует в большинстве цивилизованных стран мира. Главными критериями к сити-менеджеру должны стать наличие опыта руководящей работы в органах муниципальной и государственной власти не менее 10 лет, постоянное проживание кандидата в городе не менее 10 последних лет и наличие специального образования или профпереподготовки по специальности "Государственное и муниципальное управление". Кроме того, следует ввести особый порядок отчётности сити-менеджера перед городской Думой по 2-3 приоритетным для Волгограда проектам (например, строительству метротрама, формированию условий для жилищного строительства, строительству детских садов, ремонту городских дорог и т.п.). Режим ежеквартальной отчётности по таким приоритетным проектам позволит судить об эффективности сити-менеджера не по планам и обещаниям, а по реализации отдельных этапов, по промежуточному результату».

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"