Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Политика

Умный догадается, а дураку – и ни к чему?

mat6Опыт наброска идеологического портрета
Назначение Олега Матвейчева на должность вице-губернатора, курирующего идеологический блок, вызвало массу пересудов на волгоградских форумах. В том числе, и на форуме «Города героев».

Однако обсуждение это носит, по большей части, сугубо эмоциональный характер, что вызвано известным высказыванием Олега Матвейчева об оппозиции и о танковых гусеницах. И хотя автор заявил, что сказанное - всего лишь цитата из будущей книги, тем не менее, ни от одного слова не отказался.
Так кто же он - идеолог Олег Матвейчев? Чего нам ждать от этого человека, в послужном списке которого уживаются рядышком разнородные должности и профессии?


Мы попытаемся набросать идеологический портрет, основываясь исключительно на высказываниях самого Олега Матвейчева, благо, их по Интернету хоть отбавляй. И начнём с последнего по времени - интервью одному из волгоградских сайтов, уже после назначения.
Пропустим пока тривиальные реверансы волгоградцам относительно «священного трепета перед этой землёй», мы к ним ещё вернёмся. А пока к главному: в чём новоиспечённый вице-губернатор видит свою задачу? А вот, пожалуйста: «В том, чтобы объединить различные политические силы Волгоградской области, создать механизмы диалога и взаимного учёта интересов».
Замечательно! Наверняка этим словам порадуется любой здравомыслящий волгоградец - худой мир всегда лучше самой доброй ссоры. Правда, возникает вопрос: на каких условиях будет происходить объединение политических сил, по разному представляющих себе пути развития региона и страны? Как именно будут учитываться столь разные интересы?
Ответ краток и более чем красноречив: «Кто хочет воевать - будет воевать в другом месте».
Интересно, где же это - «в другом месте»? Будь это сказано лет 80 назад, никто и не сомневался бы, что речь идёт о Соловках. Но сейчас-то - времена, вроде, другие. Или господин Матвейчев знает то, чего пока нам, простым смертным, знать не положено? Вон же, как уверенно он добавляет: «В Москве уже есть соответствующие договорённости и решения на этот случай».
С кем именно «договорённости» и какие именно «решения» - не расшифровывается. Но сказано достаточно категорично. Так, что и впрямь берут сомнения, а вдруг и правда в повестку дня встают методы, по которым и доныне тоскуют иные руководители. Наша история знала «раскулачивание», теперь узнает «ррразобъединение»? Так, может, и про «танковые гусеницы» - сказано на полном серьёзе?
И тогда хочется согласиться с Борисом Грызловым, который заметил о «цитатах» Олега Матвейчева: «Такое сказать или подумать можно только в состоянии невменяемости». Кстати, Борис Грызлов пообещал «разобраться» в этом вопросе. Но, похоже, что-то помешало. К этому мы тоже ещё вернёмся.
Интернет даёт возможность не только прочесть то, что пишет Олег Матвейчев, но и как он это излагает. Внешне он очень напоминает Петю Трофимова - вечного студента из чеховского «Вишнёвого сада». Да, конечно, Олег Матвейчев, в отличие от своего драматургического двойника, университет закончил. И даже, говорят, с отличием. Но в остальном - повторяемость удивительна. Точно так же судьба бросает Матвейчева с места на место, не давая где-либо задерживаться подолгу. Точно так же он упоённо ругает всё и вся, что тормозит, по его мнению, развитие России.
А главный тормоз для Матвейчева - это оппозиция, все эти недовольные, которые «критикуют и поносят» великое государство с великой историей.
Вот характерная цитата из его статьи: «Не нравится тебе то, что делает государство - возьми и делай то, что надо делать - сам, без всякого государства. Помогай строить, а не разрушай! Предлагай, а не критикуй! А если не можешь предложить или делать, просто помолчи!»
Заметьте, Матвейчев постоянно оперирует понятием «государство». Великая у него не держава, не страна, великое - государство. То есть - власть и сопряжённое с ней насилие. Похоже, именно власть для Матвейчева есть средоточие и начало всех начал. Нет власти аще не от Бога, и президент (премьер-министр) - пророк его.
Если ты видишь, что власть строит здание на кривом фундаменте - молчи и помогай. Пусть ты знаешь, что оно рухнет и многих придавит осколками своими - всё равно не вякай, промолчи и отойди в сторонку. И не вздумай строить сам, дабы не искушать толпу сравнением.
По Матвейчеву, даже наша, субтильная и перекошенная, демократия - чрезмерная вольность. Он призывает оглянуться назад, к политической модели Древней Греции, где «голосовали не по принципу один человек - один голос, а в зависимости от заслуг». И - от размера имущества, добавим мы. «Если человек нищий и не платит - зачем ему давать право голоса?», - спрашивает Олег Матвейчев. И, действительно, - зачем? Что может понимать в божественном предназначении власти нищая толпа, чей удел - только исполнять указания свыше? Ведь и в Древней Греции равноправие касалось только свободных граждан. У рабов же оставалось лишь одно право: безропотно кормить и ублажать своих хозяев, чтобы те могли всласть пофилософствовать о свободе.
И чем тогда, скажите, отличаются от них те нынешние, кто не успел или не сумел, или посовестился урвать жирный кусок от общественного пирога, и теперь вынужден жить исключительно на подачки-зарплаты? Почему у них должны быть равные права с теми, кто успел, кто сумел, кто не посовестился?
Неутомимо пропагандируя свои взгляды, Олег Матвейчев частенько, скажем так, увлекается. Надо заметить, что его ненависть к оппозиции носит вневременной характер. И вот он яростно упрекает всех этих «либералов проклятых» за искажение обликов истинных героев России. «Что мы знаем о великих стратегах и полководцах как Остен-Сакен, Витгенштейн, Евгений Вюртенбергский, барон фон Толль, Чернышев, Еромолов, Милорадович?» - горько вопрошает он в своей статье об Александре Первом, где превозносит российского императора за умение подбирать и расставлять кадры.
Ирония в том, что о таких деятелях, как, например, Евгений Вюртенбергский или Еромолов вообще никто не знает, потому что их не существовало. В русской армии отличились генералы Евгений Вюртембергский и Алексей Ермолов. Барон фон Толль был известным путешественником-исследователем, в экспедициях которого принимал участие будущий адмирал Колчак. Так что, к временам Александра Первого он не имел ни малейшего отношения. А в русской армии того периода гремело имя генерала Карла Фёдоровича Толя. И не барона, а графа.
Простая описка? Может быть. Но что-то многовато для профессора описок в одной статье.
Но вот ещё пример из этой же статьи. Автор превозносит русскую разведку, которая «имела все данные о движении Наполеона. Он не успевал чихнуть, а это знали в нашем штабе, тем более мы владели всеми его планами и военными замыслами».
И далее автор снова задаётся вопросом, «почему же шефа разведки, возможно, лучшего во всех временах и народах, не ставят в один ряд с Кутузовым»? И сам же отвечает: «Дело в том, что это... граф Бенкендорф, глава секретной полиции, душитель либералов и демократов, и прочей прогрессивной интеллигенции... Уж они-то постарались налить столько грязи на его имя, что до сих пор ни один историк не удосужился помянуть его в позитивном контексте».
Как видите, Олег Матвейчев восполнил этот пробел - упомянул.
Российское руководство действительно знало всё о замыслах Наполеона. Только заслуга в этом принадлежит не Бенкендорфу, а наполеоновскому министру иностранных дел Талейрану, который сообщал лично императору Александру обо всём, что творилось в окружении французского императора. И даже назвал ему срок вторжения наполеоновской армии в Россию. На что тот, по обыкновению российских самодержцев, просто не обратил внимания.
Бенкендорф же стал шефом жандармов только в 1826 году, уже после смерти Александра. Но и тогда никак не был связан с разведкой. А в этом своём качестве и впрямь душил всякое свободомыслие, за что и получил от истории своё.
Здесь уже пахнет не опиской, а совсем другим. К примеру, неразборчивостью в средствах для доказательства единственно верной своей точки зрения. В подтверждение - ещё одна цитата: «Всякий, кто сеет любую рознь, национальную, социальную, ругает чиновников, ругает милицию, ругает народ, вообще всё что угодно ругает, всякий, кто в принципе критикует страну, говорит, что у нас что-то плохо, что-то не так - это человек-медведь.
Здесь я употребляю биржевые термины. На фондовом рынке есть быки, которые вверх тянут, и медведи, которые рынок валят. Я считаю, что медведей - всех и всю их деятельность нужно запретить федеральным законом. И тогда мы попрём вперёд».
Извините за длинную цитату, но из песни слова не выкинешь. Здесь снова та же, мягко говоря, неразборчивость в средствах. «Быки» тянут вверх не рынок, как утверждает господин Матвейчев, а цены. «Медведи» же стараются цены опустить. Обе эти категории биржевых игроков оживляют рынок, не дают ему застояться и, тем самым, способствуют бурному его развитию.
Неужели Матвейчев этого не знает? Конечно же, знает, но ему надо, чтобы «медведи» обязательно выглядели как тормоз на пути истинного прогресса. Зачем? Умный догадается, а дураку - и ни к чему.
Пора уже, наверное, подводить итоги.
Итак, мы видим человека, для которого государство есть единое, всемогущее и вездесущее божество, для которого всякий, кто в этом сомневается, является паразитом и врагом. Ибо божество всегда право, даже если и неправо. Для которого истина существует лишь постольку, поскольку работает на его убеждения?
В этом облике нет ничего нового. Олег Матвейчев является выразителем направления, которое в науке называется этатизм или политический авторитаризм. Проще - государственный патриотизм.
Именно поэтому Олегу Матвейчеву прощается то, что не простилось бы никому другому. Вся его вина заключается в том, что он говорит открыто о том, что власть прячет сама от себя. Пока, во всяком случае. Никто с ним и не собирался разбираться, как пообещал Борис Грызлов. Самое большое, где-нибудь в кабинете ему могли намекнуть, чтобы не так громко, не так открыто, время ещё не пришло...
Но дело в том, что Олег Матвейчев, судя по всему, принадлежит к той породе людей, кому нравится учиться на собственных ошибках. Этакий азарт авантюризма. Ему это настолько по душе, что он не может и не хочет делать ничего другого, кроме ошибок. И очередное его заблуждение, на наш взгляд, то, что он принимает Волгоград за сталинградский полигон сталинского видения государственного патриотизма.
Отсюда и его придыхания о «священном месте», о героическом Сталинграде, с которых мы начали свой набросок. Нет сомнений, что в предстоящей избирательной кампании вся эта ура-патриотическая риторика будет звучать на полную катушку.
...Когда Олег Матвейчев заступал на должность вологодского вице-губернатора, на которой он, кстати, продержался около четырёх месяцев, его «креативом» было продвижение Деда Мороза на роль символа Олимпиады в Сочи. Можно предположить, что на нынешнем посту он выдвинет в символы чемпионата мира по футболу статую Матери-Родины с футбольным мячом. Ей - не привыкать.
Да и нам...

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"