Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Исполнение - довольно удовлетворительное...

История Царицынского театра в юбилейных зарисовках
5112 920355768«Город героев» предлагает вниманию читателей рассказ об истории драматического театра в нашем городе, которому в нынешнем году, по некоторым источникам, исполняется 140 лет.
Именно драматического, поскольку тема театрального искусства вообще затрагивалась в книгах и статьях известных ученых-краеведов Галины Андриановой и Софьи Мухиной. Однако и эта тема у них рассматривалась в общем контексте истории культуры дореволюционного Царицына.

Мы же постараемся проследить не только историю драматического театра, самого распространённого и самого почитаемого тогда искусства, но и проанализировать репертуарную политику и организационные взаимоотношения в театральном деле.
Первое упоминание о театре в Царицыне относится к 1872 году. На основании рапорта царицынского полицмейстера сообщалось: «В Саратовской губернии имеется три театра: два в Саратове, третий театр находится в Царицыне в частном каменном здании, принадлежащем купцу Калинину и содержится почётным гражданином Александром Астаповым по театру Ярославцевым. Снят им с первого октября сего года... Состав труппы 15 человек, 8 мужчин, 7 женщин. Все они особенно артистическими достоинствами не отличаются, но сценическое исполнение ими пьес довольно удовлетворительное» (цитируется по книге Г.Н. Андриановой«Художественный облик Царицына-Сталинграда»).

 

Об Астапове известно, что он был сыном богатого ярославского купца, подавшимся в актёры наперекор отцовскому желанию. Взяв сценический псевдоним по месту проживания, теперь уже антрепренёр Ярославцев пошёл по Руси с собственной труппой. Так он попал и в Царицын.
Город тогда насчитывал «6217 человек мужского полу, 5868 - женского. Всего 12085 жителей». Это был типичный уездный городишко, в котором, однако, уже начали прорезываться черты грядущих изменений, бесповоротно трансформировавших Россию. Появление театра в городе с 12-тысячным населением также можно отнести к этим приметам. Театральное оживление было напрямую связано с проведением земской, городской и судебной реформ.
Развитие театрального дела, как и прежде, было невозможно без меценатов, однако самый тип мецената существенно изменился. Ушли в прошлое барские затеи, создававшие театры по капризу или любопытству. На авансцену театрального дела вышли купцы и предприниматели, сколотившие капиталы собственным трудом и смекалкой, и теперь задумавшиеся о духовном.
Проникновение этих влияний в психологию провинции отмечено Глебом Успенским в его очерках о русском захолустье: «Были уже заметны некоторые новые черты: так из окон купеческого дома доносились на улицу звуки фортепьяно; нетвёрдые пальцы и, очевидно, непослушные руки с большой поспешностью разыгрывали нечто из «Прекрасной Елены»... Дом, в котором ещё обсчитывают мужика, но уже играют Оффенбаха, несомненно весьма отличается от дома, где прежде только обсчитывали и служили молебны. Что-то новое уже есть в этом доме».
Именно деловые люди и стали родоначальниками царицынского театра. Первоначально спектакли ставились в одном из домов купца Калинина, где имелась небольшая сцена и зрительный зал. Затем предприниматель Шувалов построил в долине реки Царицы деревянное театральное здание «Конкордия», которое на летнее время сдавал в аренду антрепренёрам. Несколько сезонов в этом театре выступала драматическая труппа Агапова. С 1882 года антрепренёр Христич арендовал зал в доме купца Божескова. Дом этот трёхэтажный, каменный считался самым большим и представительным в Царицыне.
Особая роль в развитии царицынской культуры вообще и театра, в частности, принадлежит Владимиру Миллеру. Его отец - владелец горчично-маслобойного завода - выстроил здание театра «Парнас» оригинальной конструкции: это многоэтажное здание не имело лестниц со ступеньками, этажи соединялись широкими (можно было проехать на тройке) покатыми переходами (пантусами). Сын увлекся театром гораздо серьёзнее, сам стал актёром, антрепренёром, в 1906 году построил каменный театр «Конкордию». Много лет театральная жизнь Царицына была связана с именем этого незаурядного человека.
Последнее до революции строительство театра в нашем городе связано с известным царицынским предпринимателем и общественным деятелем Репниковым. Он выстроил в 1915 году, при долевом участии городского бюджета, великолепный Дом науки и искусства, стоимость которого оценивалась в 300 тысяч рублей. Здание это не сохранилось, а на его месте ныне находится Новый экспериментальный театр.
Таким образом, перед революцией Царицын имел четыре вместительных театральных здания: театр «Конкордия» с трёхъярусным залом на 1090 мест, здание Общественного собрания с двухъярусным залом и хорами на 700 мест, Дом науки и искусства с трёхъярусным залом на 1100 мест и театр «Парнас» с трёхъярусным залом на 800 мест. Учитывая, что тогдашнее население города не превышало 150 тысяч человек, приходится признать, что современный Волгоград далеко отстал от Царицына начала века по обеспеченности театральными местами.

(Продолжение следует).

На снимке: каменное здание театра «Конкордия» было построено промышленником Владимиром Миллером в 1906 году и было открыто 25 декабря.  

Фото с сайта http://www.volfoto.ru/tsaritsin/photos/3403.html

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"