Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Взамен духовности - распад и разрушение?

Что рискует потерять Волгоград в ближайшее время...

187780--
Жизнь устроена так, что каждому новому поколению приходится решать собственные задачи. В 40-х и 50-х годах прошлого века наш город вместе со всей страной ценой величайших усилий в прямом смысле восстал из пепла, возродив мирную жизнь и изумив весь мир победной силой воинского духа и любви к родной земле.

В числе первых строившихся объектов культуры послевоенного Сталинграда тогда была и Серебряковка, как часто называют сегодня местные жители Волгоградскую консерваторию имени П.А. Серебрякова. И она тогда не случайно расположилась в самом центре города, рядом с площадью Павших борцов и драматическим театром. Потому что новая жизнь должна была звучать не только шумом производства и автомобилей, но и Музыкой. Музыкой праздничных маршей и реквиемов скорби, классических опер, симфоний и танцевальных мелодий, звонких детских песен и задушевных романсов.

А для этого на выжженном войной пространстве надо было заново формировать тот круг работников культуры, который позже стал работать в качестве преподавателей музыкальных школ и консерваторий, музыкантов оркестров, мастеров театральных и танцевальных коллективов в родном городе и его области, и на просторах всей огромной страны. Именно эта задача решалась в очень нелегко выстроенных стенах нашей сегодняшней Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова - усилиями, талантом, терпением и трудом нескольких поколений педагогов.

О некоторых из них, увы, ушедших из жизни в этом году, и вспоминали с уважением и теплом на прошедшем в консерватории концерте «Музыка памяти». Фотографии на экране и очень неформальный искренний рассказ преподавателя факультета среднего профессионального образования, лауреата международных конкурсов и председателя профкома Серебряковки Надежды Дмитриевны Бельковой помогли зрителям встретиться со взглядами и поразительными судьбами наших замечательных земляков.

Вот их имена:
профессора факультетов высшего профессионального образования Волгоградской консерватории Антонина Сергеевна Яковлева (засл. деятель искусств РФ, профессор МГК и РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведения), Анатолий Васильевич Климов (засл. деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, профессор кафедры истории и теории музыки),  Геннадий Георгиевич Верозубов (засл. работник культуры РФ, профессор кафедры народных инструментов, награжден знаком министерства культуры РФ «За достижения в культуре»); преподаватель английского языка Елена Павловна Каменева; преподаватели, награждённые знаком министерства культуры РФ «За достижения в культуре», Лариса Николаевна Тубицына («Теория музыки»), Лариса Сергеевна Морозова (фортепиано), Нина Степановна Миронова (фортепиано),  Николай Ильич Дмитриев (духовые и ударные инструменты, дирижер духового оркестра), Елена Арнольдовна Каган (фортепиано).

Легко ли было в своё время этим людям, не всегда сытым и тепло одетым, в условиях отсутствия обустроенной жизни, инструментов и книг пробуждать искры творчества и таланта учеников, развивать в них профессиональные навыки и воспитывать людей, искренне любящих свою культуру и страну? Какой же силой духа, любовью и преданностью своему Делу обладали они, верившие в светлое будущее и полностью отдававшие себя работе и новым приходящим поколениям!
Любой состоявшийся представитель творческой профессии – музыкант, художник, поэт, композитор, танцор, певец – скажет, что был в его судьбе первый Учитель, открывший в своё время не только азы мастерства, но и согревший участием, любовью и верой в его способности. Потому что в процессе становления так важно, чтобы кто-то знающий и добрый верил в тебя, поддерживал и ободрял, направлял и выравнивал твой душевный и профессиональный путь. Именно поэтому не забываются имена настоящих Учителей, научивших не только профессии, но достойной жизни в любых обстоятельствах.

И этими трогающими сердце нотами признательности и благодарности были пронизаны все номера и слова ведущей концерта Ирины Василенко – декана факультета ВПО и доцента кафедры фортепианного исполнительства, вызывая у зала ответную реакцию внимания и сочувствия.

Первые же произведения из музыкального цикла Анатолия Климова на стихи Сергея Есенина «Усталый день», «С Добрым утром» и «Береза» в исполнении академического хора консерватории под руководством доцента кафедры дирижирования Юрия Панфилова (концертмейстер – Оксана Мищенко) создали настрой светлой задумчивости – как в доверительном разговоре о ком-то близком. Тему размышления продолжила ария из «Бразильской Бахианы № 5» композитора Эйтора Вилла -Лобоса. Это произведение в переложении Е.А. Каган представили слушателям великолепным выразительным ансамблем сыгравшие на двух роялях профессор, зав. кафедрой фортепианного исполнительства Майя Панфилова и декан факультета дополнительного образования, доцент Инна Безуглова. Ноту некой исповедальности внесла ария «Pieta signore» («Прости мне, Господи») композитора Алессандро Страделла в исполнении студента I курса Евгения Фана (класс педагога Елены Юнеевой, концертмейстер – Лариса Макаренко).
А выступление студента третьего курса Георгия Болгара (педагог Иван Свинарёв) с пьесой Сергея Войтенко «Откровение» невозможно было не оценить бурными аплодисментами и криками «Браво!». Аккордеон в руках исполнителя звучал как орган – торжественно и величаво. Светлой печалью, трепетно и легко отзывался концертный рояль всемирно известной немецкой фирмы «Бехштейн» рукам доцента кафедры фортепианного исполнительства Ирины Посевкиной (звучала «Прелюдия Си-минор» композитора Анатолия Лядова) и ведущей концерта Ирины Василенко, исполнившей «Сонату До-мажор» Доменико Скарлатти.
Действительно духовным – вдумчивым и проникновенным – можно было назвать звучание Образцового хора мальчиков и юношей «Камертон» под руководством Сергея Лопатина при исполнении песни «Вернулся вновь вечерний звон» (сл. Вадима Семернина на муз. Анатолия Климова, концертмейстер Ирина Посевкина).

И в той же тональности доброго воспоминания и тепла вокальный ансамбль кафедры дирижирования под руководством старшего преподавателя Екатерины Кравцовой представил произведение Эдуарда Фельтермейстера «До свидания, юность» (концертмейстер – Оксана Мищенко).

Конечно же, зрелостью настоящего мастерства отличались дуэт преподавателя кафедры струнных инструментов Альберта Жмаева (скрипка) и преподавателя кафедры фортепианного исполнительства Оксаны Степановой при исполнении «Романса» Генрика Венявского и струнный «Волгоград-квартет».

Этот хорошо известный волгоградцам квартет в составе засуженных работников культуры России Валерия Голоядова (скрипка), лауреата международных конкурсов Альберта Жмаева (скрипка), Валерия Калуженкова (альт), Анатолия Василенко (виолончель), как и всегда во время их выступлений, целиком захватил внимание зала. И такая разная музыка романса из «Неоконченного квартета №1» Сергея Рахманинова, то сосредоточенно-задумчивая, то мятущаяся, то энергично стремящаяся ввысь, у каждого слушателя вызывала свои картины жизни и состояния души, одновременно помогая вспомнить и заново пережить многое.

Продолжил настроение развития жизни духовой оркестр Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова «Серенадой для трубы и духового оркестра» композитора Бориса Фиготина. Соло на трубе в исполнении дирижера оркестра Игоря Демченко звучало уверенным призывом к торжеству победы вопреки любым преградам.
А исполненная этим оркестром вместе с академический хором консерватории в завершении концерта композиция «Аллилуйя любви» из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» стала мощным жизнеутверждающим аккордом, объединившим в бурных аплодисментах и зрителей в зале, и участников концерта на сцене. Потому что живая, настоящая любовь действительно является неподвластной времени движущей силой творчества и жизни, способной найти выход из любых противоречий и обстоятельств.

Представленное в концерте разнообразие жанров в сочетании с учёными званиями и уровнем профессиональной подготовки участников программы, а все коллективы, их руководители и исполнители Серебряковки являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, является наглядным подтверждением плодотворности усилий, вложенных нашими предшественниками в сложнейшее дело формирования культурной и духовной основы современной жизни Волгограда.
И всё это великолепие души и духа мы рискуем в ближайшее время потерять.
А ведь именно духовность и нравственность в любые времена оказываются краеугольными камнями деятельности, противостоящей любым формам разрушения и распада.
Выдающийся учёный, уникальный человек и знаток души человеческой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что любить людей - это значит, хранить память об умерших как о живых: «Хранить память - это наш неизбывный долг перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас. ...Культура человечества - это активная память человечества... введенная в современность».

Удивительно точно эти слова академика Лихачева, о котором на днях упоминал в Обращении к Федеральному собранию страны президент России Владимир Путин, дают оценку тем событиям, которые сегодня сотрясают стены нашей консерватории и не имеют никакого отношения к нормальному ходу образования и воспитания подрастающих поколений.

Так неужели же мы, живущие в первой четверти 21 века, умеющие уже так много и готовые достичь ещё большего, не найдём достаточно сил и любви, чтобы справиться с сегодняшними задачами сохранения и преумножения памяти и культурного наследия нашей легендарной волгоградской земли? Неужели позволим уничтожить то, что с такой большой любовью создавалось не нами?

Светлана Павлова, поэтесса, соавтор песен А. Климова.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"