34 год назад - 4 апреля 1984 года - при испытаниях нового самолета погиб наш земляк-сталинградец, Герой Советского Союза Александр Федотов.
В том полёте произошло ложное срабатывание системы индикации аварийного остатка топлива. Приняв решение садиться, Федотов совершил резкий манёвр, однако полный горючего самолет вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор. Ни Федотов, ни штурман-испытатель Валерий Зайцев катапультироваться не успели.
Его единогласно назвали лучшим летчиком в мире второй половины XX века все известные летчики-испытатели и космонавты России.
Мне посчастливилось оказаться в мастерской у волгоградского Народного художника-скульптора Виктора Георгиевича Фетисова, который был другом Федотова. В дальнейшем я встретился с вдовой Александра Васильевича, двумя дочками и сыном, был на кладбище в Жуковском, встречался с друзьями и его знаменитыми учениками.
Держал в руках штурвал, который Александр Васильевич Федотов не выпускал из рук до последней секунды жизни. О чем думал Федотов, когда уже понял, что гибель неминуема? Мне говорили известные военные, заслуженные летчики-испытатели, герои России, ученики Федотова, что он, как минимум, располагал двумя секундами, которые для летчика такого масштаба значат многое. Но его истребитель оказался в безысходном положении...
- Я знал этого выдающегося человека как личность организованную, талантливую, самодостаточную и беспредельно преданную делу, - рассказал Герой России, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Николаевич Квочур. - Если ориентироваться на заслуги Федотова, а не на противодействия со стороны высокопоставленных, амбициозных, но не очень далеких чиновников, он по праву мог бы быть трижды героем! Гибель Учителя – она для меня и еще для многих была воспринята как какой-то этап не только в нашей жизни – в жизни всего общества. Поэтому эта катастрофа в моем сегодняшнем понимании – она больше, чем просто катастрофа. Причины ее глубже, чем пусть очень фантастический, но примитивный отказ техники.
Еще долгие годы мы будем помнить этого великого человека. Но хочется, чтобы память о нем жила не только в авиационных кругах, но и в широких массах. Он достоин этого.
- Федотов обладал умением всё привести вокруг себя в движение: людей, события. У него был мощный внутренний стержень, который через его поступки мобилизующе воздействовал на окружающих, - поделился воспоминаниями Леонид Степанович Попов – Герой России, Заслуженный штурман-испытатель СССР. - Эта внутренняя твердость – это не профессиональное, это человеческое. Но он перенес ее на профессиональные качества. И вот этот сплав профессионализма и внутренней энергетики позволил ему создать школу Федотова. Я говорю не только о школе летчиков-испытателей, которая сейчас носит его имя, а о системе, которая позволяет эффективно выполнять полетные задания, при этом не в ущерб безопасности. А если и возникает какая-то ситуация, всё равно выживать.
Вот он создал такую систему. Поэтому исторически так получилось, что школа стала называться Федотовской. Вначале школой Седова, а потом школой Федотова. И она общеизвестна во всем мире. Поэтому я бы сказал, что Федотов – это человек, который, подобно Гагарину, Ломоносову и другим великим людям, принадлежит всему человечеству. И человечество может и должно гордиться им и помнить его.
- Федотов, вне всякого сомнения, был человеком одаренным, и его работа, в принципе, позволила ему реализовать себя на очень высоком уровне, - продолжил Герой РФ, Заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Михайлович Горбунов. - Это был человек очень неординарный. Он 26 лет проработал в качестве летчика-испытателя. Это очень большой срок и колоссальнейший опыт. Федотов пользовался огромным авторитетом.
И когда гибнет летчик такого уровня, у людей появляется естественное желание увековечить его память. Поэтому когда было предложено присвоить школе летчиков-испытателей имя Федотова, это было вполне закономерно.
И я считаю, что если есть возможность поставить памятник Федотову или еще что-то предпринять для увековечивания памяти такого человека, это будет справедливо.
- Федотов - это уникальное сочетание таланта лётчика-испытателя, досконального знания техники и недюжинного интеллекта, - рассказал Герой РФ, Заслуженный летчик-испытатель РФ Роман Петрович Таскаев. - Уникальность летного таланта Федотова признавали лётчики-испытатели во всём мире. И даже в те годы его имя было широко известно в авиационных кругах не только нашей страны, о чём свидетельствует награждение его Большой золотой медалью Международной авиационной федерации. Сильный, волевой, властный по характеру, Федотов всегда был абсолютно уверен в себе, в своих решениях и поступках. Возможно, такой стиль руководства диктовал ему его большой педагогический опыт. Конечно, не всем это нравилось. Но кто знает, скольких из нас он уберег от непоправимых ошибок? Сколько из тех, кто роптал на его жесткость характера, фактически обязаны ему жизнью?
Масштаб его личности и его влияние на нас были очень велики. Прежде всего, его требовательность к окружающим была связана с тем, что он, как никто другой, понимал: в авиации малейшая ошибка может повлечь за собой большие потери – и не только техники, но, в первую очередь, людей.
Яркую страницу в летопись отечественной авиации Федотов вписал и своими рекордами. Некоторые из них не побиты до сих пор. Не знаю, сколько еще продержатся эти рекорды. Не в этом дело. Но я считаю, что память о таком летчике, о таком человеке, каким был Александр Васильевич Федотов, должна жить во многих поколениях как пример беззаветного служения Родине...
…На моих личных встречах с инициативной группой ветеранов 7-й лётной Сталинградской школы ВВС, в которой учился Федотов, не раз поднимался вопрос по поводу памятника Герою и о собранных на него деньгах. По словам ветеранов, всего было собрано 360 000 рублей. Но «чудесным» образом эта сумма исчезла.
Разбираясь по крупицам в поисках пропавших средств на памятник многие ветераны-летчики рассказывали мне, что не могут понять, кто конкретно из очень «уважаемых» людей Волгоградской области украл эти деньги? Не могу назвать фамилии ветеранов, чтобы не подставлять их, но от себя лично хочу спросить одного известного в Волгограде экс-офицера в лётной форме Сергея Петровича Забеднова: на определенном этапе он в некотором смысле занимался памятником Александра Федотова. Возможно, он знает, кто конкретно в Волгограде собирал и на что потратил народные ветеранские деньги?
Я лично писал губернатору Андрею Бочарову обращения по поводу увековечивания памяти Героя Советского Союза Александра Федотова, готов был взять на себя ответственность за решение как части вопросов, так и за реализацию всего процесса в целом. Нужна была просто моральная поддержка региональной власти.
Но у меня ощущение, что нынешняя власть не в курсе, кто такой Александр Федотов. Да задачи у этой власти абсолютно другие.
Фото из личного архива автора.
Комментарии
Старый доктор
Правда, эскиз проекта памятник мне не нравится. Пилот - не танцующий человечек и не робот.
Созданный еще в далекие 80 годы МИГ 31 до сих пор является лучшим нашим самолетом перехватчиком. Этот самолет есть современный авиационный спецназ.
. Так работали советские инженеры. К сожалению, Федотов заплатил жизнью за доводку самолета до нужных требований.
Новая гиперзвуковая ракета о которой говорил Путин базируется под крылом этого самолета.
Есть некоторые фантазии автора и сценарии гибели самолета. Вероятно, в силу разрушения двигателя самолет полностью потерял управление. Федотов пытался спасти уникальный экспериментальный самолет. Но катапультировался слишком низко над землей. Самолет взорвался в воздухе и упал на цеха завода. Разрушил их. Собирали каждый секретный болтик . Версия о пустом баке ошибочна. Самолет якобы потерял треть веса? Сверхопытный пилот чувствует вес самолета и без приборов и не делает резких маневров на новом самолете.
Сегодня памятники погибшим героям не в чести. Как нет памятников погибшим воинам в горячих точках. Родственники получают хорошую компенсацию, но публичной славы никакой. Мы страна только побед.
О теме воровства даже не хочется говорить. Противно.
Печорин
Старый доктор
Сегодня как никогда есть повод для установки памятника герою.
Памятники в общественных местах ставят не для увековечивания каких либо деяний, пусть даже самых героических, а как идеологическая зрительная составляющая какого либо текущего события. Таково сегодняшнее мышление власти. Ни отнять ни добавить.
На МИГ 31, на котором погиб пилот, сегодня устанавливают гиперзвуковую супер ракету Кинжал. Путин лично уделил ей немало внимания. Можно сказать , что Федотов один авторов сегодняшнего чудо оружия. Вернее, это уже целая система воздушного поражения не имеющая равных в мире.
Есть политические мотивы для установки такого памятника. Как это не аморально звучит. Без помощи власти ветеранам памятник не поставить.
Крупные памятники сегодня не нужны. Все реально.
Качинец