Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст?

Борис Рубашкин продолжает свои откровения в книге «Воспоминание», пока не переизданной на русском языке - специально для читателей "Города героев"

boris-rubashkin-2В 1946 году создается «Общество советских граждан в Болгарии», которое разместилось в одном из «Трофеев» - бывшей немецкой школе, огромном пятиэтажном здании. Финансировали этот клуб советские организации, от прибыли произведённого и проданного в Болгарии товара. В клубе могли встречаться и отдыхать все желающие. Для проведения массовых мероприятий здесь были большой зал, ресторан, офисы, баскетбольная и волейбольная площадки, танцевальный кружок, хор, балалаечный оркестр. В этом отношении эмиграция имела то, что имела до прихода советов.

Субботними вечерами лекторы читали доклады об успехах СССР: нападали на запад, хулили капиталистов, объясняли, как рабочие на западе работают по 16 часов в день и чуть ли не помирают с голода – шла настоящая советская пропаганда. Собравшиеся эти скучные лекции пропускали мимо ушей, а чаще просто уходили в ресторан и возвращались в зал лишь для просмотра фильмов. Вскоре ресторан во время лекций стали закрывать, поэтому люди придумали ответ - приходили в клуб после «умных речей» пропагандистов. А после фильма молодёжь танцевала под джазовый оркестр.

Где-то в 1949 году, политики в СССР решили, что Болгария сама построит социализм, и управление советским имуществом с коммунистическими «советниками»в Болгарии закрылось.

«Трофеи» раздавали советским гражданам в Болгарии, по сути, давно находившимся под управлением специалистов белой России. Так что прибыль с заводов, квартир, домов и других производств оставалась в руках эмигрантского общества. Тут же отремонтировали здание общества в Софии, квартиры для студентов из провинции, нашлись деньги и на стипендии студентам, а летом в болгарских горах организовывались для них лагеря отдыха.

Общество было богатым, смогло даже купить участок земли напротив немецкой школы, где построили новый пятиэтажный клуб. Над его возведением работали многие, в том числе и я. Часть нового клуба сдавали в аренду, получая неплохую прибыль.

Кубанское чудо

Социализм в СССР уже построен – объявил в 1956 году Никита Хрущев, и тут же Москва придумала новую атаку на эмиграцию, разрешив вернуться в родные края. В нашем Клубе вывесили лозунг: «На родину!», и несколько раз показали картину «Кубанские казаки». Помните – казаки там пышно одеты, в шёлковых рубашках и костюмах, трактора пыхтят без сбоя, весело работающие люди собирают хороший урожай, о чем и поют: «Эх, урожай высокий…» Отец сразу заметил: очередная советская пропаганда, никто из нас отсюда никуда не поедет!

В 1952 году в Хельсинки проходили олимпийские игры, куда наш ансамбль был послан показать болгарское искусство. Ехали поездом в «мягких» шикарных восточно-немецких вагонах. Во время остановки поезда в Ленинграде на нас набросилась огромная, бедно одетая толпа. Они просили деньги, еду. Денег у нас не было, и мы раздали всё, что имели - консервы, шоколад, свитера, рубашки. Среди просителей появился солист-танцор болгарской оперы Асен Гаврилов, который специализировался в это время в Ленинграде. Ему тоже достался какой-то «подарок», но что запомнилось: он без стеснения попросил зубную пасту и мыло. Оказывается, в СССР тогда не выпускали пасту, а лишь зубной порошок, да и с мылом были проблемы.

В обратный путь ехали не через Москву, а через прибалтийские республики, Украину и Румынию. В поезде мы играли в карты, читали книги. Неожиданно днём по громкоговорителю объявили: «Всем закрыть занавесками окна!» Почему? Чтобы  удовлетворить любопытство, я пошёл в уборную, где не было занавесок, открыл

верхнее окошко и... передо мной открылась потрясающе грустная картина: огромный лагерь с множеством вышек, на которых дежурили солдаты с пулемётами. Время было обеденное, поскольку я увидел огромные очереди одетых в тряпье заключенных, с бородами по пояс, с мисками в руках, чтобы получить пищу. Судя по одежде, это были пленные немцы. В какой республике это было, не знаю, но я онемел: прошло семь лет после окончания войны, а тут всё ещё издеваются над людьми!

Вернусь на Родину!

На этот заманчивый лозунг клюнуло старшее поколение, ностальгирующее по прежней жизни, чтобы, как они говорили, умереть дома. Но многие даже не увидели свои родные края. Интеллигенцию - врачей, инженеров, архитекторов, учителей - распределили поднимать сельское хозяйство.

Во время гастролей в России, я встретился с моим старым другом, оставившим Болгарию. Жил он в одесской «коммуналке», о которых ни в Болгарии, ни в других странах даже не подозревали. Обнимая меня, он плакал и говорил, что хочет вернуться обратно, но ему не разрешили – так и умер в нищете.

В начале 60-х годов с «рабочим визитом» (любимое утверждение советских политиков) Никита Хрущёв посетил Болгарию. Наш клуб к тому времени сильно поредел, - одни уехали в СССР, другие, состарившись, ушли в мир иной. Лидер советского государства распорядился клуб закрыть, а его имущество признать советским и передать прокоммунистической организации «Болгаро-Советской дружбы». Этот шаг был незаконным, поэтому, после падения в Болгарии советского режима, суд постановил вернуть клуб законным его обладателям - обществу советских граждан. Эта организация существует до сегодняшнего дня.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"