Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Брест

Путешествие в остаточный социализм или в начинающийся капитализм

белоруссияБелорусские контрапункты

Корреспондент ИА «Город героев» побывал в Белоруссии, на своей малой родине.

Поезд Волгоград-Брест пересекает границу двух родных для меня государств – Великой и Белой Руси. Сразу замечу – это не показуха, это обычное состояние братской республики и её коммунальных служб – наводить порядок каждый день и даже ночью. По бокам не только железной дороги, но и на автотрассах, вы не увидите обилия валяющихся целлофановых пакетов, бутылок и другого мусора, «украшающего» российскую землю. Разгильдяйству здесь поставлен железный занавес.

 

И все же - как относится народ к Александру Лукашенко, президенту страны?

 аистыПопутчики в поезде, а затем в столице и глухих деревнях, оценивали правление своего «батьки» полярно. Одни – с ненавистью, и упрекали его за то, что тот не даёт провести выборы по-настоящему демократично. Дескать, сменить Лукашенко-диктатора пока невозможно. Рассказывали и о том, как проходят выборы: за избирательными урнами наблюдатели могут следить лишь на расстоянии не ближе пяти метров. Голосование в воинских частях проводится в приказном порядке. На стороне президента армия и правоохранительная система, по своей численности в три раза превышающая вооружённые силы страны. Ещё противники говорили и об отсутствии преемственности во власти, и прямолинейности Лукашенко в международных отношениях.

Но у Лукашенко немало и сторонников. И они, сторонники, видят силу и несгибаемость в отстаивании своего курса на развитие республики. Они не видят перспектив в дружбе с Западом. Их аргумент прост: работу найти в Беларуси сейчас несложно. Пенсии в республике, конечно, ниже, чем в России, но зато их никогда не задерживают. Продукты в магазинах и на рынках процентов на 30 дешевле, чем в России. А их качество выше. Нет очередей в детские сады, и взяток при устройстве в детские учреждения не требуется. А в обычных школах развита спортивно-оздоровительная система подготовки, для чего повсеместно создаются хорошо оснащённые спортивные залы, с бассейнами.

Столица республики Минск впечатляет архитектурным разнообразием. Своя «изюминка» есть буквально в каждом квартале! На улицах безупречная чистота. Чёткая дорожная разметка, на каждом шагу дорожные знаки. Рабочий день в разгаре, движение транспорта очень интенсивно. Но нигде не встретишь дорожных пробок. А всё благодаря толковой дорожной развязке.

До недавних пор в Минске был один-единственный автовокзал. Приезжающим-уезжающим приходилось тесниться. Но за последние годы ситуация радикально изменилась: появились три автовокзала.

 остап бендерЖелезнодорожный вокзал, на трёх уровнях, смотрится, как дворец, с весьма понятной схемой выхода к поездам, на улицу и за метров триста на вход в метро, там же недалеко и центр, с домом правительства. Это строение времён развитого социализма стоит на обширной Площади Независимости, по периметру которой располагаются два университета – БГУ (Белорусский государственный университет) и педагогический. Рядом – высокий краснокирпичный костёл. А над самой, почти пустующей, площадью блестят на солнце несколько стеклянных куполов (окон). Вся жизнь ушла под землю, в торгово-развлекательные заведения в двух уровнях.

И чего здесь только нет!  И поделки местных мастеров, перед которыми склонились иностранцы, и лавки драгоценностей, и ресторанчики, и даже компьютерные магазины.

Любопытно, что среди продавщиц «подземелья» преобладают молодые представительницы кавказских народов. В разговорах выяснилось, что они отнюдь не чувствуют себя национально ущемлёнными. Рэкет их не донимает. О поборах не знала даже продавщица ювелирной лавки «Лунный камень»! Многие кавказские девушки учатся в университетах за бюджетные деньги, а летом подрабатывают здесь, в красивом и ухоженном подземелье.

Осмотрев кубические формы новой национальной библиотеки, громадных размеров, где проводятся всевозможные выставки и симпозиумы, в том числе и с вип-персонами, погуляв среди высоченных парковых лип и кленов, плакучих ив и дубов, отправился я на «Московский» автовокзал, а оттуда в глухую деревню, мою малую родину.

 Раздвоение жизни

Деревня моя распластала свои крылья в глухомани, вдали от основных трасс, на границе Минской и Витебской областей. И сегодня, на фоне довольно быстро сокращающегося населения соседних деревень, доехать на рейсовом автобусе прямо на место, сложно. Потому встречают меня на самом надежном транспорте в соседней деревне – на телеге, запряжённой лошадью, в бывшем активном центре четырёх колхозов. С прошлого года мой сельский совет и ранее объединённые эти колхозы снова сливаются с ещё одним сельским советом – это уже в радиусе километров двадцать, что очень много для Беларуси.

 скульптура дамыРезкое сокращение численности народа – это, всё же, издержки социализма, послевоенного периода, когда молодежь всяческим образом бежала в город, на заводы и шахты, а счастливчики, как тогда считалось, поступали в вузы, военные училища. И сегодня приходишь к выводу, что самым процветающим  и динамичным периодом в жизни деревни, не только в Беларуси, были брежневские времена. Когда жизнь была пусть и не шикарной, но стабильно улучшающейся и без боязни остаться без работы, без зарплаты. Сегодня же живут в моей деревне всего пять десятков пенсионеров, чуть перемешанных тройкой молодых семей, да спившейся публикой всех возрастов, от бывшего партизана, получающего хорошую пенсию, и до сорокалетних мужиков.

Материальная часть всех живущих устраивает. А потому политическая ситуация их не волнует. Селяне, кажется, равнодушны ко всему, кроме своего двора, скромного быта. Продуктов в магазины и автолавками завозится в эти края много, потому пожилые люди отказались от содержания коров, свиней и даже кур. А жаль! Конечно, магазинные  товары пусть и выше качеством, чем в России. Но с белорусскими домашними колбасами, с их вкусом и запахом, из натурального мяса, не сравнятся даже знаменитые финские или немецкие копчёности. Забываются на этом фоне и другие навыки моих земляков, как и традиционные народные промыслы, например, льняные изделия ручной работы.

В общем, быт стал при Лукашенко, как здесь говорят, значительно лучше, чем в старину, но, увы, им уже пользуется не очень много людей. И, к сожалению, через пару десятков лет на месте деревни, скорее всего, останутся лишь одичавшие яблони с буйно растущей травой и крапивой. Место цветущей и в праздники роскошно гуляющей свадьбы деревни займут, скорее всего, дикие кабаны, косули, лоси, и расплодившиеся редкие для этих мест бобры. Всего этого здесь столько, что опасно ходить в одиночестве даже на клюквенное болото, в километре от деревни.  усадьбаИ оно, как выяснилось, нынче работает на сохранение природы: по распоряжению Лукашенко превращено в заказник, установлен контроль над сбором этой полезной ягоды и не санкционированной вырубки берёз.

Однако и в этом пессимистичном взгляде со стороны, есть свои положительные тенденции. Например, меня удивили молодые люди, создавшие в соседней деревне хороший хор. Даже в процветающем социализме такого здесь никогда не было. Голосистые люди поют русские и белорусские народные и эстрадные песни, романсы, а по праздникам выступают в хоре костёла или на общегосударственных мероприятиях.

Стало быть, они верят в будущее своей республики! И хочется разделить с ними их веру.

На фото: площадь Победы; площадь Независимости; деревенская улица; аисты на крыше старого дома; Остап Бендер приветствует гостей города; В Минске много таких скульптур; усадьба "среднего" жителя села.

 

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"