(Продолжение. Начало 08.02.2013 18:07)
Подавляющая масса рабочих, прибывавших в Царицын на заработки, имела на родине, в верховьях Волги, земли – четверть десятины. А то и меньше на душу.
Это угрожало голодной смертью. Конечно, и в Царицыне было несладко. Но тут, «при своих харчах», работяги получали 14 рублей в месяц в период навигации.
О правах не приходится говорить, но всё же они могли посылать семьям 2–3 рубля в месяц.
Положение городских грузчиков было иным. Прежде всего потому, что они объединялись в артели, что увеличивало заработок. Например, на разгрузке шпал артель могла заработать до 7 рублей в день на душу. Конечно, этой работы было немного, три-пять дней. Но в целом в месяц выходило до 25–30 рублей. Из этой суммы шли отчисления артельщику, и оставалось 15–20 рублей. При неизмеримо тяжёлом труде местные грузчики были более организованны и сплочённы.
На предприятиях наблюдалась другая картина. Рабочие царицынских заводов имели очень низкие заработки. На разгрузке соли и дров женщины зарабатывали 35–50 копеек в день. Подносчицы на строительстве завода «Баррикады» (современное название) 85 копеек – 1рубль 30 копеек в день. Каменщики, бетонщики в 1913 году – 1рубль 50 копеек – 1рубль 80 копеек в день. И это при работе от зари до зари, то есть 16–18 часов. Отдых в воскресенье начали вводить после событий 1905 года. Никаких профсоюзов в Царицыне не было. Партийных центров до 1914 года также не было.
У гимназистов, как слабый отголосок 1905 года, был кружок, выпускавший гектографированный журнал «Закат». Там изучали политическую экономию по Богданову. Ходили неопределённые слухи, что в городе есть организация Соцдем. И что организатор её – Изюмский. Но у гимназистов с ней связь отсутствовала. Ещё существовал кружок с литературным уклоном в реальном училище.
Было больно и обидно читать в одном из путеводителей за 1963 год, что в Царицыне много кабаков. Бездоказательные и необоснованные обвинения в адрес моих земляков.
Могу согласиться с тем, что речь идёт о регистрации выдачи патентов на право торговли спиртными напитками. Но такие патенты брали все лавочники, если они кроме бакалеи торговали и вином. Но смешивать бакалейную лавку и трактир, кабак нельзя.
В районе Балкан (застройка началась с 1905 года), где жили рабочие завода Нобиле, Гергардта, железнодорожники (от Николаевской площади (ныне Ленина) и до Нобилевского оврага (от железной дороги до Волги) были один трактир, одна пивная и казённая винная лавка.
В районе за полотном была одна «казёнка» и одна пивная. Но на базарной площади было три-четыре трактира, которые, в основном, посещали прасолы, купцы, приезжавшие на базар крестьяне и казаки.
Конечно, в городе было большое количество шинкарок. Но это торговля на вынос.
Не такой уж пьяный город был Царицын. Некому и нечего было пить. Потому так мало было в городе трактиров. На весь большой город только два ресторана, которые никогда не посещал рабочий люд.
(Продолжение следует).
На снимке: набережная, пристань на Волге.