В начале июня в Волгограде на крыше ТРЦ «Акварель» впервые прошёл фестиваль «Pipl Fest»: выставка работ талантливых волгоградцев, которые хотят сделать наш город ярче, веселее, креативнее.
Его гостями стали более тысячи человек, билеты расходились как горячие пирожки – волонтёры только успевали раздавать на входе ярко-оранжевые браслетики.
Картины, фотоработы, объёмные инсталляции, транспаранты с надписями вроде «Мама просила меня быть нормальной, но я не справилась», фудкорт, будка, у которой можно было сделать временное тату, сцена с коллективами, уже успевшими обзавестись поклонниками в Волгограде и за его пределами, например, «Хроники Края» и MicrоwavePopcorn, а также тёплая атмосфера этого события никого не оставили равнодушными. Уже вечером, после окончания фестиваля, аккаунты в Инстаграм по хэштегу #piplfest пестрили множеством фотографий.
Моя собеседница Севда Байрактар – одна из участниц и организаторов «Pipl Fest». Она - художница со своим необычным стилем. Её работы можно увидеть в кафе Волгограда, в креативном пространстве «Икра» и на других площадках. Кстати, чтобы представить картины на фестивале, Севде пришлось собирать их буквально по всему городу. А её Инстаграм (с почти 10 тысячами подписчиков!) получил награду от Сергея Шнурова на премии TOP100INSTA, прошедшей в апреле этого года. Словом, моя собеседница — девушка не только творческая, но и очень активная, излучающая огромное количество положительной энергии.
- Седва, расскажи самое главное о себе.
- Мне 28 лет. Я – за странности. Потому что сама - странная. «Больная» на всю катушку! И это оправдывает исключительно всё в моей жизни.
- Как тебе здесь, на «Pipl Fest»?
- Отлично! Я кайфую, потому что люблю, когда люди разрешают себе быть странными, и когда другие их в этом поддерживают. Даже не странными – такими, какие они есть, простыми. Мне нравится, что мы здесь собрались тёплой компанией, чтобы насладиться атмосферой, музыкой. Наш город задыхается без этого. Ему это необходимо, как глоток свежего воздуха! В основном, создавать такие праздники получается благодаря молодёжи, потому что в головах людей постарше много рамок.
- Севда, Вы принимали и принимаете участие в организации многих ярких проектов городского масштаба: например, благотворительная ярмарка «Атмосфера» и вот теперь - «Pipl Fest». С каждым разом получается все масштабнее и масштабнее. В чем секрет творческого роста?
- Просто мы всегда стремились к нему! Но я не единственная, кто причастен к созданию «Атмосферы». Есть целая команда организаторов, которая потихонечку собиралась, собиралась... Мы были связаны одной идеей, и, безусловно, радует, когда такой внушительный масштаб приобретает некогда маленькое детище. Сначала всё происходило где-то в закромах. Правда, я для себя уже решила, что больше принимать участие в «Атмосфере» как организатор не буду. И рада, что поучаствовала в этом как организатор. И опыт хороший, и приятно делать добро, заниматься благотворительностью.
- А какой свой проект ты можешь назвать самым запоминающимся, значимым?
- Дело в том, что для меня важен не сам проект, самое важное то, от чего я получаю удовольствие, – это моё творчество, рисование. Например, если у меня нет возможности сесть за краски, то меня аж перекручивает, мне чего-то не хватает! Нарастает какая-то тревога внутри меня, я чувствую, что мне надо «выплеснуться». Также люблю вести свой Инстаграм, потому что фото — это тоже эмоции, изображенные с помощью красок. И это для меня такая отдушина! Кто-то работает словом: пишет книги, стихи, в общем, доносит свою мысль через текст, а я люблю доносить её именно красками. Без лишних слов. Я даже чаще всего не подписываю свои фотографии в Инстаграме, потому что мне кажется, что, подписывая или что-то говоря, я уже привношу свою мысль, а мне хочется, чтобы человек прочувствовал мои изображения сам, чтобы его ничего при этом не сбивало.
- Ты и рисуешь, и фотографируешь... Какое из этих занятий на первом месте?
- Выделю фотографию. Особенно когда я делаю снимки не на фотоаппарат, а на телефон. Потому что камера, пусть у неё и специальные технические параметры лучше, не так мобильна, она может, что называется, ловить момент. С фотоаппаратом же получается запечатлеть специально организованный, «построенный» момент. Например, студийная съемка. Ой, говорю с Вами об этом - и даже улыбаться хочется! При этом даже когда я пользуюсь фотоаппаратом, то получаю от этого процесса огромное удовольствие! Мое главное правило: за редким исключением я не фотографирую того, что мне не нравится. Да, бывают коммерческие предложения, в которых я участвую, но крайне редко. Моя фотография должна приносить удовольствие, прежде всего, мне. Опять же, я все делаю для кайфа! Слушайте, это уже какой-то лозунг жизни получается. Словом, если я «зажигаюсь», то меня может занести, куда угодно: фотографировать в лютый мороз, неважно!..
Но и без рисования мне плохо! Вообще, если я сижу и ничего не создаю, то у меня начинается настоящая ломка, я чувствую себя бесполезной, мне обязательно надо что-то делать, «зажигать».
- Увлечение творчеством пошло с детства?
- Нет. Я родилась во времена СССР, моё детство отличалось от детства нынешних детей, у нас были другие ценности, цели; мы по-другому росли. Родители отдавали меня во многие кружки: музыкальные, например, но такого представления, что на творчестве можно зарабатывать, не было. Для нас оно было отдушиной. Это сейчас понимаешь, что дизайнер – профессия, приносящая заработок. А тогда, в том числе и в моём окружении, было представление о том, что юридическое, экономическое, медицинское образование – базовое, основное, и надо выбрать одно из них. Поэтому я закончила факультет «Финансы и кредит» в университете, но даже когда училась, уже понимала, что что-то идёт не так. Увы, мне было сложно перестроиться и начать идти по другому, по «своему» пути.
Еще важно, что во времена своего детства я примерно года три ходила заниматься в «Детскую художественную галерею». Свободного творчества, как я его понимаю сейчас, там не было: это было пространство, куда мы приходили, брали краски и садились рисовать на заданную тему. Но там я познакомилась с гуашью, акварелью, батиком, и это мне помогло.
Когда я уже самостоятельно начала рисовать маслом и акрилом, то это было одновременно обучение методом проб и ошибок и мои новые шаги в творчестве. Кстати, по сей день люблю работать через ощущения: не читать, как надо, а самой всё попробовать. Поэтому сказать, что рисовать я начала с самого детства, не могу. Занимаюсь этим года четыре и стараюсь сама себя развивать.
- В каких эмоциях ты находишь больше вдохновения - в положительных или отрицательных?
- Хороший вопрос. Я отрицательное вообще не люблю. У меня был долгий период, когда я перешла на «тёмную» сторону и долго вытаскивала себя из этого состояния. Естественно, находясь в нём, я вообще не понимала, что происходит, уже потом, выйдя из него, оглядывалась и понимала: «Ах, так вот что это было!». То был период большого переосмысления, у меня в голове всё менялось, но вдохновения из «темного» я не могла почерпнуть. Хотя творить начала именно в тот период.
Я тогда четко почувствовала, что мне плохо, что мне нужен выплеск. Вот тогда и начала рисовать. У меня не было уверенности в правильности моего «творческого пути». Я на тот момент закончила «Финансы и кредит», была ориентирована на «обыкновенную» жизнь. Начинала с маленьких рисуночков. И даже представить себе не могла, что перейду на такие масштабы, как холст формата А1и что тема размера меня вообще смущать перестанет!
Словом, если говорить о «темной стороне», то черпать настроение в негативе я не могу. Но, в то же время, это ненормально, чтобы все время ходить и улыбаться! Мне кажется, что должна быть середина, гармония. Если тебе плохо, то ты просто не должен ни на кого это выплёскивать, но посидеть и погрустить — это нормально. «На людях» я выработала привычку не унывать – не знаю даже, хорошо это или плохо. Например, в «Икре», где я работаю, много людей, совпадающих со мной душевно. И когда они подходят ко мне, я им говорю: «Вот я улыбаюсь, но всё равно мне не очень». Это моя стадия уныния, когда я растягиваю буквы: «ууууу», «ииии», «аааааа», «мне плооохооо».
Но когда люди распыляют негатив — это ужасно! Одно дело – погрустить, другое – постоянно создавать вокруг себя такую атмосферу и вовлекать в нее других. Когда приходишь к такому человеку в гости, есть ощущение, что у него даже стены кричат. Он создал такую атмосферу, что хочется убежать.
- Скажи, что ты вкладываешь в свою работу арт-менеджера?
- Чтобы я ни делала, для меня главное - «зажечься», вложить в дело душу. Да, не всегда складывается так, что можно просто брать и творить. Мне иногда приходится делать и какую-то неинтересную техническую работу, связанную, к примеру, с договорами, но это составляет лишь малую толику. Для меня самый важный момент — удовольствие от сделанного!
- Севда, какие места в Волгограде можешь назвать любимыми?
- Внизу, на Тулака, где я живу, есть одно место. Летом там пляж, но когда чуть холоднее, в апреле или сентябре, когда уже дело к зиме и никто не купается, когда людей почти нет, я люблю туда спускаться. Если иду туда не одна, то это должен быть человек, с которым могу разделить не только разговор, но и тишину.
Ещё я спускаюсь туда рисовать, беру с собой холсты. Люблю парк на улице Чуйкова, он очень атмосферный. Люблю гулять по центру города, заходить в незнакомые дворы и сворачивать на неизвестные улочки. Люблю тему заброшенных зданий, это меня очень увлекает, могу поехать куда-нибудь в район тракторного завода, чтобы побродить по заброшенным территориям.
Вообще, мне кажется, что город стал бы крутым, процветающим, если бы к нему приложили руки и энергию творческие, яркие молодые люди. Мне кажется, что мое поколение, а также те, кто немного старше и младше, могли бы поделиться с ним своей душой, потому что есть четкое ощущение, что за минувшие двадцать лет душу и силы из Волгограда высосали. В период своего взросления, да и сейчас, я ловлю себя на мысли, что не испытываю к Волгограду особо теплых чувств. Если я уеду и буду приезжать сюда на недельку раз в год, то буду, наверное, кайфовать от присутствия в этом пространстве, потому что я здесь родилась, выросла...
Увы, не могу сказать, что испытываю большую любовь к городу! Я не из тех, кто говорит: «Я останусь и буду поднимать этот город с колен». Люблю комфорт и уют, поэтому лучше поеду и найду такое место для себя.
- Какие места Волгограда посоветуешь туристу, уставшему от официального списка достопримечательностей?
- Планетарий, он прикольный. Молодёжный театр. Подняться на крышу какого-нибудь дома. Даже можно в библиотеку имени Горького зайти, посидеть в читальном зале, вдохнуть запах книг. К сожалению, у нас в городе существует прочная привязанность к теме войны. Конечно, историю надо уважать и ценить, но не зацикливаться на этом! Ведь эмоции, связанные с войной, — это все-таки негатив, и получается, что я привожу людей и показываю только места, связанные с отрицательными эмоциями и скорбью. Перекос, однако, получается! Поэтому я всё-таки за положительные эмоции.
Волгоградская школа журналистики «Первая полоса».
Комментарии
ШАМАН