«Иногда, бывает, так потеряешься, что… Ощущение, будто ты кожу снял и вышел на улицу, и у тебя мерзнут органы, их продувает насквозь ветром.
А когда снова приходит вдохновение, ты будто попадаешь в бездну, тебе страшно, тебя засасывает. Потом тебя долго мучает зуд, а когда напишешь что-то новое, тебе аж плакать хочется, и запах бергамота вокруг витает...».
Эти слова принадлежат волгоградскому барду Виктору Пушкареву. Сегодня – он наш гость: музыкант, автор стихов и сказок, директор собственного небольшого мебельного предприятия и просто хороший человек.
То, что творчество занимает огромное место в жизни этого, похожего на пригожего былинного богатыря, парня, мы поняли, как только Виктор взял в руки гитару. Его музыка лилась, струилась и захлестывала нас…
Точка старта
- Я помню, как все началось в августе 1990-го года, - начал разговор Виктор Пушкарев. - Маленький мальчик восьми лет от роду лепил пластилиновых человечков в комнате, делал кораблики из бутылочек для шампуня, и вдруг услышал, как из соседней комнаты его папа крикнул: «Идите сюда! Смотрите: Виктор Цой погиб!». И что-то дернуло мальчика пойти вместе со всеми домочадцами и посмотреть тоже. И то ли по телевизору после выпуска, то ли уже потом по радио, включили песню «Группа крови». Песня потрясла! И для целого поколения, как и для тогда маленького мальчика Вити, группа «Кино» стала точкой старта в их творческом пути.
Ну, и понеслось! В течение двух лет мною были скуплены все альбомы известного тезки, - продолжил Виктор. – Заметив мое рьяное увлечение, старшая сестра Валя (вообще-то у меня две старших сестры - Наталья и Валентина) дала мне послушать аудиокассеты других российских рок-исполнителей. Позже я узнал о существовании иностранных рок-групп «Scorpions», «Scooter», «Cranberries», «Metallica», «Nightwish». В 93-м году моя самая старшая сестра Наталья принесла домой гитару. Взамен я целый месяц честно ходил за хлебом и выполнял всякие мелкие поручения по дому. Также Наташа показала аккорды. Первая песня, которую я выучился играть, в процессе, наверное, доведя до безумия соседей, был «Серега Санин» Юрия Визбора.
«Хобот мамонта» и первая песня
- Погрузившийся в музыку любимых исполнителей и одновременно всерьез увлекшись творчеством Пушкина и Евтушенко, вооруженный юношеским максимализмом и предпочитающий зимой и летом ходить только в костюме «Адидас», я... написал свою первую песню. Для пробы я спел ее сестре Валентине, а она, прослушав, мудро заметила: «Эх, Витька, ты сам не понял, что написал. Потом повзрослеешь – поймешь». Песня называется «Море». Написал я ее в 93-м, мне было тогда одиннадцать (!) лет. Если честно, то и до сих пор я не совсем понял, что написал. И надо отдать должное Валюхе: увидев во мне серьезную любовь к творчеству, она стала брать меня с собой на соответствующие тусовки.
Потом было окончание школы, поступление в Волгоградский педагогический колледж № 2 на специальность "преподаватель рисования и черчения". В колледже я состоял в панк-группе: мы пели песни в стиле Егора Летова и ездили выступать в пионерские лагеря. Запомнилось, как мы "жгли" песней «Хобот мамонта». Позже я узнал, что ее автор - Александр Мень, который по первому образованию был историком, а потом уже стал проповедником, богословом.
Как я стал Каэлем
В конце девяностых та же Валентина познакомила меня с "ролевиками" - ребятами в доспехах, с мечами и луками, играющими в "эльфов, хоббитов и орков" на природе, строящими крепости, устраивающими балы и турниры. Помню, когда собирался первый раз идти вместе с ней на игру, она меня спросила: «Тебе есть, что надеть?» Отвечаю: «Не знаю» «Ну, вот зипун, держи!». И дала мне "ролевое" имя Каэль. Думаете, такой персонаж был у Толкина или Перумова?! Ничего подобного! Как объяснила мне потом сестрица, был мудрый удав Каа, а поскольку, по мнению Вали, я - редкостный зануда, то к имени удава "Каа" надо для красоты прибавить слог "эль"!
А что взамен?
Совсем недавно у себя на страничке в «Фейсбуке» я опубликовал собственное стихотворение о любви, под которым мужчина оставил комментарий - мол, давайте напишем еще сто песен про любовь, но какой от них толк?! Я прямо сильно расстроился: получается, зачем жить, если потом все равно умирать? И подумал: если мы перестанем писать стихи и сочинять музыку, то что мы предложим миру взамен? Ведь такой вопрос: «И зачем все это?» мог прозвучать в головах у Цоя, Евтушенко, Филатова, Пушкина, наконец! И мы бы никогда не услышали их песен, стихов, не прочли бы их книг, и наше сердце не разрывалось бы от лавины бушующих чувств.
О нашем времени
- Наше время я называю «миг вспышки». Это маленькая картинка. У каждого из нас есть доля секунды, чтобы кого-то заинтересовать. Мы разучились, к сожалению, останавливаться и любоваться, мы не хотим долго вглядываться, чтобы увидеть прекрасное, искать его. Жаль! Но я хочу верить, что мы снова научимся видеть, чувствовать и создавать любовь…
Тот самый «миг вспышки»
…Когда Виктор Пушкарев закончил собственную историю, мы, ученики проекта «Школа журналистики "Первая полоса"» изрядно напевшись Цоя, Шевчука и Визбора, напившись чая с вкусняшками, забросали Виктора вопросами. Получилась небольшая "домашняя" пресс-конференция.
- Виктор, Вы на "квартирниках" выступаете?
- В Волгограде – не доводилось. Зато меня периодически зовут выступать в Тамбов. Думаю, что мои песни не для больших концертов, а как раз вот для таких, квартирных. Для концертов, где будут слушать слова, потому что, в первую очередь, мне хочется поделиться с людьми своими мыслями.
- Есть ли у вас любимые поэты?
- Да: Александр Пушкин, Евгений Евтушенко и Леонид Филатов, особенно его сказка «Про Федота-стрельца…».
- Возвращаясь к теме о Великой Отечественной войне, хотелось бы узнать вот что. В наше время люди делятся на два лагеря: один считает, что уже пора бы забыть то, что было тогда, другие уверены в том, что надо пронести это дальше. К какому лагерю принадлежите Вы?
- Я думаю, что те события нужно помнить всегда. Помнить, но никогда не повторять. То, что происходит сейчас, есть настоящий фашизм. Я имею в виду личностей, которые, участвуя, например, в акции "Бессмертный полк", кричат: «На Берлин!». Когда-то я написал в «Фейсбуке» пост на эту тему, и в комментариях под ним женщина ответила мне, что люди клеят изображения с подобными надписями для того, «чтобы показать всему миру, что мы сильные». И я тогда подумал: «Ах, вот для чего вы ходите на парады! А я хожу, чтобы дедушку вспомнить».
- Как относитесь к современной музыке? Какие популярные группы Вам нравятся?
- Люблю Лепса, Трофима. Правда, они не совсем современные. Не очень люблю музыку наподобие «BlackStar», Басты – это не мое. Не понимаю песни типа: «Курточка моя так хорошо сидит на ней». Я слушаю сейчас Брэндона Стоуна, он выступал на концертах у Задорного, поет песни на стихи Филатова. Также слушаю инструментальную музыку из разных кинофильмов вроде «Гарри Поттера», «Реквием по мечте».
- Какие у вас были впечатления от первого концерта?
- Мне было семнадцать или восемнадцать лет, это была "Новая лодка", которую делал тогда волгоградский бард Виктор Каменский на острове Голодном. В тот год эта поляна собрала рекордное количество людей – 860 человек. Я пел песню «Казнь Ивана Купалы». Я был кучерявый, лохматый, улыбался. Боялся страшно, голос дрожал. Свое состояние тогда могу описать так: ты выбрасываешь из себя все силы, а потом тебя резко заполняет волна отданных тобою эмоций, которые тебе вернули зрители, и ты понимаешь: «Сейчас взорвусь!». Потом я научился себя сдерживать. Другой опыт выступления был много позже в Тамбове, куда меня пригласили выступить на фестивале «Лесная акустика»: там люди мне практически не аплодировали, кто-то пришел, посидел и ушел. Я подумал: «Видимо, плохо спел». Спускаюсь со сцены, меня спрашивают: «Ну как?», а я отвечаю: «Да, наверное, плохо, никто почти не хлопал» И смотрю – бегут: «Дядя Витя! Клево!» Оказывается, публике очень понравилось. А после меня выступала девочка. Так во время ее выступления вообще резко встали человек семь и ушло! Девочка аж раскраснелась. Я иду в фуд-корт и вижу: те люди, которые ушли, кушают. Спрашиваю: "Не понравилось выступление?". "Нет, мы и здесь слышим, нам все нравится. Почему мы ушли? Да кушать просто захотели!".
- Как вы продвигаете свое творчество?
- В социальных сетях, на радио «Шансон». Но на последней площадке авторским песням вроде моих отведено лишь сорок процентов эфира, остальные шестьдесят принадлежат «песням осужденных», поэтому предпочитаю соцсети. В августе планирую поехать в Питер выступать на радио, однако меня смущает его неизвестность – кто знает, что от этого радио ожидать…
- Как ваши родители отнеслись к карьере музыканта?
- Когда я только начал ездить с выступлениями, мама сказала: «А я сразу поняла, что музыка – это твое будущее. Когда тебе было три года, ты увидел, как кто-то во дворе играл на баяне. И потом везде изображал из себя баяниста!». Кстати, в Марий-Эл, откуда родом мой отец, меня, оказывается, даже в машинах слушают и диски с моими песнями покупают.
- Виктор, а что там с выпуском детской книги о Маленькой серой мышке? И вообще как она появилась?
- Первые сказки пришлись на начало века, тогда я написал несколько строк: «Жила-была Маленькая серая мышка на Картонных полях, кушала бумажные зернышки, пила водичку из бриллиантовых рек. И вот она пошла по миру гулять: пробовать бумажные зернышки с других Картонных полей и пить водичку из других бриллиантовых рек. И обойдя весь белый свет, она вернулась домой. Мышки подходили к ней и спрашивали: «В чем смысл жизни?». Она отвечала: «Смысл жизни в том, сколько зернышек бумажных вы вырастите и своей водички попьете». Все вздыхали и уходили. Но была еще одна Маленькая молодая мышка, которая собрала в узелок вещи и пошла по миру ходить, маленькие зернышки кушать и бриллиантовую водичку пить». Написал и не обратил внимание, а потом подумал: «А почему бы не создать книгу?».
- Были ли у вас в жизни моменты, когда хотелось уйти из музыки?
- Не хотелось, а получилось! Аж на целых семь лет. В двадцать пять лет я женился. Супруга сильно ревновала к поклонницам, которые частенько подбегали ко мне после выступления. Она присутствовала на каждом концерте и устраивала скандал после того, как какая-нибудь девочка просто брала у меня автограф. Причем я ничего такого им не позволял, даже поцелуй в щечку. Когда мы разошлись, я встретил другую девушку, которая меня вернула к творчеству, за что огромное ей спасибо.
- В своем рассказе вы упоминали учебу в педагогическом училище. Так вы его закончили?
- Нет, на третьем курсе ушел. Сначала меня призвали в армию, но комиссовали почти сразу из-за болезни желудка. Позже я пошел работать, и в это время начал учебу в строительном.
- И вы закончили строительный колледж?
- Да. Правда, диплом там так и остался, я его даже не забрал. А педагогика - это все-таки не мое: я очень добрый, и дети это чувствовали. Мне достался коррекционный класс, который садился мне на шею, причем буквально.
- В начале марта в Ворошиловском Торговом Центре прошла ярмарка хенд-мейд товаров «О! Маркет», на которой вам довелось выступить. Как все прошло?
- Было душевно, повсюду царила прекрасная творческая атмосфера! Помимо своих песен, я позволил себе исполнить парочку из творчества Цоя и группы «Кино». Встретил хороших знакомых Алину Арт и Оксану Найчук. Алина, кстати, рисует иллюстрации к моим сказкам о Мышке. Вообще, команда «Пушка» - замечательные люди! Они делают для нашего города нечто необыкновенное, это не передать словами: меня будто с головой накрыло волной творчества! А одна из организаторов мероприятия Элина Типаева подарила мне "на память" банку карамелек после моего выступления. Между прочим, очень вкусных.
- Что бы вы хотели пожелать всем?
- Мне бы хотелось, чтобы в наше время, в тот самый «миг вспышки», когда все пролетает мимо с бешеной скоростью, мы вновь бы научились останавливаться и слышать любовь. Ребята, мечтайте! Ведь мечты сбываются только у тех, кто делает это от души, а главное, стремится к их осуществлению!
Фото из личного архива Виктора Пушкарева.
Комментарии
Аля
Я конечно дико извиняюсь, но не понимала и не пойму я этих бардов никогда. А сказка про мышку - это нечто. Поясните, для кого сей шедевр создал автор? Для детей, которые пытаются понять смысл жизни, играя в песочнице?
Старый доктор
Песни не просты в понимании, но он найдет своего слушателя. Безусловно, это студенческая молодежь и творчески настроенные люди.
Чтобы его понять надо быть с ним одной волне понимания мира. Это сложно. Волгограду нужны такие люди. Нужны потому, что он внутренне свободный человек. Это не каждому дано.
В тексте слишком много ненужных автобиографических подробностей. В школе о классиках литературы меньше пишут.
Лёлик
Я ржу.
Аля
Лёлик
Знал бы, написал что запах ветивера везде витает в общем, Пушка-тим жжот
Они ещё и мебель производят, прикинь.
Сказка про мышку - без комментариев.
Она Цитата:
Аля
Не знаю, но ребенку я такую сказку уж точно не прочитала бы. Испугается.
Лёлик
СОЗДАЛ, понимаешь!
Алиса
Милена!
Im
NickСаныч
Что же касается автора интервью, то надо быть чуток смелее: не идти на поводу и за исповедью "героя", а самому предлагать шагать за ВАШЕЙ мыслью, за ВАШЕЙ логикой и выискивать у него то чего хочется ВАМ узнать, а не то что хочется сказать ему. Хотя в 16 лет - взять интервью у маститого дяди Вити, свободного, много повидавшему, многоговорящему.... БРАВО!
Старый доктор
Это тепло оголенной души, бесконечно правдивой и искренней. Ложь здесь будет видна как на ладони. Сегодня трудно говорить правду. Слишком велик разрыв между тем что мы видим глазами, и тем что мы слышим вокруг. Далеко не все это понимают.
Барды не укладываются в эту порочную схему. Но так не может продолжаться вечно. Барды растут только на солнце и свежем воздухе.
Автору. Вы молодец, находясь в разных жизненных , возрастных категориях , вы справились с поставленной задачей.
Милена.
Доктор. Хорошо что не Вам поручают писать статьи. Не Ваше это, хоть и чувствуется, как из Вас рвётся наружу желание писать... может на курсы Вам пойти? Чтож Вы позоритесь тут всё время? Жалко Вас.
Старый доктор
Мои учителя стоят в очереди чтобы меня учить. Вы как то влезли без очереди. Не нарушайте порядок! Запись в личке. За два дня вперед.
призрак
Из него рвется единственное желание пИсать.
призрак
Ну вообще если у него органы чешутся к дерматологу ему нужно, особливо если уточнить какие органы.
куррвиметр
Хоть бы в Страстную Пятницу не хамил
мыслю не мысля
Стиль, стиль уже имеется. Разговорно-повествовательный. Я люблю, когда так пишут и общаются. Делаю комплимент, а мой комплимент дорогого стоит ))
Анечка, а фразу "пригожий, былинный богатырь" отправляю в мемориз. Как хочешь, так и ругай меня! )) Спасибо, милая, удачи!
Дядя Витя
Всё время пытаемся кого-то «похоронить», дескать, «их время ушло»…
Ребята, друзья мои, наше время мы делаем сами! Каждый сам за себя решает, ушло ли оно от него, или по-прежнему с ним.
Я помню, как еще в 90е многие говорили, что «Русского рока» больше нет, однако появился «Сплин», «Ногу свело», и музыка зазвучала вновь! И не раз слышали, что «Рок-н-ролл мёртв!», а мы играем его до сих пор!
Конечно, тех, старых бардов уже почти не осталось, но ведь всё развивается! Я посещаю разные города, и встречаю молодых людей, что поют собственные песни под гитару. Разве не барды? Раньше мы бы назвали их именно так! Они свой стиль называют по разному, «indie», «acoustic music», Авторская песня. В СССР была одна площадка – «Груша», она и сейчас есть. В наше время появились ещё: «Платформа», «Лесная акустика», да что там, много! И на каждых насчитывают несколько тысяч человек… А сколько в каждом городе «творческих пространств», «квартирников»… не счесть. Это говорит лишь о том, что «движение» живёт!
Верить нужно, ребята, и любить!
Для Лёлика:
Благодарю за комментарии, посмеялся от души!)))) Одно маленькое замечание, слово «жжОт», пишется через «Ё».))
мыслю не мысля
Дядя Витя
Альфия
Альфия
рабинович
аля, фиалками пахнет лепра. Когда вокруг будет сплошной лепрозорий - будет и фиалковый аромат повсеместно.
По поводу персонажа - мило, забавно. Но вторично как-то. У автора есть канал на Трубе и даже 9 подписчиков. Просмотров тоже кот наплакал. Да оно и понятно - кому нужен второй Трофим. Он и первый то никому не нужен, потому что полон банальностей .
А вообще-то, плохого в волгоградских бардах мало. Творят по мере сил. А могли бы просто водку жрать. Продолжайте просвещать народ о культурных феноменах. Вот Коссович например где? Жив ли?
Дядя Витя
Да! Спасибо огромное!))) Это был один из самых чудесных и запоминающихся дней!)))) Аня очень талантливая! Я верю, что её ждёт большое будущее!)))
Местечковое быдло
Картина "Художник показывает свой внутренний мир". Холст, масло.
Крупнее: http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/0/8/9/11324980.jpg