Сегодня, в День работника органов безопасности, мы хотим напомнить об одном из наших легендарных земляков – о жителе станицы Нехаевской Волгоградской области Михаиле Селиванове.
Солдат Великой Отечественной, бывший сотрудник СМЕРШа в послевоенное время участвовал в задержании генерала Андрея Власова, вёл следствие по делу нацистских преступников, казнивших крупнейшего отечественного учëного Дмитрия Карбышева.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Путь в контрразведку у мальчишки из станицы Нехаевской начался в 30-е годы.
– Меня призвали в армию в 1933-м году, – рассказывал корреспонденту информационного агентства «Город героев» Михаил Васильевич Селиванов в 2012 году в возрасте 98 лет. – Срочная служба началась на Дальнем Востоке, на реке Уссури, был пограничником на 86-й погранзаставе.
На Дальнем Востоке Селиванов принял боевое крещение: в 1938 году участвовал в советско-японской битве у озера Хасан. Затем поступил в Харьковское танковое училище. После училища вновь вернулся на Дальний Восток. Там же и встретил 22 июня 1941 года. Едва узнал о войне, тут же подал рапорт с просьбой направить его на фронт.
– Я всë время просился, чтобы меня направили на Сталинградский фронт, – делился с нами Михаил Селиванов. – Очень хотелось быть ближе к родной земле, защитить от врага своих родных. А командование твердило, мол, наша родина везде – и в Курске, и в Подмосковье.
ПАУЛЮСА ОБЕЗОРУЖИЛИ
И все же хопёрский казак оказал однажды неоценимую помощь защитникам Сталинграда. Сражался он в то время на воронежском направлении. Поступили разведданные, что в 6-ю Армию Паулюса движется подкрепление – шесть эшелонов хорошо обученных солдат и офицеров, а также мощная боевая техника. Сверху приказали: эшелоны разгромить.
Красноармейское соединение, куда входили танкисты Селиванова, встретили неприятели по всем правилам военного мастерства. Перед самым прохождением составов им удалось с боем прорваться к железной дороге и полностью разобрать шпалы.
Остановленные эшелоны тут же атаковали, и почти весь фашистский резерв был сражен пулями или растерзан гусеницами советских танков. Подкрепления Паулюс не получил. И это было первым мощным ударом для немецкой армии, сражавшейся в Сталинграде.
СУРОВЫЙ ОТБОР
В 1943 году начальник управления особых отделов НКВД Виктор Абакумов обратился к Сталину с предложением создать в стране СМЕРШ – организацию, готовящую профессиональных разведчиков для фронта. Верховный главнокомандующий поддержал эту идею.
Михаилу Селиванову предложили перейти в СМЕРШ. Опыт разведчика был накоплен немалый, и он охотно согласился. Из Ворошиловграда, где в ту пору стоял его батальон, бойца откомандировали в Москву.
Предстояло пройти серьёзнейший отбор в разведшколу. Просеивали претендентов специалисты высокого класса. Из трех тысяч воинов-фронтовиков в СМЕРШе оставили лишь триста человек.
ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ГРАЖДАНКА
Уроженец казачьей станицы Михаил Селиванов участвовал в освобождении Крыма, затем в составе армий Второго Белорусского фронта освобождал Белоруссию и Польшу от фашистов. На границе с Германией на одной из высот польского города Гдыня вместе с однополчанами водрузил Красное знамя. 9 мая 1945 года он встречал в Берлине.
Когда весь мир праздновал победу над коричневой чумой, контрразведчики продолжали работу. Перед бойцами невидимого фронта руководство страны поставило задачу: найти и задержать генерала Власова, в начале войны перешедшего вместе со своей армией на сторону фашистов.
В задержании Власова участвовали и другие представители стран антигитлеровской коалиции.Представители СМЕРШа сотрудничали с американским разведчиком, обменивались информацией. Андрей Власов в ту пору пытался перейти на сторону США. Вскоре нашим разведчикам передали сведения, что генерал-дезертир будет проходить через контрольно-пропускной пункт в Берлине с подложными документами, и возможно, изменив внешность.
– В тот день я был дежурным по части, – рассказывал нам Михаил Селиванов. – На КПП внимание моих подчиненных привлекла необычная дама двухметрового роста. Широкая юбка, пышная блузка и очки-диоптрии. В ней было что-то подозрительное. Почуяв подвох, капитан, старший наряда, подошëл к даме и, крепко схватив за руку, съязвил: «Красавица, куда же? У нас такие женихи завидные, мы вас прямо тут, в Германии, и выдадим замуж!»
«Красавица» оторопела, чуть дёрнулась, но было уже поздно: она попала в капкан советских спецслужб.
«Дамочку» немедля доставили в штаб воинской части. При досмотре подозрительная гражданка оказалась переодетым мужчиной. При нём были и подлинные документы на имя генерала Власова. О задержании столь важной персоны доложили высшему руководству.
Этапировали генерала-предателя самолётом в Москву. «Ценный» груз сопровождали начальник СМЕРШа Виктор Абакумов и командующий Второго Белорусского фронта Яков Едунов.
ОТОМСТИЛИ ЗА КАРБЫШЕВА
Вскоре контрразведчикам, служившим в Берлине, поступил новый приказ: задержать фашистов, зверски расправившихся в концлагере с генералом Карбышевым.
– Следствие по делу мы вели вместе с моим коллегой, капитаном Васильевым. Установили, что в издевательствах над Дмитрием Карбышевым участвовали двенадцать человек. Трëх из них нам удалось разыскать в Германии, трех в Австрии и ещë двух – в Болгарии. А оставшиеся четыре фашиста, причастные к смерти нашего генерала, не найдены по сей день, – впоминал Михаил Селиванов.
Вину палачей наши контрразведчики полностью доказали. Материалы следствия передали международному трибуналу.
Замучивших Карбышева приговорили к смертной казни через повешение. Но наша страна в исполнении приговора не участвовала по принципиальным соображениям. Казнил международного преступника американский капрал.
После войны наш земляк Михаил Селиванов освоил мирные профессии. Работал бухгалтером, экономистом. О военном прошлом знали лишь сослуживцы – бойцы «невидимого» фронта. И лишь в начале XXI века он рассекретил свои воспоминания.
На снимках: удостоверение СМЕРШа; Михаила Селиванова чествуют волгоградские чекисты (фото 2012 года).
Фото предоставлены УФСБ РФ по Волгоградской области.