Новая достопримечательность появилась на туристической карте Волгограда: в Горьковской библиотеке теперь располагается выставка…прялок. Личная коллекция Анны Болучевской уже получила восторженные отклики первых посетителей.
Более 80 прялок и 100 других предметов русского крестьянского быта собрала Анна за последние три года. Я тоже не осталась равнодушной к предметам старины и заглянула в прялочную. Хотелось не только увидеть всё своими глазами, но и лично побеседовать с этой удивительной женщиной.
– Анна, почему вы выбрали коллекционировать именно прялки?
– Не знаю. Однажды мне в голову пришла мысль: как же я без прялки проживу всю жизнь? Какой-то щелчок произошёл в сознании, когда я приобрела свою первую прялку, городецкую. И пошло-поехало. Кстати, вот она. Это городецкая роспись. Здесь сюжет называется «Сватовство». Вот нарисованы мама с дочкой, вот жених. А это изображён глухарь, символ достатка на русском севере. Это 100-процентный оригинал. Я не реставрирую вещи. Вот в каком виде они ко мне приехали, в таком и выставляю. Потому что реставрация, на мой взгляд, равносильна новоделу, теряется первоначальная энергетика изделия.
– Вы, наверное. историк?
– Нет. Даже не рядом. Работаю на производственном предприятии, наношу принт или картинку на ткань. После городецкой прялки целенаправленно искала старинные изделия. А потом уже прялки по волшебству стали «выбирать» меня своей хозяйкой.
– Раньше старинными считались вещи, которым более 100 лет, сегодня к ним относятся уже изделия, которым более 50 лет. А вашим экспонатам сколько стукнуло?
– Все эти вещи конца ХIХ или начала ХХ века. Ещё я собираю информацию о владельцах прялок. Стараюсь узнать имя бабушки-прабабушки, которые пользовались изделием. Также узнаю, что за село или местность, в которых «жила» прялка. Вещи часто датированы, имеют инициалы. Потому что вещами раньше дорожили, их передавали по наследству.
– Эти прялки нашлись в Волгоградской области?
– Нет. Основная часть коллекции приехала с севера. Хотя вот эту прялку я нашла в Дубовке на чердаке купеческого дома, но она, скорее всего, привезена. У нас таких не было в области. У нас в основном пользовались самопрялками. Вот она, с колесом. Самопрялка – это не прялка, а усовершенствованное веретено.
– Где же вы храните свою коллекцию?
– Сначала складывала дома. Но в какой-то момент мои родные стали протестовать. Мама сказала примерно так: «Это всё, конечно, романтично. Но я не могу спать в прялочках». И коллекция перебралась в небольшое помещение, которое мне отдали байкеры «Ночные Волки. Сталинград».
Потом я стала подыскивать более удачное место для всего этого. И директор Горьковской библиотеки Александр Лепещенко любезно пошёл мне навстречу и выделил вот эти комнаты на первом этаже библиотеки. Так что с весны 2024 года коллекция обитает теперь здесь.
– А что это? Люлька?
– Да, она самая. Люлька недавно ко мне приехала из Вологодской области. Ей ровно 100 лет, она была сделана в 1924 году. Люлька появилась у меня вот с этими швейками. Знаете, что такое швейки? Увы, они незаслуженно обделены вниманием, хотя были у каждой женщины. Если за прялкой изготавливали нить, то швейка – это такое приспособление для шитья. Женщина бочком садилась к швейке, прикалывала к ней конец ткани, натягивала ткань и шила. Швейка помогала делать ровную строчку на изделии. Ещё её называли третья рука – она поддерживала ткань.
У некоторых швеек и прялок есть вставочки, они похожи на небольшие коробочки. Для чего нужна была такая вставочка? Не знаете? Сейчас расскажу! Известно, что процесс прядения и шитья монотонный. Чтобы девушке было приятнее работать, мастер при изготовлении прялки или швейки просил её принести какую-либо вещицу, которая вызывала бы у девушки приятныевспоминания. Мастер вставлял эти вещицы в эту коробоочку, чтобы мастерица на них любовалась. Вот здесь на вставочке фантик от конфеты, а с другой стороны – фотография мужчины. По всей видимости, приятного человека для мастерицы. А вот здесь высечен год самого изделия – 1910.
У меня есть прялки и с зеркальцем. Их обычно женихи дарили своим невестам, потому что раньше зеркальца были очень дорогими, ведь при их изготовлении использовалось серебро.
– Анна, видимо, вы состоите в сообществах коллекционеров подобного антиквариата?
– Да, я есть в некоторых группах. В России много людей коллекционируют подобные старинные вещи. В основном, это мужчины, живущие в Москве или Питере. Там у людей побольше денег.
Хочу показать вам ещё светец. Очень нужная вещь была в хозяйстве. И вот почему. Девушки пряли с ноября по март. В избах было темно. Окна тогда затягивали бычьим пузырём. А в богатых избах – слюдой. Поэтому в них днём-то темно было, а уж вечером и подавно. Девушки
чаще всего собирались в одной избе. В казачестве это называлось «вечёрки», а на севере – «супрядки». Для освещения комнаты использовали лучину, которую вставляли в такой вот светец. Его ковали кузнецы. Рядом с девушками приставляли мальчика, который следил за лучиной и менял, если она догорала. Иногда мальчик отходил от лучины. Отсюда пошло слово «отлучиться», то есть дословно – «отойти от лучины».
– Получается, что вы всю неделю находитесь на своей основной работе, а по выходным проводите экскурсии?
– Да. Но о нас пока мало знают в Волгограде. Я три года просто собирала коллекцию, теперь решила, что нужно её показывать жителям города. Всё-таки мало людей выставляются с такой стариной. Осенью мы планируем приглашать на экскурсии школьников. Приходите! Ведь, увидев реальную прялку, совсем по-другому сразу представляется быт многих сказочных и литературных героинь: от Василисы Премудрой до Татьяны Лариной. Ещё я провожу мастер-классы по вышивке, ручной набойке на ткани, ткачеству и многим другим русским «женским» ремёслам.
– Поразительно! Вы самый настоящий клад для Волгограда. Я с вами чуть-чуть пообщалась, а уже столько всего интересного узнала про нашу русскую культуру, быт… Уверена, что любой гость вашей прялочной выставки тоже будет в восторге. Интересно ведь сфотографироваться рядом с прялкой, представив себя героиней сказок Пушкина или Бажова.
Школа журналистики «Первая полоса».