Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Я расскажу об этом своим детям...

На конкурс "Нынче мы в ответе", посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

 Мария Крыжановская Волгоград

Передо мной лежит немецкий штык-нож в кожаном чехле с ручкой в виде головы орла. На чехле четко видна надпись на немецком языке «J.M.ECKART ULMa.D.1941».

Он был сделан в городе Золингене в 1941 году. Как случилось, что немецкое оружие стало семейной реликвией русской семьи?
...Эту историю я услышала в детстве. Шел декабрь 1942 года. Южнее Сталинграда в одном из малых хуторов близ Аксая переживала немецкую оккупацию семья Александровых. Из мужчин – больной дед, женщина Мария с тремя своими дочерьми: Пелагеей, Ольгой, Валентиной и двумя приёмными детьми: Иваном и Алексеем. Старшей – Пелагее (моей прабабушке) - было 16 лет, младшей Валентине – 6. Хутор был небольшим, в несколько домов, съестные припасы были на исходе, поэтому немцы изредка приезжали на мотоциклах. Вернее, даже не немцы, а румыны.
Во время Сталинградской битвы здесь были расположены войска 4-й румынской армии под командованием генерала Константина Константинеску. Армия состояла из 6-го (1-я, 2-я, 4-я, 18-я и 20-я пехотные дивизии) и 7-го (5-я, 8-я кавалерийские дивизии) корпусов. Румынские части занимали оборону на сильно растянутом 250-километровом фронте. В декабре 1942 года сохранившие боеспособность части 4-й румынской армии принимали участие в операции «Зимняя гроза» – неудачной попытке деблокировать войска, окружённые в Сталинграде. Румыны прикрывали фланги наступавших немецких танковых и моторизованных подразделений. После окружения под Сталинградом немецкой 6-й армии и перекрытия путей её снабжения продовольствием в немецких войсках начался голод. Поэтому снабжение оставшихся немецких, а тем более румынских частей, было очень плохое.
Прабабушка вспоминала, что где-то раз в неделю румыны заезжали в хутор в поисках пищи и забирали всё, что находили из съестного. Спасением семьи Александровых были тыквы, хранимые с осени, сухая трава и немного зерна. Траву и зерно растирали, добавляя в тыкву, сдабривая это месиво для вязкости яйцом, чтобы можно было печь лепешки. «Яйца несли 4 курицы – бесценное сокровище - они жили в хате, а при звуке приближающихся мотоциклов живность прятали в погребе. Иногда одно яичко давали младшенькой и очень болезненной Валечке. Жить постоянно в погребе куры не могли – не было бы яиц», - вспоминала прабабушка.
«Однажды, когда мы громко напевали песню, мы очень любили петь, дверь хаты открылась, на пороге возник усталый, худой, заросший пожилой румын в чёрной папахе. Его взгляд был устремлён на кур, копошащихся возле печки. Мамка охнула и прижала руки к груди. Румын перевёл взгляд с кур на нас, худеньких рыженьких девчушек с острыми коленками, в одинаковых застиранных золой (мыла не было) юбчонках, сшитых из парашюта, и штопанных-перештопанных чулках, опустил глаза и...молча закрыл дверь. Мамка быстро покидала кур в погреб. Через некоторое время румын вернулся с тремя солдатами. Они натащили соломы, переночевали и рано утром уехали. Когда мы проснулись, в хате никого не было, а на замерзшем, в рисунках инея, подоконнике, лежал этот нож. Наверное, постояльцы забыли его. Мамка ножик, от греха подальше, и зарыла в опилки на подловке (чердаке)»...
Почему замёрзший, голодный румын пожалел русских детей? Возможно, в далекой Румынии у него были свои, о которых он вспомнил. Как сложилась его судьба? Увидел ли он свою семью?
За время боёв с 19 ноября 1942 года по 7 января 1943-го румынская армия понесла тяжелейшие потери – 160000 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
2 февраля 1943 года 6-я немецкая армия капитулировала. Сталинградская битва завершилась победой советских солдат. Тогда они не могли знать, чем станет это сражение, какую роль сыграет в мировой истории, а просто каждый делал своё сверхтрудное дело. Все вместе они выполнили свой долг, выстояли. Смогли. В плену вместе с немецкими солдатами оказались 3000 румынских солдат и офицеров.
После Сталинградской битвы остатки 3-й и 4-й армий вернулись в Румынию на переформирование.
Вскоре одну их спасённых куриц пришлось зарезать для болеющей Валечки. Все дети выжили (выжила и моя прабабушка). Три месяца назад умерла последняя, самая младшая свидетельница этих событий – Шмойлова (Александрова) Валентина Павловна, оставив после себя светлую память, двух дочерей и внуков.
Только через 30 лет после войны при ремонте нашли нож - тогда и всплыла эта история, которая вместе с ножом стала частью семейной истории.
...И ещё один рассказ. 1943 год. Март. В селе Молчановке, Николаевского района Сталинградской области в тылу советских войск ловила каждую сводку СовИнформБюро молодая женщина - Мария Киевская с двухлетним сыночком Сашкой и тремя сиротами - Антониной, Яковом, Ниной, младшим братом и сёстрами своего мужа Киевского Петра Павловича, призванного в Красную Армию 30 июля 1941 года. Из писем мужа она догадывалась (прямо об этом писать было нельзя), что после завершения Сталинградской битвы, он, ефрейтор, находится в резерве за Волгой, а значит, где-то совсем рядом.... Пару часов езды от родного дома, жены, маленького Сашки, которого он видел только трёхмесячным младенцем...
И он приехал всего на один час. Приехал, нарушая приказ № 227 «Ни шагу назад!», вышедший ещё 28 июля 1942 года.
После выхода приказа № 227 любое отступление без распоряжения командования объявлялось предатель​ством Родины, а заградительные отряды, располагавшиеся за спиной воюющих бойцов, имели право расстреливать на месте отступающих.
Его не могли отпустить в тыл без командировочных документов, но командир батареи закрыл глаза на отсутствие в резервном отдыхе ефрейтора Киевского. Только если его не задержит патруль...
Воспоминания об этой незабываемой встрече согревали душу Маши до декабря 1946 года, когда муж вернулся домой из Маньчжурии с двумя орденами и медалями.
После возвращения с войны Петр Павлович Киевский, известный в Сталинградской области хлебороб, со многими другими коммунистами осваивал заволжскую целину, был заведующим отделением совхоза «Николаевский», в составе делегации области представлял ее достижения на ВДНХ, за поднятие целины был награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
Но никогда, никогда он не рассказывал о войне. Его детям, а после войны у Киевских родилось трое дочек (моя бабушка - Тамара в 1947, Галина - 1950, Любовь - 1958) было категорически запрещено расспрашивать о войне - у прадеда было очень больное сердце... Мама вспоминает, что только однажды ей удалось задать деду вопрос о том, как было на войне. Дед сказал: «На войне было очень страшно...». Он умер в 1983 году, когда маме было 10 лет.
Долгие годы семья ничего не знала о том, за что был награжден прадедушка, какие подвиги он совершил. И только три года назад, благодаря Интернету, где начался процесс опубликования оцифрованных документов военных архивов, мы узнали, что ефрейтор Киевский Петр Павлович 1917 года рождения, работая наводчиком 76-миллиметровой дивизионной и противотанковой пушки образца 1942 года, 15-16 сентября 1943 года при занятии нашими частями деревень Ляди и Виползово под артобстрелом противника вёл бесперебойный огонь по огневым точкам противника. Огнём своего оружия уничтожил 2 пулемета, 1 миномет, 15 солдат и офицеров противника, в составе взвода подавил огонь арт. батареи противника, за что был представлен к медали "За Отвагу".
Мой прадед прошёл Западный, Второй Белорусский, Второй Прибалтийский фронты. «В наступательных боях по ликвидации окружённой группировки противника, в Восточной Пруссии, работая шофером боевой машины, проявил мужество и бесстрашие, под огнём противника выкатывая боевое орудие на прямую наводку, своевременно доставляя боевые припасы на огневые позиции. В боях при прорыве вражеской обороны в районе Кёнигсберга 6-7 апреля 1945 года умело выводил машину из-под огня. "Шофер второго дивизиона 662 артполка 208 Стрелковой Краснознаменной дивизии, 50 Армии сержант Киевский Петр Павлович представлен к ордену Красной Звезды».
Как плакали бабушка и её сестры, когда увидели эти документы, - они мечтали об этом более 40 лет.
Навсегда в памяти останется рассказ и другой прабабушки о том, как 2 февраля 1943 года через весь город шли пленные немцы. Раздетые, обмороженные, больные, голодные. Стояли морозы. Но в Солёном пруду, что вдоль дороги в Бекетовке, была незамёрзшая солёная вода. И изможденные пленные черпали шапками воду, чтобы попить. К немцам никто близко не подходил. Мальчишки затаённо наблюдали из-за заборов, даже пленными немецкие солдаты вызывали страх у сталинградских детей.
В это время соседка, которая за год получила похоронку на мужа и узнала, что без вести пропал её сын, вышла за калитку и протянула узелок с варёной картошкой немецкому пленному солдату... И он встал перед ней на колени... Встал на колени перед сталинградской женщиной...Думаю, за весь свой народ, всю страну, которая принесла столько горя другим странам и народам, он просил прощения у сталинградской жены и матери, у сталинградской вдовы...
Эту историю я написала в своём триптихе «Сталинградское покаяние». Эта работа находится на выставке «70 песен Победы в рисунках волгоградских детей» в музее «Память». В подвале того самого здания, где находился штаб 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом, капитулировавшим вместе с 91 тысячью солдат и офицеров.
В 1942 году Константин Симонов о Сталинградской битве написал: «Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет». Сегодня я могу сказать, что правнуки тех, кто был здесь, не забудут, как не забыли их внуки и дети.
Не забудут и о двенадцати Крыжановских, ушедших на фронт в 1941-ом. Четверо погибли на фронтах Великой Отечественной войны: Егор Трофимович Крыжановский, Илья Илларионович Крыжановский, Иван Ильич Крыжановский, Григорий Егорович Потапенко.
Все они – Крыжановские, Москвитины, Дорошенко, Карасёвы, Киселёвы, Иевлевы, Изверовы, Михеевы, Абрамовы, Киевские, Диденко, Ткаченко, Литвиновы, Александровы, Буяновы, Порчаки, Смутневы, Карташкины, живущие в разных городах и посёлках нашей страны, - мои родственники, моя семья. И они не забудут. Потому что в каждой семье живёт своя ненаписанная история семьи в истории войны.
В 2014 году исполнилась моя мечта – мечта многих волгоградских мальчишек и девчонок: я несла Вахту Памяти на Посту № 1 у Вечного Огня. Как когда-то с гордостью её нес мой папа. Я несла Вахту Памяти не в обычный день, а в великий для нашей страны, нашего города, нашей семьи праздник - 9 Мая, в День Победы.
Я стояла в почётном карауле и думала о том, как я, Крыжановская Маша, названная в честь трёх прабабушек, переживших войну, буду рассказывать об этом своим детям.

А к Вечному Огню шли и шли люди с цветами...

Мария Крыжановская,
ученица 10 "Б" класса МОУ СОШ №110.
Руководитель: Ольга Николаевна Павлова,
учитель русского языка и литературы.

2015-04-2 22002-2 copy2015-04-23 12-4 12015-04-2 66

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"