В Волгограде идёт очередная обрезка деревьев. В последние годы горожане вздрагивают от визга пил, опасаясь увидеть очередные обрубки вместо полноценных зелёных насаждений.
Массовое уничтожение крон возрастных деревьев в городе, расположенном в зоне степей и полупустынь, его жители стали называть варварством, а остатки стволов сравнивать с трубами Хатыни…
…На некогда самой зелёной улице Чуйкова в Центральном районе быстро замели следы фактического уничтожения деревьев. Спилены красавцы-тополя, здоровые акации, которые ещё вчера радовали глаз жителей и гостей города. В конце 2019 года их буквально искромсали. Часть деревьев после «оперативного вмешательства» не подала признаков жизни. Но у них отняли возможность восстановиться к следующей весне.
Удручающие пейзажи некогда самой зелёной улицы города.
К концу 2020-го Чуйкова лишилась прежней красоты, в том числе и целой поляны тополей рядом с домом № 37: восемь взрослых деревьев распилили на мелкие части, погрузили в машины районного зеленхоза и вместе с останками других погибших «инвалидов-ампутантов» тут же увезли в неизвестном направлении.
Видимо, опасались, что «вечно ноющие» горожане снова поднимут шум и будут выкладывать фото погубленных деревьев в соцсетях с весьма нежелательными для местной власти комментариями.
На вопрос корреспондента «Города героев» «Куда дровишки?» один из сотрудников зеленхоза после паузы произнёс: «Бабушкам и дедушкам», тем самым вызвав мелкий смешок даже у своих коллег.
Такой поляна стала после обрезки:
Так это место выглядит теперь:
КТО СТРАШНЕЕ: ЗЛАТКА ИЗУМРУДНАЯ ИЛИ ВРЕДИТЕЛИ С ПИЛАМИ?
Про варварскую обрезку деревьев в Волгограде не писал разве что ленивый. Город, где в летнюю жару на асфальте можно жарить яичницу, безбожно закатывают в тротуарную плитку и бетон, уничтожая зрелые и здоровые зелёные насаждения просто-таки с пугающим фанатизмом.
Погубленная аллея серебристых тополей на улице Комсомольской, выкорчеванные голубые красавицы-ели на Центральной набережной, изуродованный массив на 7-й Гвардейской, вырубленные под две пустующие стоянки деревья у подножия Мамаева кургана, покрытая километрами тротуарной плитки пойма реки Царицы, загубленная половина уникального сквера, прибранная к рукам собственником строящегося «непонятно чего» на Предмостной площади, уничтоженные зелёные насаждения на проспекте имени Жукова, на набережной, которую также одевают в километры бетона и тротуарной плитки. А о скандальной истории с Парком вдов и вспоминать больно...
Подобных примеров можно приводить множество. И это уже не случайность, а вполне сформировавшаяся закономерность: в городе делают то, что выгодно власти, а не населению. И тротуарная плитка, и обрезка деревьев – выгодные направления освоения бюджетных средств. А полив деревьев, если их сажать, – ещё та обуза. Вот и возводят бетонные «саркофаги», получая при этом комплименты от части жителей города за столь долгожданное благоустройство территорий.
Да и сам глава администрации Волгограда господин Лихачёв признался на недавней встрече с урбанистами и общественниками, что поливочная система в городе утрачена. Но если утрачена старая система, почему не сделать новую? Или забыли нынешние руководители города, как прохладно было летом в том же центре Волгограда от обильного полива насаждений? Как приятно было отдохнуть на лавочках в тени аллей рядом с поливочными распылителями? В Волгограде по-другому нельзя. Ну не все же, в конце концов, летом ездят в служебных иномарках с кондиционерами.
«Когда у нас во дворе обрезали все тополя и превратили на несколько лет прохладный зелёный двор в выжженное нечто с безжизненными столбами, я испытал чувство безысходности. У нас даже птицы пропали. И соловьи, которые пели весной по ночам».
«Всем защитникам такой “обрезки” желаю жить в городах, залитых бетоном по самые уши. И желательно в такой же климатической зоне, как мы, чтобы в плюс 45 бегать от тени до тени», – пишут волгоградцы в социальных сетях.
Основное оправдание местных пилильщиков одно: деревья стары, больны, их вообще надо убирать. Но они не договаривают главного: неправильно опилованное и по уму не обработанное дерево как раз и становится источником заразы. Всё взаимосвязано! Может, именно поэтому безбожно искромсанные вязы Волгограда почти все больны и поражены жучком?
– Мы же с детства знаем, что такое санитарная обрезка. На улицах Волгограда – ни разу не она, потому что режут не сухостой, а всю крону, оставляя один обрубок. Со стороны это выглядит страшно, как трубы Хатыни, – поделился своими впечатлениями коренной волгоградец Владимир Виноградов.
В последнее время в региональный центр защиты леса стали обращаться волгоградцы, обеспокоенные ухудшением состояния ясеневых деревьев. Специалисты обнаружили на улицах Чуйкова и Краснознаменской карантинного стволового вредителя – изумрудную узкотелую златку. В адрес департамента городского хозяйства пошла бумага с просьбой о незамедлительных мерах реагирования. И какое же решение там примут, как думаете: лечить или пилить?
На Центральной набережной уничтожили изумительные исторические ели. Сейчас эта территория закатана в асфальт.
Поразительно, что столько лет специалисты Центра защиты леса замечают на деревьях Волгограда насекомых-вредителей, но в упор не видят вредителей с бензопилами – первопричину массового заражения зелёных насаждений. Как, впрочем, не замечают их в межрайонной природоохранной прокуратуре, облкомприроде, Росприроднадзоре и других контрольных ведомствах.
Живой, вернее, мёртвый пример – бывшая аллея белых (серебристых) тополей на Комсомольской. Её озеленяли одновременно с проспектом имени Ленина. Там деревья не тронули. А обрезанные тополя на Комсомольской погибли из-за следом возникших болезней. Сравнение двух соседних аллей вызывает слёзы и недоумение: почему такое варварство сошло с рук исполнителям и их начальству? Почему никто из них не несёт ни малейшей ответственности? Чем люди с бензопилами отличаются от врачей, водителей, строителей и проч., которые за промахи отвечают по закону? А чем они отличаются от тех, кто, срубив в лесу дерево, попал в поле зрения правоохранительных органов и отправился в места не столь отдалённые? Ведь сегодня даже за срубленный без разрешения сухостой грозит уголовное наказание.
Жалкое зрелище на улице Комсомольской. Практически вся аллея белых тополей заразилась и погибла после обрезки.
Вот так аллея на Комсомольской выглядит теперь.
Нетронутые белые тополя на проспекте имени Ленина. Почувствуйте разницу!
ПОСЛЕ РУБКИ ВОЗМОЖНЫ ПОСАДКИ
Недавно незаконная вырубка деревьев была обнаружена в Урюпинском лесничестве Волгоградской области. Двое местных жителей пустили под топор четыре вяза и один клён «для обогрева жилья». Их поймали, посчитали ущерб в 55 тысяч рублей и завели уголовное дело. Рубщикам грозит до семи лет лишения свободы. Повторяем – до семи лет!
Однако нанесённый ими ущерб просто меркнет перед ущербом от подведомственного власти муниципального бюджетного учреждения и районных зеленхозов. Вот что говорит директор Ботанического сада имени Н. В. Багрова в Симферополе Анна Репецкая: «Существуют понятия “повреждение дерева до остановки роста“ и “повреждение дерева без остановки роста“. Они караются штрафными санкциями. Так называемая формовочная обрезка, когда остаётся один пень, – это повреждение дерева до остановки роста, фактически – его уничтожение».
– В Москве ужесточают ответственность за такое варварство, в Сочи за одно срубленное дерево – уже уголовная статья. В нашем городе чиновники попали в сказку: никакой ответственности и наказания, – сетуют волгоградцы.
А, например, природоохранная межрайонная прокуратура Читы через суд обязала мэрию прекратить «травматичную обрезку верхней части стволов деревьев без учёта их индивидуальных особенностей».
«ДМРСУ систематически по всей территории города вело подрезку с нарушениями, и вместо формовочной подрезки производила глубокую омолаживающую – топпинг. Вид является травматичным для дерева, приводит к его сильному ослаблению и усыханию, восстановление кроны после топпинга происходит за счёт эпикормиальных побегов – тонких ветвей, в результате их роста дерево быстро возвращается к исходной высоте, но при этом в кроне возникают многочисленные дефекты, делающие дерево аварийно опасным, эстетически непривлекательным и восприимчивым к инфекционным болезням», – читаем в сообщении природоохранной прокуратуры Читы. Она признала применяемые администрацией методы ухода за деревьями экономически нерациональными, «поскольку дерево быстрее растёт и, следовательно, требует внеочередной подрезки с привлечением средств». При этом прокуратура не исключает уголовной ответственности лиц, виновных в ненадлежащем уходе за деревьями.
Получается, что при удалении одной ветви вырастает множество тонких и слабых побегов, которые придётся обрезать ежегодно. Как в мифе про Геракла, сражавшегося с Лернейской гидрой, у которой вместо одной отрубленной головы вырастали сразу три.
По мнению специалистов старой школы, попросивших не называть их имён, ежегодная повальная обрезка деревьев в городе может быть признаком коррупции за счёт «прокачки» бюджетных средств: сначала на опиловку, потом на вырубку уничтоженного дерева, корчевание пней, а в результате – на приобретение новых саженцев, чаще всего, по баснословной цене. Да и сама ежегодная опиловка обходится бюджету в кругленькую копеечку.
Жители Тюмени, возмущённые вырубкой и обрезкой городских зелёных зон, добились того, что природоохранная прокуратура признала ущерб в размере 28 млн рублей от уничтожения 112 зелёных насаждений. Материалы переданы в полицию, которая завела уголовное дело по статье «Незаконная рубка лесных насаждений».
Так и хочется спросить у представителей природоохранной межрайонной прокуратуры Волгоградской области: когда же там услышат громкий крик горожан? Или опыт коллег по защите зелёных насаждений не вдохновляет по каким-то «узковедомственным» причинам, о которых волгоградцы могут только догадываться?
«АРБОРИСТЫ? НЕТ, НЕ СЛЫШАЛИ…»
Во многих других городах за старыми деревьями реально ухаживают – обрабатывают от вредителей, срезают сухие ветки, омолаживают крону, замазывают спилы специальными составами, исследуют на предмет болезней и гниения. Как же так получилось, что в Волгограде над зелёными насаждениями проводят столь жестокие эксперименты с заведомо плачевным результатом?
Однажды, будучи в командировке, в одном из московских парков мы встретили молодых людей в альпинистском снаряжении и с бензопилами в руках, «штурмующих» высокие деревья. Это были арбористы – так называемые «древесные хирурги» или «терапевты», древоведы, которые не только выявляют болезни, но и лечат их. Они же освобождают деревья от сухостоя, убирают представляющие опасность ветви, тщательно обрабатывая место спила, проводят аэрацию и удобряют почву вокруг дерева, обрабатывают крону биостимуляторами для повышения иммунитета. Главная заповедь арбориста – «Не навреди!».
Фото: артфеститваль "Русские арбористы". bigwall.ru
Фантастика, скажете? Но по любому так оно и должно быть в цивилизованном мегаполисе. Если в некоторых отраслях мы продолжаем болтаться в «каменном веке», то это прямая вина тех, кто эту отрасль курирует. Разве не так?
– Как вы сказали, арбористы? А кто это? Сейчас, минуточку, передаю трубочку, – услышали мы, позвонив в приёмную регионального центра защиты леса.
Приглашённый для консультации специалист поведал, что о такой профессии впервые слышит:
– В центре защиты леса работают человек 15 инженеров-лесопатологов, которые помимо Волгоградской области обслуживают ещё четыре региона: Астраханскую, Ростовскую области и Республику Калмыкия. Так что в нашей системе таких… как вы их там назвали, нет. Да и лечением деревьев в городе мы не занимаемся. Выявляем возбудителей болезней и сообщаем в муниципалитеты для принятия мер.
Аналогичная реакция последовала и в горзеленхозе, куда мы также позвонили в надежде найти хотя бы одного арбориста.
Вот ещё, придумали каких-то арбористов, когда есть лесопатологи, скажут иные. Но если для лесопатолога дерево – всего лишь единица фитоценоза, то для арбориста – живой организм. Он, как персональный доктор, знает особенности каждого своего пациента, забираясь с помощью альпинистского снаряжения на самые сложные участки.
Между тем, арбористика как отрасль появилась в нашей стране лет двадцать назад. Она широко распространена в западных странах и в США. Услугами древоведов пользуются в разных городах России. Почему об арбористах не знают в нашем засушливом городе-миллионнике, вопрос с извечным ответом-отмазкой: «Нет денег, это дорогое удовольствие, да и вообще – с профессионалами беда».
СТВОЛЫ ПОТОЛЩЕ – НА ПРОДАЖУ?
Тайной за семью печатями остаётся в городе информация о том, куда же отправляются грузовики, до верху набитые хорошей древесиной?
Не хотелось бы никаких аналогий, но если посмотреть предложения в интернете, можно отыскать сотни волгоградских объявлений о продаже дров. Что называется, на любой вкус! Будто живём мы в непроходимом лесу, потому и вариантов валом.
Складывается впечатление, что рынок этот – абсолютно неконтролируемый, хотя наверняка при проверке каждый предприниматель предъявит все необходимые документы и убедительно заверит, что привёз дрова из другого региона. Попробуй – докажи обратное.
К своему удивлению, мы насчитали в Сети и 105 предложений... по услугам арбористов в Волгограде. Первая реакция: вот так удача! Неужто представится возможность обстоятельно поговорить о проблемах зелёных насаждений и услышать компетентные комментарии специалистов?
Один из заявленных в услугах арбористов 18-летний Данияр Нургалиев долго не мог понять, чего от него хотят. На вопрос: «Вы выполняете услуги арбориста?» парень ответил: «Кого-кого, барбариса?». Потом выяснилось, что несколько месяцев назад он разместил объявление по обрезке деревьев, но услугой этой уже не занимается. На поверку юный Данияр оказался электромонтёром-техником.
Волгоградец Вячеслав Никитин вообще не понял, почему мы обращаемся к нему с таким вопросом, потому что если он и давал объявление, то о продаже саженцев, но никак не о «чём вы там меня спросили».
Ещё один «арборист» Пётр Семененко почему-то явно испугался нашего звонка и заявил, что мы ошиблись адресом.
Испугались и другие желающие оказать услуги по обрезке и опиловке, хотя информация о них находится в открытом доступе, а некоторые умудрились разместить в объявлениях и свои фотографии.
ДЕНЬ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЯ – ЛЮБИМАЯ АКЦИЯ СОСЕДЕЙ-РОСТОВЧАН
К слову, в последнюю пятницу апреля в США отмечается праздник древонасаждения (День арбориста). Его цель понятна и проста: пропаганда посадки деревьев, облесение территорий и украшение родных мест. Если вы посадили дерево, значит, правильно отметили этот день. Постепенно к акции присоединились многие страны мира.
Показательная статистика: в маленьком Сингапуре посажено 2 миллиона деревьев за последние 45 лет. А в Сталинграде только в одном 1959 году было высажено 680 тысяч деревьев и кустарников.
Далеко не все знают, что в прошлом году 110-летие со дня первого празднования древонасаждения отметили в соседнем с Волгоградом Ростове-на-Дону. Первый такой праздник был проведён ростовчанами 7 апреля 1910 года по инициативе местного общества садоводов. Активистов поддержало главное городское управление землеустройства и земледелия, наделив их бесплатным посадочным материалом и садовым инвентарём.
После революции эта традиция сошла на нет, но 7 апреля 2010 года возле памятника Чехову в донской столице провели церемонию в честь 100-летия со дня основания праздника древонасаждения. Рядом с памятным камнем заложили ростовчане юбилейную вишнёвую аллею, и с тех пор популярность праздника только растёт, в том числе и в других городах Ростовской области.
КАК ОСТАНОВИТЬ КРОНАВИРУС?
А Волгоград продолжает накапливать количество скандалов, связанных с деятельностью зеленхозов. Ещё в 2016 году «Город героев» пытался озаботить власти вопиющей проблемой, описанной в публикации «Ликвидацией горпитомника Волгограду ампутировали зелёные лёгкие». Ситуацию с озеленением мы назвали тогда критической и предложили трубить о ней на каждом шагу, поскольку в конечном итоге – это здоровье каждого из нас.
Сегодня мы видим последствия, к которым привело отсутствие единой муниципальной политики в области озеленения миллионного мегаполиса, усугубленные действиями фанатичных пилильщиков. И на этом фоне слышим заявления главы администрации Виталия Лихачёва о необходимости покупки крупномеров на стороне по 50 тысяч рублей за дерево...
Будет ли на нашей улице зелёный праздник и как остановить беспощадный кронавирус, – вопросы пока риторические. Но хочется верить, что когда-нибудь в Волгограде появятся руководители, которые решительно сковырнут все эти навороченные бетонные плацы с саркофагами и превратят их в пышные зелёные массивы. Конечно, не без помощи самих горожан.
Обеспокоенные происходящим волгоградцы просят переименовать зеленхоз в пеньхоз, но там, похоже, не торопятся признавать свои ошибки. Недавно в одном из интервью директор «Волгоградзеленхоза» Павел Целковский, ничтоже сумняшеся, так и заявил, что опиловка деревьев с уничтожением кроны проводится «для их молодости и красоты».
Это называется: «Ну здравствуйте, приехали!».
Комментарии
PRокурор
Котяра
Недепутат
Дан
С улицы Мира
Бывалый
Димка Комарофф
Joker
Гниль нации
Тая
Konor
А я видел обрезанные вязы в Ставрополе. Каждое дерево & произведение искусств. А наши коновалы безбожно редут урону и даже не обрабатывают после этого. Вот деревья и заражают друг друга.
Лиза Питёркина. Атличница
рабинович
Ht-43
Бывалый
Ждун
Rostislav