С удивительной периодичностью возникают на земле волгоградской инициативные группы по переименованию города в Сталинград. Но если раньше этим занимались исключительно маргиналы, то теперь идею возвращения городу-герою исторического имени публично озвучил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
И уже мало у кого вызывают сомнения не только неизбежность запущенного процесса, но и результаты возможного референдума. Вероятнее всего, ситуация согласована на самом верху. Остальное, как всегда, дело техники.
«Город героев» разбирался, что даст Волгограду возвращение исторического имени.
Фото администрации Волгоградской области.
А Сталин против!
В ноябре 1961 года Указом Верховного Совета РСФСР Сталинградская область была переименована в Волгоградскую, а город Сталинград – в Волгоград. Одновременно в стремительном режиме изменили названия многих населённых пунктов, связанных с именем Иосифа Сталина: украинское Сталино (ныне – Донецк), таджикистанский Сталинабад (Душанбе), грузино-осетинский Сталинири (Цхинвали), немецкий Сталинштадт (Айзенхюттенштадт), российский Сталинск (Новокузнецк). Всего – не менее 13 городов.
Более того, предпринимались попытки переименовать Сталинградскую битву... в Волгоградскую. Подобные действия московский журналист Нильс Иогансен назвал «историческим вандализмом Хрущёва».
Кто придумал новое название Волгоград, сегодня уже и не вспомнить. Хотя рассматривались и другие варианты, в том числе Геройск, Геройград, Славгород, Суворовск, Победоград, Космоград, Ильич, Непобеждённый, Лениноволжск, Миргород, Стальград и даже Ленинград-на-Волге.
Любопытно, что сам Иосиф Сталин был против переименования Царицына – исконного названия Волгограда. В своём письме секретарю Царицынского губкома ВКП(б) Борису Шеболдаеву генералиссимус заявил, что не добивался и не добивается переименования Царицына в Сталинград:
«Дело это начато без меня и помимо меня. Если так уж необходимо переименовать Царицын, назовите его Мининградом или как-нибудь иначе».
Но Шеболдаев проявил излишнюю ретивость, протащив решение через городские и уездные съезды при поддержке организованных им же «беспартийных рабочих собраний».
Рассекреченные документы тех лет говорят о том, что переименование Царицына в Сталинград произошло без учёта каких-либо правовых норм.
«Решение давно перезрело»
После нынешнего обращения ветеранской региональной организации к губернатору Андрею Бочарову с просьбой о возвращении Волгограду имени Сталинград он принял решение создать общественный совет по предварительному изучению мнения жителей региона. При том что ранее это мнение неоднократно изучалось и озвучивалось. Результат известен: большинство опрошенных выступали против переименования. В том числе и потому, что 76 процентов населения Волгограда родились в городе уже с этим названием, и оно не вызывает у них никакого отторжения.
С учётом нынешней ситуации сторонников возврата исторического имени городу должно прибавиться. Но по любому волгоградцам придётся идти стенка на стенку. Как это было при переходе региона с местного времени на московское. Тогда по результатам проведённого опроса победили сторонники местного времени, а по итогам референдума – московского.
Прошло уже почти два года, но скандалы вокруг этой истории в городе не прекращаются. Созданная инициативная группа «За местное время!» также требует референдума, бегает по судам и размышляет, как действовать в новых юридических условиях.
«Помня о наказе фронтовиков из поколения победителей, считаем, что настало время восстановить историческую справедливость и именно сейчас вернуть городу-герою имя Сталинград, чтобы оно с новой силой зазвучало на весь мир!» – огласил предложение председатель горсовета ветеранов, уроженец Комсомольска-на-Амуре Александр Струков.
Очевидно, символ непобедимого Сталинграда, по логике авторов идеи, должен как-то спроецироваться на день сегодняшний и усилить нашу национальную идентичность, прибавить новых (старых) смыслов происходящему.
По мнению доктора исторических наук, профессора Российского экономического университета имени Плеханова, cекретаря Сталинградского обкома КПРФ Алексея Бурова, «в политическом отношении возвращение имени Сталинград укрепит нашу уверенность в победе над неонацистами в операции, которая идёт на Украине, напомнит мировому сообществу, что Россия – единственная в мире страна, имеющая опыт разгрома нацизма и фашизма».
Согласно его выводам, имя Сталинград поможет городу стать мощным индустриальным центром, «где на полную мощность заработают предприятия военно-промышленного комплекса, поскольку бронемашины, артиллерийские орудия и другая военная продукция, выпускавшаяся ранее здесь, востребована на фронтах специальной военной операции».
Ну и, конечно же, по Бурову, Сталинград непременно станет патриотической столицей России. Почему всё то же самое невозможно в Волгограде, профессор не уточняет.
Ему вторит коллега – экс-депутат Госдумы, доктор исторических наук, представитель Московского городского комитета КПРФ Михаил Таранцов:
– После обращения ветеранов Волгоградской области к губернатору с просьбой о возвращении Волгограду имени Сталинград эта новость сразу стала общероссийской, – делится политик. – Противники приводят данные опросов, которые показывают, что большинство волгоградцев не хотят переименования. И это на сегодня, наверное, самый сильный довод.
Только нельзя забывать причины такого мнения. Если более тридцати лет поливали грязью Советский Союз и нашу советскую историю, если вдалбливали в головы молодёжи, что Сталинград – это не символ нашей победы в Великой Отечественной войне, а город с именем правителя-злодея, если десятилетиями затыкали рот сторонникам возвращения имени Сталинград, то чего мы хотим?
В день голосования в Госдуме за присоединение к РФ Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов публично напомнил историю фашизма и тоже предложил вернуть городу-герою Волгограду легендарное имя Сталинград.
Зюганов уверен, что это решение сегодня как никогда актуально и «давно перезрело».
Вперёд, в прошлое!
Начиная с 2000-х годов, кто только не отметился на федеральном уровне в истории с возвращением имени Сталинград! Ещё в 2002 году свои «пять копеек» внёс экс-депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов. Накануне 60-летия Победы под Сталинградом он выступил с трибуны федерального парламента с зажигательной речью, однако предложение о переименовании тогда отклонили.
Через несколько месяцев после митрофановского фиаско Волгоградская областная дума, в которой на тот момент коммунисты составляли большинство, приняла постановление, одобрив проект федерального закона о переименовании Волгограда в Сталинград.
Принятый документ был направлен в Госдуму и разослан во все законодательные собрания субъектов Федерации с просьбой «поддержать проект о переименовании Волгограда в Сталинград во имя исторической справедливости».
И снова неудача: Дума в очередной раз завернула проект.
Более активное обсуждение этого патриотического нарратива началось с 2014 года, когда к Владимиру Путину обратился один из российских ветеранов Второй мировой войны во время встречи во французском Довиле (Нормандия) с просьбой вернуть Волгограду прежнее название. Президент ответил, что такие вопросы должны решаться на региональном уровне.
Но заговорили снова не волгоградцы. В 2015 году жители Крыма собрали более 11 тысяч подписей «за Сталинград». Первый секретарь республиканской организации партии «Коммунисты России» Леонид Грач просил организовать референдум, который, по его разумению, увековечит великий подвиг советского народа-победителя.
«Это важно особенно сейчас, когда на Украине и в некоторых странах Европы поднял голову неофашизм, отрицающий заслуги советского народа перед человечеством, его роль в великой победе над фашизмом», – подчеркнул тогда Леонид Грач в своём обращении.
Аналогичные предложения стали поступать из разных регионов России. В общей сложности, в администрацию президента было направлено 100 тысяч подписей за переименование Волгограда в Сталинград.
Их собирали по всей стране. Особенно старались коммунисты из Санкт-Петербурга и активисты профсоюза граждан России. Решения за этой акцией также не последовало.
В июле 2021 накануне выборов в Госдуму, будучи в городе-герое, сопредседатель партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Захар Прилепин громко заявил: «Волгоград как имя собственное доживает последние дни. И будет ему скоро имя Сталинград».
По его словам, это «заявка на сверхпрорыв, сверхрывок, на строительство нового социализма, на доминирование на территории Евразии, чтобы стать одной из сильнейших, а затем и сильнейшей империей на Земле».
Стриптиз-клуб и медвежья услуга
– На мой взгляд, Волгоград не нуждается в переименовании по объективной и очень простой причине, видимой невооружённым глазом: город сам по себе является огромным естественным военным мемориалом, – поясняет известный медиа-эксперт Елена Шаркова. – Любой из его районов буквально наполнен сотнями памятников тех лет. Это танковые башни, корабли, стелы в честь солдат-героев, военные кладбища, линии обороны и многое другое.
Я уж не говорю о таких известных всему миру местах, как Мамаев курган и музей-панорама «Сталинградская битва». То есть город буквально пронизан духом и памятниками Сталинграда. Таким образом, ещё раз напоминать о том, что Волгоград – это бывший Сталинград, явно излишне.
Сомнения у эксперта вызывает и то, в какое непростое время появилась эта инициатива. Страна защищает свои рубежи, экономика перестраивается на военный лад, на многих направлениях ощущается серьёзное недофинансирование. А переименование как бюрократический процесс потребует значительных материальных и денежных средств, которые бы очень пригодились нашей армии.
И, наконец, политический аспект проблемы, который вызывает массу вопросов. Понятно, что «просьба ветеранов» возникла в связи с 80-летием победы в Сталинградской битве, и в Волгограде к этой дате ждут президента Путина. Но откуда исходит эта идея?
– Возможно, из администрации президента. А возможно, волгоградский губернатор Бочаров по собственной инициативе решил услужить президенту и сделать такой «патриотический подарок», – предполагает Елена Шаркова. – Но тогда это будет медвежьей услугой, потому что, судя по опросам местных СМИ, около 80 процентов волгоградцев выступают против переименования. Кроме того, «предложение ветеранов» тоже крайне сомнительно, поскольку инициатор переименования Александр Струков не является коренным волгоградцем и не имеет морального права представлять мнение всех жителей города.
Трудно поспорить с тем, что все насущные вопросы жизни миллионного города и его имени должны решаться не келейно – в совете ветеранов и кабинете губернатора, а исключительно путём референдума. Но опыт с переходом Волгоградской области на московское время всё-таки оставил густой осадочек: где гарантии, что голоса будут подсчитаны честно?
«Волгоград сейчас не имеет права называться Сталинградом, – делится мнением политтехнолог Дмитрий Бессонов в своём телеграм-канале. – Как вам сочетание: сталинградские полицейские? Сталинградский стриптиз-клуб? В центре Сталинграда забил фонтан из фекалий? Про триколор над Сталинградом я вообще молчу.
Дураки не понимают, что пытаются Сталинград десакрализировать. Был Сталинград иконой мужества и стойкости, станет рядовым умирающим областным центром...
Просто фраза про то, что в центре Сталинграда стая бродячих собак покусала ребёнка убивает суть культа Победы, который, за неимением ничего более светлого, ковался последние 20 лет. Как этого можно не видеть?»
Мечты Жириновского
Часть жителей города считают, что переименование Волгограда в Сталинград – официальное признание того, что мы продолжаем думать категориями прошлого. Они опасаются терактов и провокаций, связанных с названием города – символа победы, потому что сегодня эта победа, вопреки нашим желаниям, порождает новые, порой зловещие ассоциации. И если переименовать город в Сталинград, не будет ли в нём сплошная разруха?
Сторонники же, напротив, ждут от переименования только позитива и перемен к перспективному развитию. Недаром же во всём мире известен именно Сталинград.
Как видим, мнения о возвращении из небытия «ордена на груди планеты», как говорил о Сталинграде Пабло Неруда, настолько полярны, что пока непонятно, как можно вырулить из этой ситуации без нежелательных последствий. И как воспримут жители города итоги референдума – какими бы они ни были?
Впрочем, одно предсказание всё же имеется. Участвуя в предвыборной кампании президента России в 2018 году, лидер ЛДПР Владимир Жириновский был традиционно категоричен. Переименование Волгограда в Сталинград он назвал одним из пунктов своей предвыборной программы.
«Мы вернём Волгограду имя Сталинград, потому что более великой битвы не было никогда и не будет. Два миллиона солдат и офицеров схлестнулись, тысячи танков и самолётов, город был весь разрушен…» – со свойственной ему экспрессией декламировал политик.
А ещё он мечтал пустить комфортабельный скорый поезд «Москва – Сталинград» и переименовать Ульяновск в Симбирск, Киров в Вятку, Ногинск Московской области – в Богородск.
По странному стечению обстоятельств многие озвученные Жириновским прогнозы вдруг стали сбываться. С пугающей точностью.
Комментарии
Гниль нации
Нет, наши пропагандисты просто переписали с этой газеты и поместили в ленте новостей.
куррвиметр