27 мая 1794 года произошло знаменательное событие для Одессы: императрица Екатерина II утвердила план де-Волана – первостроителя и распорядителя казёнными суммами, внеся от себя лишь небольшие поправки в смету.
Она повелела использовать на строительство порта и города 1 993 025 рублей 68 и 3/4 копейки. Императрица издала указ «О строительстве порта и города в Хаджибее», которым повелела «устроить тамо военную гавань купно с купеческою пристанью».
С этого момента началась история одного из самых важных морских портов на Чёрном море.
Одессой новый порт стали называть лишь в следующем 1795 году. Новое имя впервые встречается в указе об утверждении штата соляного магазина, подписанного 10 (21) января 1795 года.
Строительство Одессы началось на месте заброшенной бывшей турецкой крепости Хаджибей.
22 апреля (3 мая) 1798 года Одесса получила первый герб, утверждённый указом императора Павла I. В его верхней половине был изображён российский двуглавый орёл, в нижней – якорь.
К 1799 году Одесса уже имела, кроме гарнизона, 4573 жителя, первые предприятия, 60 казенных и 353 обывательских строения и 234 землянки.
Основой одесской экономики стал вывоз зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Её называли пшеничным городом, хлебным портом. Поэтому к концу столетия в городе уже насчитывалось более 400 лавок, где жили крупные купцы.
Со временем Одесса стала крупнейшим морским портом России на Чёрном море. По переписи населения 1897 года она была уже четвёртым по населению городом Российской империи, уступая лишь Петербургу, Москве и Варшаве.
К 1900 году количество жителей приближалось к полумиллиону. В Одессе работало 500 промышленных предприятий, 106 видов производств, которые выпускали разнообразную продукцию.
Одессу по праву стали называть жемчужиной Российской империи.
Коллаж: телеграм-канал «Типичная Одесса»