ОБРАЗ ПЕРЕВОЗЧИКА-БРОДНИКА-ХАРОНА В КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНЕ "ЗАРОДИЛАСЬ СИЛЬНА ЯГОДКА"
"старинные казаки селились большей частью при бродах и всегда держали на откупе переправы"
Ефграф Савельев, казачий историк.
ЗАРОДИЛАСЬ СИЛЬНА ЯГОДКА……….Вариант.
Зародилась сильна ягодка во сыром она бору только бору,
Заблудилась красна девица во темном лесу только лесу.
Приблудилась красна девица ко быстрой она реке.
Выходила красна девица на крутенький бережок.
Расстилала бел шелковенький платок.
Выставляла водочки крепкий полуштоф.
На закуску выкладала бел рассыпчатый пирог.
На забаву доставала яблычкав спеленьких пяток.
Закричала красная шельма девчонычка своим звонким голоском,
Перявощик, а ты перявощик, переправь меня, девчонычку,
на ту сторону реки.
Там в зеленом хуторочке, что на самом на ярочке
Мои миленочек живет.
Перявощик, а ты перявощик, ты скажи мне девчоначке,
Что возьмешь за перявоз?
Ничего мне да не надобно, красная моя девчонычка
Пойди замуж, а ты за меня.
Пойду, пойду за тебя да, красная девчонычка,
Если батя, а он благословит.
Итак, "девчёночка заблудилася в тёмным лесу", - она чего, дороги не знала? А ведь она к милому идёть...Знала.
Это не об РЕАЛЬНОМ лесе- это о Дантовском "Дороги дней пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу!" Данте.
Т.е., беда с ней произошла, ТРАГЕДЬ. Не в лесу она заблудилась, а в ЖИЗНИ. Что-то с ней ПРОИЗОШЛО.
Далее - она "Расстилала бел шелковенький платок.
Выставляла водочки крепкий полуштоф.
На закуску выкладала бел рассыпчатый пирог.
На забаву доставала яблычкав спеленьких пяток."
Чего энто она так широко угощаеть, за один перевоз? Да есчо на белой скатерти? С какой такой РАДОСТИ-ПРАЗДНИКА?
Одно дело- заплатить, другое- изделать ОБРЯД.
Всё просто. Это- поминальный обряд.
Её милёнка- нет в Стране Живых.
Потому-и платок Бел-Шелковый, и Трапеза,а не обычная плата за проезд.
И потому- нужен Перевозчик- Харон . Через реку Танаис.
В Царство Мёртвых, в Танатос, где ПОД ЯРОЧКОМ, под курганом живёть милёночек.
Через реку Лету перевозчики перевозят, в Танатос, туда, где живут Мёртвые, чтобы узнать - Как жить дальше?
Туда, где находится мифическая Герра, усыпальница скифских царей. Туда, где Рождаються Молнии и Боги
Рокынрол жиFF!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Предлагаю ФОРУМЧАНАМ написать ТЕКСТ. Припев- НЕИЗМЕННЫЙ. КАК ВЛАСТЬ в ДЕМРОССИЯНИИ. МУЗЫКАНТОВ НАЙДУ. НА НОВЫЙ ГОД ЧЕСАНЁМ ПО КЛУБАМ. АВТОРСКИЕ ГАРАНТИРУЮ , В СЛУЧАЕ УСПЕХУ. Ну, ИДЕ ЧЕРЕПА- ТЕАТРАЛЫ?
Рокынрол жиFF!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Слава настигла Горана Бреговича в возрасте 43 лет. Именно тогда, в 1993-м, на волнах радиостанций всего мира (Россия не исключение) зазвучала проникновенная "In A Death Car" в исполнении "крестного отца панк-рока" Игги Попа. Поп был на удивление лиричен, вдумчив, философичен даже; музыкальный же ряд представлял собой странный гибрид ритмики ямайского регги с чем-то знакомым, но необычным.
www.peoples.ru/art/music/composer/bregovich/
Рокынрол жиFF!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Еще совсем недавно Кумылженский район с его станицами по берегам Хопра и Кумылги был живым заповедником казачьей песни. За последние 50 лет здесь были записаны тысячи образцов казачьего музыкального фольклора. В каждом хуторе можно было найти мастеров-песенников.
Прикоснуться к казачьей традиции сегодня мы можем благодаря ансамблю "Старина", в репертуаре которого не одна сотня хоперских песен. Данный диск ансамбля поистине уникален. Перед нами предстают неповторимые произведения, как бы вынутые из старинной шкатулки, живые и прекрасные.
В каждой песне раскрывается казачья мудрость. Песню можно слушать, можно подпевать, у песни можно учиться. Любое звучащее здесь произведение - это своеобразная мини-школа: школа казачьего многоголосия, казачьего диалекта, школа бытового песнетворчества, демонстрирующая самые разные жанры местной песенной казачьей традиции.
В каждом хуторе поют по-разному", - говорят казаки. Именно так неповторимо, по-местному звучат все песни на диске.
Звучащую песню трудно, почти невозможно перевести на ноты. Ее недостаточно только слушать, ей необходимо подпевать, идя "за следом" по песенной дорожке вместе с участниками ансамбля "Старина".
В казачьем многоголосии мы можем наблюдать три таких дорожки с разветвлениями. Это голос запевалы (нижний бас), голос его помощника ("серёдка", верхний бас) и парящий орнаментальный верхний подголосок ("дискант").
Душа донского многоголосия - это, конечно же, дискант. Однако основой донской казачьей песни является мужское пение. Записи данного диска особенно подчеркивают это качество - мы отчетливо слышим на первом плане музыкальную стихию басов.
Еще точнее о казачьем многоголосии говорят в хуторе Сарычи: "Её (песню) так нужно петь: лес шумит над рекою, речка течет, и жаворонок верхним голосом".
музыковед-фольклорист А.С. Кабанов
Рокынрол жиFF!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Безусловно, Инна Желанная - самая загадочная фигура отечественного рока. Основной парадокс, связанный с этим именем, заключается в том, что ее творчество пользуется значительной популярностью не на родине - в России, а на Западе.
Рокынрол жиFF!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Байкалец уже в Раю. Не так давно.
Но его некогда было показывать. Надо было о политиках.....звёздах ....колбасе.........
"То тарелками пугають...." - Да, бабуля?
Ансамбль старинной казачьей песни «Бузулук» - уникальный ансамбль для нашего времени. Он равновелик существовавшей в казачьей культуре в прошлом, традиционной песенной школе, форма которой в настоящее время угасла. Потенциал этого коллектива велик, архив состоит из сотни звукозаписей, а богатый репертуар имеет сложившуюся систему жанров, существующих в казачьей песенной культуре.
Состав ансамбля имеет чёткое ядро участников, связанное прежде всего с семейной традицией, где исполнение казачьей песни в быту было естественным. Сегодня этот коллектив существует как песенная школа со своей структурой, близкой к традиционной форме функционирования жизни казачьей общины в прошлом. Внутри ансамбля постоянно идёт передача опыта от старшего поколения к младшему. Такая подпитка, подлинная устная традиция, издревле существовавшая, обладает особым могуществом, которая проявляется в каждой песне, представленной на диске. В составе коллектива прежде всего есть мужское ядро, необходимое, без которого казачья песня не прозвучит. Женщины же органично дополняют мужской состав ансамбля, и обладают своим репертуаром.
Душа коллектива – Яков Иванов. Представить себе ансамбль без него невозможно. Я. Иванов буквально держит на себе песню, с любовью выводя все её мелодические обороты. И чувствуется, как удобно всем петь рядом с этим мощным по энергетике, красивым по тембру, мастерски выводящим все повороты и «велюшки» запевалой, блестяще импровизирующим и выпевающим сохранившиеся в его языке диалектные особенности, которые для него органичны. В его исполнении мы как-бы можем читать энциклопедию казачьего диалекта, можем ему доверять. Но в казачьей песни «один – в поле не воин», поэтому он органично складывает вокруг себя соратников и помощников, участников, свою семью.
Иван Степанович Попов, со дня основания ансамбля. Это знаток казачьих песен, он захватил пение мастеров-песенников, родившихся в 19 веке. Такие мастера-песенники зачастую не могут выразить словами свои знания, но когда они поют, слушатель впитывает эту мудрость, открываясь непосредственно музыкальной стихии.
Молодые голоса Сергея Исаенкова и Алексея Бражникова поддерживают и ведут песню, помогая и обогащая красотой своих тембров фактуру, гармонично вплетаясь в сложную нить мелодики.
Юрий Щербаков – стоял у истоков создания коллектива. Яркий и талантливый исполнитель, виртуозный гармонист. Соратник и помощник Якова Иванова. Присутствие в коллективе Ю. Щербакова – залог успешного и блестящего выступления.
Особо следует отметить дисконт, который обогащает многоголосье казачьей песни, контрастируя к мужским голосам, импровизирует в высокой тесситуре грудного регистра. Ведущим дискантом в ансамбле является Фаина Григорьевна Ивичева.
Средний голос, верхний бас, в казачьей многоголосной фактуре ведут альтовые женские голоса. В коллективе это Вера Горина, Инна Иванова и яркий представитель традиции 80-летняя Александра Ивановна Кривенкова.
Согласное звучание всех голосов в ансамбле защищает песню, украшает, ведёт песню, «ладит» песню, увлекая слушателя за собой. Каждое исполнение воспринимается и слушателями и поющими как процесс импровизационный, процесс обучения, проникновения в смысл песни. Слушая и исполняя эти песни, мы участвуем в созидании этих смыслов. В них заложена мудрость, выражаемая не словами, а мыслимая музыкально-песенно, интонационно. Такие песни требуют от слушателя погружения, готовности впустить песню в себя, понять её язык, многомерность.
Глубина казачьей песенной культуры не может быть до конца объяснена словами, но в момент слушания обнаруживается и оживает мудрость предков, пробуждается сознание. И это песенное общение, реальное, с ушедшими поколениями через песню вызывает у слушателей приобщение к человеческой вечности, к единой вере в сосуществование предков, себя и будущего. Песня – как нить.
Ансамбль «Бузулук» за 10 лет достиг такого уровня исполнения, когда мы радуемся не столько тому, что поётся, от романса до сложнейших протяжных песен, а как поётся. В каждом произведении мы видим личность запевалы, каждого голоса, его характер, его неповторимость. Само название диска «Гордись, русская слава!», говорит о том, что казачья песня – это отражение народного духа: песня - как и народ гордая, независимая, несломленная!
А. С.Кабанов, музыковед-фольклорист
Рокынрол жиFF!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.