Эту солнечную, женственную, яркую исполнительницу и автора многих собственных песен знают не только в Волгограде, но и далеко за его пределами.
Она - лауреат Грушинского фестиваля, обладатель Гран-при фестиваля «Святая Русь» и межрегионального фестиваля «Струны души» (2017). В Москве вышли два ее музыкальных альбома со сказками для детей «Кот-воевода» и «Сказка на ночь» в соавторстве с Сергеем Хайловым и Виктором Каменским. Они разошлись по стране многотысячными тиражами.
А в предпоследний день января именно эта удивительная певица «взяла» приз зрительских симпатий на конкурсе творческой интеллигенции «Царицынская Муза».
Конечно, вы догадались, что речь идет о Жанне Поповой!
Однажды Жанна, завернув с гитарой на территорию творческого пространства школы журналистики «Первая полоса», устроила такой дивный камерный концерт начинающим журналистам, что те не остались в долгу и засыпали ее своими вопросами. И вот что из этого вышло.
- Жанна вы всегда хотели заниматься музыкой или к этому подтолкнуло какое-то определенное событие?
- Точно помню, как в пять лет научилась записывать на магнитофон музыкальные передачи. На тот момент мне очень нравилась Алла Пугачева. Я надевала дедушкину рубашку и изображала ее, записывая свой голос, а потом себе же и подпевала. У меня до сих пор в голове не укладывается, как я додумалась до этого! В десять лет дедушка купил мне гитару и спросил: «Хочешь заниматься?». Я ответила, что хочу. Выдержала всего три месяца – мне не понравился педагог. Потом продолжила обучение сама.
Сборников я никаких не покупала. Подбирала, как могла, «на слух». Кстати, первую пластинку-самоучитель Столярова купила уже на Грушинском фестивале, куда попала с подружкой в 13 лет... Окончательный выбор в сторону музыки как профессии мне пришлось делать, когда наше трио «Альманах», куда входили еще Виктор Каменский и Сергей Хайлов, взяли учиться в Волгоградское училище искусств. При этом меня брать не хотели — не было за плечами учебы в детской музыкальной школе, а значит, я не была знакома с сольфеджио, музлитературой и другими дисциплинами. И все лето перед началом занятий я штудировала музыкальную грамоту, теорию, сольфеджио, училась писать диктанты, играть этюды на фортепиано. Короче, одолела «музыкалку» экстерном!
- Как родственники отнеслись к вашему выбору?
- Ну, сначала они думали, что я благополучно учусь по «земной» профессии в горхозе, куда по настоянию родителей я все-таки поступила. Год я училась в двух заведениях одновременно, но потом поняла, что надо выбрать что-то одно. И поскольку я точно уже знала, что никакая тепло-газовентиляция меня не привлекает, я выбрала «Серебряковку». Но родителям в этом так и не призналась, и три года из положенных пяти делала вид, что учусь в горхозе.
Но потом родители стали подозревать что-то неладное: почему дома нет тубусов, чертежей и прочего?! Я точно даже не помню их реакции, когда все выяснилось! Мне кажется, они просто махнули на меня рукой...
Где-то в 2004 году у меня был первый большой сольный концерт. Бабушка и мама пришли на него. Собрался полный зал. Бабушка никогда раньше вообще не ходила на мои выступления. Для нее мои занятия музыкой были чем-то странным. Даже несмотря на то, что меня и по телевизору показывали, и с трио «Альманах» мы постоянно выступали. Когда она увидела вживую эту толпу людей, ее это немного смягчило. Но не надолго! Буквально через неделю все вернулось на свои места...
- Жанна, на что вы потратили первые заработанные выступлениями деньги?
- Купила себе гитару! На тот момент у меня не было никакой зимней одежды, я была в какой-то курточке и под нее надевала теплый свитер. Но это меня мало расстраивало. Мы поехали в Москву, и вместо шубки я купила себе отличную гитару.
- Почему вас «зацепили» именно бардовские песни?
- Как я уже говорила, в 13 лет я сбежала на фестиваль авторской песни, не сказав об этом родителям. Как получилось? Я должна была ехать в Серафимовический детский дом, но поездку в последний момент отменили. И наша пионервожатая вдруг говорит: «Слушайте, девочки, в Туапсе будет фестиваль авторской песни «Костры» Владимира Ланцберга, хотите со мной?». Еще бы! Денег не было. Понятное дело, откуда они у 13-летней девочки?! Сейчас даже уже не вспомню, откуда я их взяла. Словом, на свой страх и риск я рванула в Туапсе. При этом моя подруга и одноклассница, с которой мы отправились на фестиваль, сказала родителям правду. Мои же думали, что я уехала с ночевкой в детский дом. Но, на минуточку, «ночевка» длилась четыре дня. И как на грех в том году, в мае, в Волгограде случилась сильная буря: деревья с корнями вырывало из земли! Родители в панике. Меня — нет, связи со мной тоже. Естественно, они начали звонить родителям моей подруги. Те и рассказали про фестиваль! Помню, возвращаюсь я обратно, открываю дверь, а мне говорят: «У тебя крыша на месте?». Я ответила: «Да, а у вас?». С этого момента я стала самостоятельной: меня стали спокойно отпускать везде. К чему я все это рассказываю? Мы же были на фестивале авторской песни, поэтому что еще могло так сильно запасть мне в душу, как не она?
- Жанна, как вы относитесь к современной музыке? Например, к рэпу?
- Рэп – прекрасное направление. Там вообще важны, прежде всего, тексты. И еще надо, чтобы рэп читали люди, у которых есть чувство ритма. Поэтому когда читают наши исполнители и американские, то это просто небо и земля!
- Вы когда-нибудь думали бросить музыку?
- Если даже очень хорошо порыться в памяти, то такого момента не было. Я занималась бардовской песней, потом поступила в «Серебряковку». После ее окончания пошла работать. Мне предложили руководить хором. Я сказала, что в хор не пойду, мне это не интересно. А поскольку идти было некуда, год еще как-то протянула без работы, но это было вынужденно.
Музыку я не бросала! Потом вела вокал, эстрадную песню, гитару у детей в Ворошиловском доме творчества, там была моя студия вокала, где я проработала девять лет. После была академия МВД. Студенты этого вуза приходили петь. Хочу сказать, что это прямо моя гордость! В академии МВД есть клуб, как и в любом другом институте, куда приходят студенты развивать свои таланты. Кстати, их концертный зал - один из лучших в городе. Курсанты во время учебы играли в КВН, участвовали в конкурсе чтецов, в самодеятельных спектаклях, в вечерах памяти, творческих встречах. Но самое удивительное, что все, кто ходил к нам в клуб, потом сняли погоны, положили юридический диплом на почетное место и... окончательно ушли в творчество.
- Расскажите о своем самом большом достижении и самом серьезном провале?
- Первое мое достижение – это мои четверо детей. Был такой период, когда я вообще не знала, будут ли у меня детки. И потом у меня родился первый ребенок, через четыре года - второй, через пять лет — третий, но самое удивительное, что еще через год - четвертый. Это такая радость! Все спрашивают, как я все успеваю с четырьмя детьми. Да никак! Просто живу обычной интересной жизнью...
Самое большое достижение в профессиональной сфере – это социальные проекты: во-первых, запись диска с детьми из детских домов "Музыка добра"; во-вторых, проект «Колыбельная маме», в котором активнейшее участие приняли волгоградские музыканты и поэты; в-третьих, создание диска «Музыкальный календарик», который мы выпустили для детей с диагнозом ДЦП.
Насчет провала. Ну, такого уж провала, чтобы было совсем все ужасно, у меня не было. Однако была ситуации, из которых пришлось выкручиваться.
Представьте, как-то летом на набережной в Волгограде проходил российско-германский фестиваль. Наше выступление было включено в «джазовый» день. Надо было спеть две композиции. Мы репетировали, все было нормально. Выходим на сцену, саундчек, все прекрасно. Ребята начинают играть, и я понимаю, что не слышу, в какой тональности мне петь. Напрочь не слышу тональность! Они играют, а у меня - провал. И тогда я начинаю петь на тон выше. И так - всю песню. Да, это был полнейший диссонанс. Я спела и говорю: «Вот так волгоградские музыканты могут запросто создать авангард в музыке!». Вторую песню я, конечно, уже спела нормально. Но мне кажется, что некоторые, особенно местные, музыканты меня раскусили. Они так искоса на меня посмотрели... Было стыдно, но, в то же время, остановиться-то было нельзя! Фальшивить - так до конца.
- Жанна, что посоветуете начинающим музыкантам? Как им найти свой путь?
- Сейчас для них много экспериментальных площадок. Например, клуб «Белая лошадь». Если говорить об авторской песне, то это клуб «Корифей» в Кировском районе. В Краснооктябрьском - клуб «Высота». На эти площадки можно просто прийти и, заявившись, начать выступать. Можно петь и музицировать просто на улице. Вас никто не выгонит! Наконец, сейчас опять становятся популярными квартирники. Там можно услышать то, что вы еще никогда не слышали. Кстати, недавно друзья из Питера прислали фото: они нашли список квартирников, где в программе значились тогда никому не известные: Цой, Гребенщиков, Кинчев, Башлачев... Еще есть множество арт-фестивалей, где тоже можно попробовать свои силы. Также неизвестные исполнители могут выступить, к примеру, на прокате фильма.
- Жанна, хотелось бы побольше узнать о победах, как вы выразились, в «профессиональной сфере», в частности, о победе в «Царицынской Музе». Можете ли описать ту волну чувств, которая захлестнула вас, когда вы узнали, что «взяли» приз зрительских симпатий? И на покорение каких новых творческих вершин вдохновляет вас «Муза»?
- Я всегда верила своему зрителю. Выходя на сцену, стараюсь обращаться к каждому сидящему в зале, даже не зная этих людей лично, не видя их лиц. Несу энергетический посыл к сердцу каждого! Наверное, в этот раз получилось на все сто процентов. Когда объявили о присуждении мне приза зрительских симпатий, подумала, что не расслышала. Это очень высокое доверие и признание! «Муза» вообще окрыляет, а «Царицынская» - так тем более. Благодарна людям, которые меня выдвинули в номинанты, Совету фонда, члены которого выбрали меня в лауреаты, и магистров, голосовавших за меня при выборе «Человека года». Очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Благотворительным фондом «Царицынская Муза».
- Что было самым трудным при подготовке к этому «Волгоградскому Оскару»?
- Честно? Самым трудным было написать рассказ о себе и снять видеоролик. С песней вообще проблем не было.
- Можете ли сделать "коллективный портрет" своего слушателя? И есть ли у вас любимые зрители?
- Это очень трудно! Ведь за каждым человеком стоит так много. Единственное, в чем я уверена: на наши концерты приходят люди с чистой, прекрасной и открытой душой. И моя главная цель, чтобы после концерта каждый смог посмотреть на этот мир влюбленными глазами, глазами искреннего и радостного ребенка. А еще заставить задуматься слушателя, как бы он сам мог изменить мир к лучшему. И это - не пустые шаблонные слова про «любимого зрителя». Есть люди, которые ходят практически на все мои концерты. Я знаю их по именам, и мне всегда очень хочется их чем-то удивить.
- Жанна, и заключительный вопрос: какое напутствие вы можете дать подросткам, которые тоже сталкиваются с диктатом родителей в вопросах выбора профессии?
- Да я сама до сих пор не знаю, как у меня хватило духа решиться на такое! Меня же запросто могли сломать, заставить поступить обратно в горхоз. Слава Богу, что моим родителям хватило мудрости, и они не стали настаивать на своем.
Надо просто научиться добиваться своего. Потому что в противном случае вы или ваши сверстники рискуют остаться нереализованными и от этого несчастными. За право самостоятельно выбрать дорогу в жизни надо бороться. И бесполезно стучать кулаком по столу! Надо объяснять, разговаривать, настойчиво доказывать. Если не согласны родители, то надо уговаривать других родственников, приглашать взрослых на свои мероприятия, знакомить с «коллегами» по творчеству, обсуждать свое творчество!
В результате, я думаю, компромисс все-таки будет найден...
Фото из семейного альбома Жанны Поповой.
Комментарии
О ес!
Любимка
Лиза Питёркина. Атличница
Лиза Питёркина. Атличница
Попова - дочь попова
Четыре сына у Жанны - сказочно-несказанно повезло! ))
С началом весны, с ярким солнышком, веселыми ручейками, отличным настроением и уважительным отношением к мартовским, сумасшедшим от любви котикам ))
наркос
Старый доктор
Наверное, счастье так и должно выглядеть. Семья , дети, талант, успех ... Думаю, Жанна не поет. Она открывает всем свою душу. И этого бывает уже достаточно чтобы передать свои чувства.
Дарье Сулицкой 5+ за отличную работу.
Котяра
Котяра
Лизка! Где ты мой портрет нашла?
Виктор ПУШКАРЕВ
наркос