Сегодня экс-руководитель Управления Волго-Донского судоходного канала Игорь Ильясович Коблев отмечает свое 80-летие.
- Не всякому журналисту выпадает удача быть свидетелем трудовых будней выдающегося человека. Мне повезло. Я неоднократно брала интервью у Игоря Ильясовича для прессы и документальных фильмов, - рассказала ИА «Город героев» директор музея истории Волго-Донского судоходного канала Валентина Алексеевна Сороколетова. - И видела воочию, как меняется он сам и предприятие, которое он возглавляет. Философия возраста, как и философия жизни, если рассмотреть её на примере отдельной личности, - увлекательнейшее занятие.
Без прошлого и настоящего будущее невозможно
Музей истории Волго-Донского судоходного канала был бы невозможен без участия Коблева. Его врождённая мудрость и прозорливость, интуиция, умение видеть чуть дальше и больше, чем другие, помогли в самые непростые годы создать музей, материал для которого на протяжении тридцати лет собирала Римма Михайловна Эдельман - основатель и первый директор музея. Его создание было необходимо именно в то сложное, непонятное и неприятное для всей страны и канала время. Когда старое уже не всех устраивало, а нового ещё не придумали, да и думать-то особенно не пытались, не до того было…
Музей родился как вера в светлые идеалы нашей Родины, вера в будущее Волго-Донского судоходного канала, построенного в середине XX столетия, спустя три года после одной из самых страшных войн. И это никакой не пафос и не пустые слова. Канал, вступивший в строй 27 июля 1952 года, соединивший пять европейских морей - Белое, Балтийское, Азовское, Чёрное и Каспийское, являясь последним звеном, образовавшим единую глубоководную систему европейской части России, продемонстрировал и Европе, и всему миру свои дружеские намерения. И предоставил возможность ещё активнее пользоваться речным и морским транспортом.
Легенда стала былью. И она должна была жить. Это, как никто другой, знал и понимал Игорь Ильясович Коблев. Именно в такие моменты философия возраста и философия жизни проходят экзамен на прочность…
"Отлично" за практику
Детство Игоря Ильясовича пришлось на военные и послевоенные годы. Когда пришло время садиться за парту, мама сшила ему сумку вместо портфеля, достала где-то тряпичные туфли и привела в школу. Помимо учебы у Игоря так же, как и у его сверстников, были свои обязанности по дому и хозяйству: он должен был ходить получать хлеб по карточкам. А однажды Игорь потерял хлебные карточки. Это была первая и страшная потеря, о которой даже сегодня трудно вспоминать...
После школы Коблев поступил в Ленинградское речное училище на отделение «Водные пути и сообщения». «Все, что я имею положительного, - скажет однажды Игорь Ильясович, - я получил в этом училище».
В 1959 году Коблев попадает на практику на Волго-Донской судоходный канал. Жили в поселке 4-5. Деньги, которые выдали практикантам, быстро закончились. Пришлось даже немного поголодать, пока об их бедственном положении не узнало начальство.
И тогда молодым специалистам предложили покрасить опоры на 9-м шлюзе и заплатили за работу, чтоб с голоду не умерли. Тогда у Коблева и в мыслях не было, что он когда-нибудь вернется на Волго-Дон, но уже не практикантом, а опытным руководителем... А за практику он тогда получил оценку «отлично».
И все-таки добился своего!
С 1961 года Игорь Ильясович трудится в Волгоградском управлении гидромеханизации. Тогда ещё шли работы на ГЭС, но Коблеву хотелось попробовать себя на Волге, на Волго-Донском канале, куда попасть было непросто. К тому времени весь штат у начальника Волгоградского района гидросооружений - Вадима Алексеевича Виноградова был уже подобран.
- И все-таки я добился своего, - вспоминает Игорь Ильясович, - и в июне 1963 года меня приняли мастером по текущему ремонту.
Он много сделал для создания технической и ремонтной баз волгоградского района гидросооружений, что, в свою очередь, позволило на более современном уровне решать все технические проблемы на шлюзах. Чтобы стать более компетентным в строительных вопросах, он вечерами учился в институте инженеров городского хозяйства.
Но не только о технике заботился молодой руководитель. Он тратил много сил на создание социальных условий для коллектива.
Испытание на прочность
Всё, что далее происходило в философии возраста Коблева, можно охарактеризовать как испытание на прочность - и его самого, и всех, кто его окружал в то время, и самого Волго-Донского судоходного канала.
В 1996 году из Федеральной службы речного флота России пришел приказ под № 119: «Назначить Коблева Игоря Ильясовича на должность начальника Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства с 1 июня 1996 года. Первый заместитель директора Федеральной службы речного флота России Н. Г. Смирнов».
- Когда я пришел на канал, - рассказывает Игорь Ильясович, - у многих было упадническое настроение. Мне стоило больших усилий изменить эту атмосферу.
Дамокловым мечом висела задолженность по зарплате. Технические сооружения канала после почти полувековой эксплуатации постепенно разрушались, долгие годы не обновлялся кадровый состав Управления. Многие из сотрудников, проработавшие по 45 лет, не имели замены. И главное, кризис политической системы в стране, больно ударивший по государственным предприятиям.
Необходимо было сократить расходы и направить все имеющиеся ресурсы на зарплату, - вспоминает Игорь Ильясович, – для этого пришлось отказаться от ремонтно-строительного управления, конструкторского бюро и провести некоторые сокращения кадров, начиная с управления. Районам установили лимиты, за которые нельзя было выходить. Два года велась очень жёсткая политика, но обстановка всё же нормализовалась.
Именно Коблеву удалось спасти наш канал, и не просто спасти, а сделать одним из ведущих предприятий в стране. И это было бы не возможно без понимания исторического прошлого, без которого не возможно ни настоящее, ни будущее.
Тогда же в 1996 году была принята президентская программа «Внутренние водные пути России 1996-2000 гг.». И Волго-Донское ГБУВПиС поэтапно приступило к ее реализации.
23 июня 1997 года был принят Федеральный Закон «О безопасности гидротехнических сооружений». В то время на канале было о чем задуматься. После десятилетий эксплуатации без капитального ремонта каналу необходимы были и замена ворот, и укрепление откосов, и перевооружение насосных станций, и много других работ. Но главное, необходимо было найти грамотных профессиональных партнеров проектировщиков, изготовителей, монтажников.
С пользой для региона и страны
И Коблеву это удалось. В результате анализа состояния металлоконструкций напорных гидротехнических сооружений, условий нагружения и причин повреждения, а также проведения статических и ресурсных испытаний фрагментов шлюзовых ворот выработаны и реализованы рекомендации по увеличению срока службы гидротехнических сооружений Волго-Донского бассейна. Затем результаты этой работы были учтены в проектах Специального проектно-технологического бюро «Ленгидросталь», а позднее реализованы в новых металлоконструкциях в Волго-Донском бассейне. Эти работы продолжаются и на других сооружениях, и опыт эксплуатации подтверждает правильность принятых решений и государственную важность этой работы.
За нее Игорь Ильясович Коблев вместе с первым заместителем Виктором Яковлевичем Шестаковым и группой ученых награжден правительственными наградами. Особые условия этой работы были еще в том, что весь комплекс проводимых мероприятий по реконструкции и повышению надежности гидротехнических сооружений проводился без прекращения судопропуска.
В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» подпрограммы «Внутренний водные пути» на Волго-Доне под непосредственным руководством Коблева в 2000-2010 годах для обеспечения должного уровня безопасности и состояния сооружений были развёрнуты масштабные работы по реконструкции оборудования и сооружений канала.
Философия возраста нашего героя - наглядный пример вдохновенного служения своему предприятию, своему городу, своей стране. И в свои 80 лет он в курсе всего, что происходит на легендарном гидросооружении Волго-Донского судоходного канала и огромного предприятия, именуемого сегодня ФБУ «Администрация «Волго-Дон».
Весь коллектив - и молодёжь, и ветераны - от всего сердца поздравляет Игоря Ильясовича с юбилеем, желает ему здоровья и бодрости духа. Философия возраста продолжается!
Комментарии
с той стороны