В Волгограде в помещении регионального отделения Союза писателей России прошла выставка известного фотохудожника, историка и краеведа Витольда Ярмаковича. Он дал ей название «Красота и печаль Донской земли».
Представленная композиция – это не просто удачные кадры. Его работы стирают грань между фотографией и живописным полотном. И порой трудно определить: это реальное фото или талантливое выражение кисти художника.
Автор запечатлел невероятные места волгоградской глубинки, старейшие храмы и монастыри, удивительные пейзажи донских просторов, замечательных людей нашего края. В каждой работе – свой скрытый смысл, своя завораживающая философия. И непременно искренняя любовь и к нашей земле, и к людям, на ней живущим.
Как победил романтика
...Фотографией Витольд Ярмакович начал заниматься совсем ребёнком, когда ещё и в школу не ходил. В крестьянской белорусской семье, в деревне Виржи Докшицкого района Витебской области, лишних денег не было. А маленький Витольд мечтал о фотоаппарате. Приобрести его помогли... кролики, которых он стал выращивать специально для продажи.
Уже после службы в армии, сняв матросский бушлат, в Нижнегорском районе Крыма Витольд занимался уборкой риса, заработав 250 тысяч теми деньгами. На них купил хороший дембельский костюм и новый солидный фотоаппарат. Потом успел поработать в милиции – на вокзале в Витебске. И когда из Волгограда поступила заявка на поступление в Высшую следственную школу МВД СССР, из всего состава выбор пал на него – добросовестного, неравнодушного и честного сотрудника.
Однако после окончания ВСШ Витольд понял, что ошибся с профессией. Тяжкие преступления – убийства, бытовые драки и прочие зверства – начинали угнетать и никак не уживались с романтической натурой. Пришлось снимать погоны и вновь брать в руки свой любимый фотоаппарат.
Творческий путь как фотокорреспондента у Витольда начался в 1975 году.
– В поисках новой работы пришёл я в редакцию «Волгоградской правды», где познакомился с ответственным секретарём газеты Еленой Алмазовой, – вспоминает Ярмакович. – Она предложила попробовать сельскую тему и поработать внештатно.
Что-то опубликовать в СМИ в те годы считалось огромной удачей. Отбор был жесточайший. Но Витольда трудности не остановили.
Первое время приходилось нелегко. Работа за гонорары – обычная практика тех лет для новичков. Сначала надо было проявить себя, а потом претендовать на место в штате.
– Бывало, работал себе в убыток. Отправляют в сельский район на два-три дня, привезёшь репортаж, а снимки не идут. Один кадр стоил два рубля. Чтобы заработать, надо было бегать по всей области, и то не факт, что всё будет как запланировал, – рассказывает Витольд.
Пришлось искать более реальный источник заработка. Так он оказался в грузчиках на ликёро-водочном заводе. На удивление интеллектуальный коллектив там тогда собрался: спившийся бывший прокурор, оперный певец, бомжи с дипломами об окончании вузов...
– Больше трёх месяцев я в этой «образованной» среде не выдержал и снова вернулся в следствие. А через год «Волгоградка» поставила окончательную точку в моей правоохранительной деятельности. Стремление к красоте наконец победило.
В 1977 году Витольда Ярмаковича приняли в Союз журналистов, разные газеты стали с удовольствием публиковать его работы. Они начали появляться в фотохронике ТАСС, в центральных СМИ – «Правде», «Комсомолке», «Известиях», «Труде», журнале «Театральная жизнь» и даже в зарубежных изданиях.
Со своей будущей супругой – известным журналистом Наталией Пушкарской – Витольд работал в одной редакции. Она стала его музой и вдохновителем на всю жизнь. Редко можно встретить такой дружный и крепкий семейный союз с невероятно талантливым творческим наследием.
Поэзия и музыка – в каждой работе
Постепенно Витольд стал переходить к художественной, более сложной и серьёзной фотографии, где поэзия и музыка – не просто слова.
Сегодня каждая работа Ярмаковича – настоящее произведение искусств. И зачастую не верится, что фантастический вид – это пойманный фотохудожником кадр, к которому применена удивительная игра цвета и мысли.
– Однажды на съёмках возле станицы Качалинской мне попался огромный старый дуб. Добавил к нему изображение старушки, которую заметил рядом с городищенским источником Параскевы Пятницы. Она стояла, задумавшись. Не знаю, о чём она думала, но глаза её при этом светились – мне они показались молодыми. Так получился замечательный фотосюжет.
А в Арчединских песках есть известная многим компрессорная станция. Рядом с ней лес. Там я как-то увидел изображение казачьего флага над заброшенным хуторским кладбищем. Сама природа на закате раскрасила небо и землю в цвета знамени Всевеликого войска Донского – синий, жёлтый и красный. Я и мои друзья, которых я зову командой добрых дел, 14 октября 2022 года установили там трёхметровый Поклонный крест в память об исчезнувшем хуторе Духовском, где в 1915 году жили 500 человек.
Во Фроловском районе однажды упал огромный дуб. Сохранившаяся на этом дереве ветка напоминает фигуру женщины, раскинувшей в отчаянии руки. Многие видят в этой ветке крест, – так вовлекает Витольд Ярмакович в мир своих «живых и говорящих» работ. Ведь каждая из них – это неповторимая история, удивительные людские судьбы и события.
Несколько экспозиций посвящены Спасо-Преображенскому монастырю Серафимовичского района. Мало кто знает, что его возрождение началось в конце 80-х годов прошлого века по инициативе Витольда Ярмаковича.
– А вот эта фотография с парящим вороном – моя любимая, – говорит фотохудожник. – К нему я добавил необычных красок, пририсовав дом с колодцем. Заметил, что этот вид никого не оставляет равнодушным. Люди подолгу стоят перед ним и размышляют – каждый о своём.
Прошедшая в Союзе писателей выставка – далеко не первая в творчестве Витольда Ярмаковича.
В День города, 31 августа 2019 года, возле входа в Волгоградский областной краеведческий музей прошла его выставка «Пейзажи Донского края». А в августе 2022-го на белорусской земле он показал экспозицию «Природа Донского края и Волгоградской области».
Художник организовал еë на своей Родине – в деревне Виржи Витебской области. Свои работы он привёз в Белоруссию по собственной инициативе, без посторонней помощи, если не считать сына Якова – студента Волгоградского госуниверситета – и друга Владимира Минько, заместителя атамана общественной организации «Единый казачий фронт». На его личном транспорте волгоградцы и прибыли в Республику Беларусь.
Гости великого города
Не считаясь со временем и личными затратами, фотохудожник занимается не только активной популяризацией красот и достопримечательностей волгоградского края – одна из его экспозиций «Гости великого города» посвящена работам фотожурналиста ТАСС, ветерана войны Степана Курунина. Имя и архив фотомастера долгое время были преданы забвению. О том, что негативы фотографий хранятся у его родственников, Витольд Ярмакович узнал случайно, сотрудничая с фотохроникой ТАСС. Так он стал инициатором и практически создателем выставки, дополнив фотографии Степана Курунина своими кадрами.
В 2017 году накануне 74-й годовщины Победы в Сталинградской битве в Волгограде открылась уникальная выставка «Великие люди в великом городе». Витольд вместе с единомышленниками из молодёжного центра культуры «ХХI век» подарил волгоградцам незабываемую встречу с прошлым, запечатлённым на фотографиях Степана Курунина.
Правда о войне
Его по праву называют подвижником, который вместе с единомышленниками и любимой супругой возрождает память о героях Сталинграда. В 2012 году Витольд оказал бескорыстную помощь супругам Марии и Герхарду Мархауэрам из немецкого города Хилдельсхайм в организации фотовыставки к 70-летию Сталинградской битвы. На её открытии звучали антифашистские песни, а пришедшие на церемонию горожане с состраданием и со слезами на глазах вглядывались в жуткие пейзажи разрушенного Сталинграда.
С фотографий на стендах также смотрели непосредственные участники сражений обеих армий, чьи воспоминания, письма и сведения из архивов легли в основу экспозиции. Там же были рассказы очевидцев тех страшных дней из числа мирных граждан Сталинграда, настрадавшихся от страха, голода и морозов.
«Мы этой выставкой рассказали правду здесь, где рождались недоброжелательство и жестокость, принёсшие горе народам. Граждане и гости Хильдесхайма имеют теперь возможность спокойно знакомиться с историческим прошлым», – сказала тогда на открытии выставки Мария Мархауэр.
Памяти Виталия Борцова
А 7 января 2024 года, прямо на Рождество, выставка Витольда Ярмаковича «Красота и печаль Донской земли» откроется в городе Урюпинске. Он хочет посвятить её ушедшему на днях Виталию Михайловичу Борцову, заслуженному работнику культуры, почётному жителю Урюпинского района, основателю ансамбля казачьей песни и пляски «Хопёр». Того самого, который первым в СССР отправился на гастроли за рубеж.
Много воспоминаний связано у Витольда с этим прославленным коллективом. Зимой 1977 года ему довелось фотографировать казачью свадьбу, организованную Виталием Борцовым и хормейстером Василием Косоруковым.
Репортаж об этом событии разрешили опубликовать в «Волгоградке». Он вызвал море положительных откликов. С тех пор добрые отношения связывали этих уникальных творческих людей.
Побывав в Урюпинске, Витольд Ярмакович наверняка вернётся в Волгоград не с пустыми руками. Его объектив вновь запечатлит те самые моменты, которые дано увидеть только большому мастеру.
Автопортрет.
Комментарии
Витольд
Май Онезов
Не чушпан
Нелля
Joker
Lyudmila