Недавно в волгоградской областной думе по инициативе вице-спикера Ирины Соловьёвой состоялось расширенное заседание круглого стола Экологического совета с приглашением общественности.
Корреспондент ИА «Город героев» встретился с одной из участниц дискуссии - Валерией Котовец - сопредседателем межрегиональной общественной организации «Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия, заместителем директора региональной общественной экологической организации «Информационно-аналитический оргцентр «ЭКРАНД», членом общественного экспертного совета при облкомприроды.
- Валерия Алексеевна, как вы - человек, отдавший экологии не один десяток лет, - оцениваете значимость поднятой на встрече в думе проблемы экологического просвещения?
- Очень высоко оцениваю, эта тема не обсуждалась в регионе на таком уровне три с лишним года. Рада, что экологический совет наконец-то решил встретиться с представителями общественности.
Скажу, что к нынешнему положению дел в экологическом просвещении мы шли два десятилетия, и не только в нашем регионе, а по всей России. Со всех, в том числе, самых высоких трибун великий русский ученый Алексей Владимирович Яблоков заявлял о недопустимости деэкологизации страны, пренебрежения экологическими проблемами в угоду сиюминутным бизнес-интересам и невежеству чиновничества, принимающего всё чаще некомпетентные и даже опасные в экологическом плане решения.
В школах значительно сократили объем обучения по всем естественно-научным предметам, всё больше «прижимают» учреждения дополнительного образования экологической направленности. Прекрасно изданный в конце двадцатого века комплект учебников по экологии был изъят из процесса обучения в общеобразовательных школах…
Это были издержки государственной политики, которые сейчас президент России пытается исправить. Но в субъектах РФ, на мой взгляд, не очень торопятся извлечь уроки из негативной практики прошлых лет.
- Не секрет, что лично вы активно и успешно реализовывали просветительские проекты и программы на территории области…
- Да, я была руководителем раздела «Экологическое образование, информирование и подготовка кадров» федеральной целевой программы «Возрождение Волги», которую в 2006 году не позволил завершить бывший премьер-министр РФ Фрадков. Кроме того, нашему Экологическому парламенту принадлежит постоянно действующий просветительский проект «Поволжская передвижная межрегиональная выставка учебных пособий и информационных изданий по экологии, экологическому воспитанию и образованию». Эта работа стала победителем международного фестиваля «Дети и экология: XXI век» в 1998 году.
Этот проект 20 лет успешно действовал на территории Волжского бассейна и завершился в 2016 году - с передачей книжного фонда в областную научную библиотеку имени Горького.
Созданный в 2002 году центр «ЭКРАНД» занимается именно экологическим информированием и просвещением в Волгоградской области. За годы своей деятельности мы организовали 19 эколого-просветительских конкурсов для детей и молодежи разных возрастов, реализовали 14 эколого-просветительских проектов, за что, кстати, были удостоены Почетной грамотой губернатора и отмечены Благодарственным письмом областной думы предыдущего созыва.
- Чем особенно запомнилась вам дискуссия на прошедшем круглом столе в облдуме?
- Интересного там было немало. Во-первых, подготовленный облкомприроды проект концепции экологического просвещения населения Волгоградской области. Буду рада, если его после доработки утвердят, и если он не утонет в бесконечных согласованиях. Так в свое время были похоронены разработанные авторитетными специалистами целевые региональные программы экологического образования и просвещения в 2006 и в 2012 годах. Странно, но по моим наблюдениям практически не проявляет интереса к экологическому образованию комитет образования и науки Волгоградской области.
Интересными были презентации студентов волгоградских вузов об их практическом участии в наведении экологического и просто порядка на нашей земле.
Мне импонирует обеспокоенность выступившей по проблемам взаимосвязи здоровья и экологической обстановки председателя комитета облдумы по охране здоровья Натальи Семеновой.
О проблемах волгоградских особо охраняемых природных территорий и их роли в экологическом просвещении населения напомнила региональный координатор проекта минприроды России по укреплению нормативной правовой базы в области сохранения биоразнообразия, а теперь и директор природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» Наталия Лопанцева.
Ярким было выступление главы города Урюпинска Эллы Чермашенцевой, которая обратила внимание на очень важный момент: несмотря на неплохое освоение, так сказать, теоретических знаний, многие люди не проявляют активного желания практически работать на экологическое благо общества. И большой разрыв между теорией и практикой конкретного применения этих знаний в повседневной жизни и деятельности – тревожный фактор!
Просвещение должно сочетаться с практическим участием каждого в улучшении экологической обстановки родного края - от элементарной уборки за собой до участия в решении экологических проблем областного масштаба.
- Чего же не хватает в сегодняшней просветительского работе в области экологии?
- Считаю, что любая образовательная деятельность должна быть комплексной. Ведь образование включает в себя информирование (в первую очередь, надо по-
лучить информацию об изучаемом объекте), просвещение, воспитание, непосредственное обучение и развитие. И за всем этим, конечно, - контроль. Выхватить из этого комплекса только один компонент – просвещение – неправильно. Равно как и разрабатывать концепцию лишь для одного компонента без учета других. Во всяком случае, это не согласовывается с федеральным законом об образовании, а впоследствии могут возникнуть сложности даже на понятийном уровне.
Второе, о чем я говорила на круглом столе, признаюсь, очень категорично, - это законодательная основа нашей образовательной (в том числе, информационной и просветительской) деятельности.
Вы знаете, что я – автор регионального закона «Об экологическом образовании в Волгоградской области», принятого в 2003 году. Этот нормативный акт был принят почти без правок. Но чтобы его приняли, мы «прошли» не только через профильный комитет, а по всем комитетам думы, потому что в статье 2 закона был пункт «Государственная поддержка экологического образования и просвещения». Готовясь к круглому столу, я сверила первичную редакцию закона - и не обнаружила там именно этого пункта!
В разные годы были выброшены и несколько других очень важных позиций закона, но этот – первоочередной!
Кстати, в утвержденных Указом президента «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», сказано как раз о государственной поддержке экологического образования (статья 20). Для всей России это нужно, а для Волгоградской области – нет? Вот я и предложила депутатам нынешнего созыва исправить зло, содеянное их предшественниками.
- И какова была реакция на это заявление?
- Депутат Михаил Таранцов согласился, что следует проанализировать статьи закона и поддержал мое предложение. Кроме того, он высказался по поводу непонятной ситуации в волгоградском дендрарии, находящемся в Красноармейском районе. Все знают, что этот дендрарий – уникальное экологическое достояние не только Волгограда и региона, он известен и за пределами России. Это учреждение – один из самых активных просветительских центров, который создал вместе со своими сподвижниками почетный академик Российской экологической академии наук, заслуженный лесовод РСФСР Иван Петрович Дударев. Дендрарий является государственным памятником природы, входит в совет ботанических садов Урала и Поволжья Академии наук нашей страны, с 1996 года – член Международной Ассоциации ботанических и дендрологических садов. И вот в таком-то учреждении глава Красноармейского района Конин, можно сказать, за пять минут увольняет без предупреждения директора с большим научным и практическим опытом, биолога, кандидата сельскохозяйственных наук Людмилу Филимонову, а на её место ставит человека, который даже соответствующего образования не имеет.
Сейчас чиновники на всех уровнях власти пытаются защитить «своего человечка» и свое безответственное кадровое решение, но при таком раскладе ждать светлого будущего дендросаду не приходится.
- К этой непростой теме мы еще вернемся в наших публикациях, а пока хотелось бы поговорить о центрах просвещения. Ведь у нас столько библиотек, музеев, помимо образовательных учреждений, столько возможностей!
- Очень верно подмечено – возможностей много. Но никто не координирует эту работу. Раньше в Волгограде был Дом просвещения, который занимался как раз координацией деятельности по самым различным направлениям знаний и практики. Я хорошо это помню, так как была в то время лектором обкома комсомола и чувствовала поддержку опытных координаторов, специалистов своего дела. Я многому у них научилась, и считаю, что очень правильно и своевременно предложила в своем выступлении создать координационный центр для просветительской работы в Волгоградской области кандидат биологических наук, доцент кафедры ПДО Волгоградского государственного социально-педагогического университета Лидия Черезова. Она рассказала и о том, что на базе областной библиотеки имени Горького – создан в ноябре 2015 года центр экологического просвещения и информации. В том числе и с нашей помощью. Так что обращайтесь в отдел сельхозлитературы и экологической информации библиотеки, там много полезного для тех, кто хочет разобраться в экологических основах и проблемах жизнедеятельности.
А в чем вы видите главную цель всей этой работы?
- В обеспечении экологической безопасности и экологического благополучия наших граждан. Безопасность начинается со знания причин опасности и способов защиты от экологических рисков. Вот это знание и призваны дать те, кто посвятил себя экологическому информированию, просвещению и образованию в целом.
Кстати, очень правильно сказал об особенной роли библиотек и создании при них просветительских центров выступивший на круглом столе Владимир Полосухин - представитель Общероссийской общественной организации «Российская экологическая независимая экспертиза».
Но я все же хочу вернуться к закону «Об экологическом образовании в Волгоградской области». Из статьи 4 «Экологическое образовательное и информационное пространство» депутаты выбросили такие компоненты информационно-образовательного пространства, как объекты производства и услуг, городские и сельские территории, иные сферы жизнедеятельности людей, служащие вместе с сетью образовательных учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры общества и человека. Скажите, пожалуйста, вы тоже считаете, что объектам производства и услуг, сельским и городским территориям и далее перечисленным в первичной редакции закона сферам не нужна информация о том, как экологично и безопасно
организовывать свою деятельность, не загрязняя всё вокруг и не создавая экологических рисков себе и окружающим? Я так не считаю и надеюсь убедить в этом нынешних депутатов. Ведь они могут исправить содеянное.
Полагаю, что скоро Экосовет при облдуме соберет предложения в проект рекомендаций, и мы увидим результат первого совместного с общественностью обсуждения жизненно важного вопроса об экологическом просвещении населения Волгоградской области. Насколько мне известно, готовится проект соглашения между Экологическим советом и общественными организациями. Посмотрим, какие получатся документы. Хотелось бы, чтоб они были работоспособными и реально помогли организовать на высоком уровне эколого-просветительскую деятельность в нашем регионе.
Ведь ни для кого не секрет, что недостаточно создать хороший закон - надо еще, чтобы он должным образом заработал.