Сообщество экспертов Волгограда в рамках общественной инициативы предлагает созвать гражданский форум по вопросам культуры
Сообщество экспертов Волгограда провело очередную встречу, посвященную ситуации в сфере культуры Волгоградской области.
Только ленивый в последние месяцы не слышал о странных событиях в этой сверхчувствительной сфере. Где-то они напоминали откровенный рейдерский захват, где-то – размашистую рубку кадровым «топором», где-то – циничную атаку на традиционные культурные ценности. Мы пригласили наших общественных экспертов обменяться мнениями и оценить эти события.
В разговоре приняли участие: Юлия Артюхович - доктор философских наук, профессор, член Союза писателей РФ; Виктория Давыдова - экс-ректор Волгоградской консерватории имени Серебрякова, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, почетный работник высшего образования РФ; Алла Забелина - ведущая актриса Нового экспериментального театра, народная артистка РФ; Ефим Шустерман – аксакал российской журналистики, политический обозреватель, Заслуженный работник культуры РФ; Валерий Котельников – председатель совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; Елена Каменская – кандидат политических наук, главный редактор ИА «Город героев»; Елена Шаркова – независимый медиа-эксперт.
Елена Шаркова:
- Хотелось бы начать наш разговор с не очень веселой ассоциации. Ситуация с волгоградской культурой мне напоминает крышу, которая доска за доской рушится на голову людям, живущим в этом доме. Сначала пришли тревожные новости о разгоне Серебряковки, потом – о напряженной ситуации в НЭТе, потом – о симфоническом оркестре, потом – об ансамбле «Конкордия», потом – о капелле, на днях заговорили о непонятной ситуации в ансамбле «Лазоревый цветок», демонтаже органа в Центральном концертном зале и сокращении «Царицынской оперы».
С точки зрения оптимизации финансовых потоков и их направления в какое-то единое, по мысли региональных властей, русло это еще можно как-то понять, хотя и с большим трудом. Но с точки зрения прямо-таки повального сокращения людей мне это непонятно. Зачем это делается? Какой экономический эффект
здесь заложен? Каковы стратегия и тактика этого процесса, если они вообще имеют место? Каковы его последствия? Ответов на эти вопросы нет. Зато понятно, что активные действия властей, которые выглядят как заранее спланированная атака на сферу местной культуры, имеют ярко выраженный кумулятивный эффект в деле ее разрушения. В ходе сегодняшней нашей встречи хотелось бы услышать ваши мнения на эту тему и понять, что мы можем сделать для того, чтобы ситуация нормализовалась – если это вообще возможно.
Елена Каменская:
- Много раз приходилось слышать: что могут экспертные советы? В горсаду Волгограда недавно появился открытый микрофон, где можно высказаться обо всем, кроме политики. Наше СЭВ – это как раз возможность высказаться обо всем, в том числе и о политике. Ведь если не здесь, то где еще? Я много раз встречалась с ситуацией, когда люди боятся говорить правду, даже если не работают в бюджетных учреждениях. Нам бояться нечего - мы собираемся и говорим о наболевших проблемах не ради личного кармана или корыстных интересов, а ради того, чтобы донести до людей то, что происходит на самом деле, без лакировки.
Свежий пример: депутат областной думы Михаил Таранцов на днях беседовал с артистами известного казачьего коллектива «Лазоревый цветок», который только что успешно прошел аттестацию. Несмотря на это, им предложили уволиться. То есть людей просто «подвесили», судьба их неизвестна. И никто не собрал коллектив и не объяснил внятно, что будет дальше? Похожие ситуации были в филармонии, в симфоническом оркестре. Кстати, значительная часть артистов нашего оркестра уже в Туле – город создал свой симфонический коллектив. 50 лет туляки об этом мечтали, и вот благодаря, в том числе, волгоградцам это событие произошло! Тулу можно с этим событием поздравить.
Все, кто попал под «топор», говорят об одном: «Поражает то, что в нас не видят людей и просто втаптывают в грязь. Почему и доколе?..». Если даже пресс-секретарь культурного учреждения позволяет себе публичные перебранки с артистами, это что за уровень профессиональной компетенции? Дошло до того, что некоторые представители власти в ответ на волнения людей о том, что творится в региональной культуре, советуют им в соцсетях... начать принимать препараты для улучшения мозговой деятельности. Осень, мол, на дворе – обострения… Когда вообще подобное унизительное отношение к представителям культуры в Волгограде было?
Виктория Давыдова:
- Мне кажется, что именно с нас и начался процесс уничтожения всего и вся в сфере культуры и образования. Еще в ноябре 2016 года мне было предложено подписать документы об изъятии имущественного комплекса – при том, что мы прошли аккредитацию и могли спокойно работать до 2026 года. Я была удивлена: хорошо, имущество – в ведение обладминистрации, а людей куда – педагогов, студентов? Этот вопрос я задала нашему учредителю. Мне ответили – а это одно и то же. Ну и как я, избранный ректор, могла пойти против людей? Для меня это вообще невозможно, у меня есть совесть, честь и морально-нравственные устои. На ученом совете мы выработали алгоритм борьбы за свои права и за наше здание. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. Были и угрозы, и крики «мы вас всех разгоним!», и открытые обещания уволить меня по 287-ой статье, и смс-сообщения, которые задокументированы. Мне в тот момент помогли приличные люди – депутаты гордумы, которые консультировали меня как по юридическим вопросам, так и просто по правильному поведению в этой ситуации. Большую поддержку оказывал Виктор Гепфнер. Спас нас счастливый случай. Мы обратились в правительство РФ, наше письмо попало в руки порядочного и влиятельного человека, который, я предполагаю, просто сделал звонок областным властям. Все волшебным образом резко остановилось, правда, на конец финансового 2016 года у нас не было ни копейки финансирования. И мне было прямо сказано: хорошо, не удалось получить здание незаконным путем – получим законным.
Ефим Шустерман:
- Нам важно понять, не что делают, а чего можно было бы не делать вообще. Это касается всей сферы культуры. Ваша оценка – почему это случилось?
Виктория Давыдова:
- Думаю, речь идет о четкой тенденции по уничтожению конкретного учебного заведения. Если бы власти хотели, чтобы консерватория жила и развивалась, все было бы по-другому. И.о ректора подписал акты о передаче зданий на проспекте Ленина, 44 и Советской, 26 в пользу комитета муниципального имущества администрации Волгограда – и теперь наша лицензия не соответствует тому, что в ней указано. Консерватория оказалась заложником закона. У нас два факультета – среднего и высшего профобразования. Город не имеет права финансировать среднее. Следующий шаг – это приезд комиссии, внеплановых проверок, и как итог - изъятие лицензии на право ведения образовательной деятельности за грубейшие нарушения. Вот здесь уже надо кричать «караул»!
Елена Шаркова:
- Какая комбинация! Это тот самый «законный путь», который вам пообещали «сверху»?
Виктория Давыдова:
- Именно так.
Ефим Шустерман:
- Такую тонкую игру придумать несложно. Вопрос – в чьих интересах это делается. Ваша версия?
Виктория Давыдова:
- На мой обывательский взгляд, здание на улице Мира, 5а – и это не секрет – давнишний предмет покушений различных влиятельных фигур.
Елена Шаркова:
- Фигур из властных или деловых структур?
Виктория Давыдова:
- И тех, и других.
Елена Каменская:
- Мне приходилось слышать, как «та сторона» объясняет, что происходит с культурой. Там говорят, что у нас в регионе всего четыре крупных бюджетополучателя, и якобы эту порочную практику надо ломать. Вот и назначили "ломателя", который стал не только палки перегибать, но и "копья метать".
Ефим Михайлович, вопрос вам, как человеку, который знает эти проблемы в регионе лучше других, – по поводу четырех денежных потоков - это действительно так?
Ефим Шустерман:
- Это неправда. У каждого уровня власти есть свой бюджет, в том числе, и на оплату труда в культуре. Должен заметить, здесь мы находимся в очень глубокой… яме. В 2013 году мы увеличили бюджетные расходы на культуру до почти полутора миллиардов рублей, разработали необходимые документы. И вот сейчас слышу активные разговоры, что бюджет на культуру «усыхает» до 400 миллионов рублей. Под эту базу и подводятся сегодняшние события.
Для меня самая важная проблема состоит в том, что уровень управленческих решений, принимаемых в сфере культуры, выходит за рамки понимания целей и задач культуры как средства воспитания и развития человека. Пример – НЭТ. Вы дали театру деньги на постановку, костюмы и так далее на два спектакля, к примеру. А театр поставил семь. Что, он должен заработанное вам отдать? Нет вопросов, но в этом случае вы куда их направите? Если в сферу культуры, с этим еще можно согласиться.
Вот передо мной «Концепция развития культуры в Волгоградской области до 2020 года», принятая четыре года назад. Документ разрабатывался очень тщательно, снизу доверху, исходил из реальных средств на несколько лет вперед, за что Виктору Гепфнеру низкий поклон, хотя мы с ним и ругались на общественных советах. В ней есть анализ всех сфер культуры, направления ее работы – абсолютно все, вплоть до трудоустройства выпускников и строительства дома для работников культуры. Я всегда говорил – культура должна идти на три шага вперед!
Валерий Котельников:
- За прошедшие четыре года никаких новых областных законов в этой сфере не было принято вообще.
Ефим Шустерман:
- Да, к сожалению. В 2011 году по моей инициативе прошел первый форум работников культуры. Идея была проста: люди в рабочих группах искали пути реализации этих направлений. Принцип Концепции основывался на четком понимании преемственности финансирования – она должна была быть соблюдена. И она соблюдалась, уверяю вас, пока не пришел новый губернатор.
Замечу - часто ругают у нас Боженова и Бровко. Я знаю и того, и другого, водил их по выставкам. С ними можно было разговаривать. А вот Отар Иванович Джангишерашвили, дай Бог ему здоровья, пять писем написал нынешнему губернатору с просьбой встретиться. И – ничего. Народный артист, почетный гражданин, академик международной Академии театра! Почему такое неуважение?!
Ну так вот, мне говорят: денег нет. Позвольте не согласиться. Источники денег есть. Не покупайте компьютеры и микроволновки на подарки, не покупайте унитазы и безделушки в виде флешек с логотипами думы, не стройте лифты, прекратите ездить на дорогих машинах, сократите количество депутатов и их высокие зарплаты, и так далее.
Еще одно очень важное замечание: я не понимаю, как можно проводить политику при такой расстановке кадров. И подумайте внимательно, кто у нас сегодня в областной думе возглавляет профильный комитет? Мы же знаем этого человека, его уровень, и при этом он обладает непонятным мне влиянием.
Получается интересная вещь: управленческие решения может принимать человек, который не смыслит в культуре. Но в создавшейся ситуации есть и вина руководителей учреждений культуры. Кроме консерватории и НЭТа, никто не встал и не поднял голову.
Я никого не призываю ходить на какие-то непотребные сборища – это нужно делать только в рамках закона, в рамках гражданского общества. Вот пару лет назад художники митинговали на площади Ленина по причине отъема у них помещений. Никто не вышел, не поддержал, лишь пара местных изданий. Где же голос общественности?
И знаменитый вопрос – «С кем вы, мастера культуры?» я бы переиначил так: «Зачем вы, мастера культуры?» Вот так у нас стоит вопрос в области.
Должен с грустью отметить, что культура в общепринятом смысле этого слова у нас в регионе превращается в культуру событий – где-то поют, где-то пляшут, где-то вешают плакаты. Когда мы говорим о музеях, то почему-то самый главный музей у нас – это «три колодца». А при этом 24 тысячи экспонатов в музеях региона требуют элементарной описи! И все эти вопросы в ранее принятой Концепции обозначены. Поэтому прежде чем писать новую Концепцию, надо спросить у власти отчета: а что вы сделали по прежней разработке – официальному документу Волгоградской области, принятому регправительством? Почему вы его не выполнили?
Елена Каменская:
- Ладно бы просто не выполнили - как выяснилось, о ней даже не знали или проигнорировали. Это к слову о кадрах и о том, кто ныне в регионе возгавляет комитеты культуры. Хотят создать свою концепцию развития культуры? Крайне любопытно было бы сравнить ее с уже существующей.
Ефим Шустерман:
- А сейчас я скажу страшные слова: уничтожают не культуру. Уничтожают целый слой, на почве которого могла бы вырасти «продукция» не в рамках одного или двух спектаклей, а менталитета целого поколения волгоградцев. И кто за это ответил? Никто.
Когда мы проводили форумы культуры, я видел, сколько было прекрасных идей и как блестели глаза у людей, которые в них участвовали. При разработке Концепции мы объехали всю область, провели десять кустовых встреч с работниками культуры. Очень много было сделано. Не жалко потерянного труда – жалко людей, которые должны прийти после нас.
Еще вот о чем надо сказать. Разрушенный до основания, наш город сохранил значительное количество объектов культурного наследия. Я участвовал в составлении их реестра. И что мы видим? В уникальном здании синагоги, построенном в 1911 году, до сих пор делают клизмы. Мы ведь просили – отдайте здание под межобщинный культурный центр, для представителей всех национальностей, живущих в Волгоградской области. Кирхи отдают, мечети отдают, синагогу – нет.
Да взять те же исторические здания на Волгодонской улице. Я бы хотел, чтобы дома, несущие в себе огромный потенциал базовых знаний о той эпохе, участвовали в процессе познавания, а не только служили уютной декорацией. И мы должны бережно относиться не только к самим таким объектам, но и к истории, которая предшествовала их появлению. И для их сохранения нужны отдельные строки в бюджете города или области.
Валерий Котельников:
- Я был на заседании фракции «Единая Россия» в городской думе по поводу охраны военных памятников, проходившем в середине апреля. И депутаты встали перед вопросом – а как мы это все будем делать в преддверии Дня Победы? Это, по меньшей мере, странно: к таким событиям готовятся, как минимум, за год, а не за две недели. Но это показательная иллюстрация к тому, что происходит в городе.
Ефим Шустерман:
- Что касается театра: если мы не сохраним при НЭТе малую сцену и учебный курс, то мы не сохраним и надежду творческих молодых людей на то, что у них есть перспективы роста. Если у них не будет перспектив на занятость и на нормальную начальную зарплату, они уедут и в Тулу, и в другие города. И еще один досадный штрих: за последние три года не подписано ни одного ходатайства – а их направлялось в обладминистрацию много – о присвоении достойным людям звания «Заслуженный артист РФ».
Елена Шаркова:
- Слишком много доказательств того, что на сферу культуры региональные власти не обращают никакого внимания – ни на один из ее секторов.
Валерий Котельников:
- Более того – противодействуют. На днях я ездил в Рудню с одной целью. Год назад глава Руднянского района Михаил Битюцкий направил просьбу в комитет культуры о выявлении 16 объектов исторического наследия в районе. Сейчас у нас идет работа по президентскому гранту, и я подумал, что в рамках гранта мы можем помочь Рудне выявить эти объекты вместе с экспертизой, топографией, кадастровыми работами. Ведь это дело дорогостоящее – около полумиллиона рублей, что для Рудни очень ощутимо. Мы приехали в район, глава нас тепло встретил, созвал своих специалистов, мы очень плодотворно поговорили. Осмотрели объекты, все они в приличном состоянии, только здание станции 1905 года постройки железнодорожники обложили белым кирпичом. Мы договорились, что обсудим наши дальнейшие планы, вернулись через три часа – и видим, что у Михаила Николаевича совсем другое настроение. Оказывается, он попытался согласовать все эти вопросы с областной властью. И ему КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендовали выявлять что-либо и вообще с нами работать.
Ефим Шустерман:
- Но ведь это полномочия муниципальных образований.
Валерий Котельников:
- За 2017 год государственная программа по выявлению памятников исторического и культурного наследия – два объекта. Больше нет денег. Мы предлагаем бесплатно для бюджета 16 объектов - и слышим в ответ «нет». На основании этого вопиющего случая хочу подчеркнуть: финансирование здесь роли не играет.
Елена Шаркова:
- Роль играет общее отношение властей к проблеме. Отношение, которого не существует в принципе.
Ефим Шустерман:
- Какие инструменты использует сегодня власть в сфере культуры? Губернаторские гранты, премии, поездки на гастроли. Но у нас это единицы – два-три театра, например, Волжский драматический театр, ТЮЗ, «Колобок». А есть регионы, которые попали в эти программы не единичными коллективами, а всеми своими творческими ресурсами.
Валерий Котельников:
- Не только не попадаем, еще и рискуем сломать существующее. Как можно в бывшем кинотеатре «Родина» сделать детский театр, например? Никак. И ведь сломают все внутри, не достигнув цели!
Ефим Шустерман:
- Критическая масса явно назрела. И у меня есть принципиально важная идея: давайте проведем форум культуры не в рамках власти, а в рамках нашей общественной инициативы. Давайте пригласим человек 500-600, пусть приедут люди из городов области, из районов.
Давайте вашу идею общественного экспертного сообщества разовьем и воплотим в жизнь в виде реальной общественной акции. Организуем инициативную группу, которая публично заявит о проведении гражданского культурного форума в Волгограде с участием представителей всех сфер.
Юлия Артюхович:
- Мы только «за». Нам есть что сказать.
Ефим Шустерман:
- И вторая идея: нужно провести мониторинг невыполненных обещаний власти в сфере культуры. От финансирования по бюджетам начиная с 2000 года до 2017 года, вытащить конкретные цифры и факты. Всё надо собрать, осмыслить и опубликовать, и пусть это станет достоянием общественности.
Елена Шаркова:
- Думаю, созыв такого форума станет большим событием. Ведь этот «котел» кипит так, что крышку с него скоро сорвет. И пар надо выпускать не в свисток, а в реальные действия.
Валерий Котельников:
- Форум необходим еще и потому, что сейчас полностью отсутствует диалог с властью. Полностью, абсолютно!
Ефим Шустерман:
- Сейчас в органах власти работает много людей, которые были еще совсем юными, когда мы вместе что-то делали для этой сферы. Они понимают все, что происходит, и смотрят на меня виноватыми глазами. Но они находятся в условиях, где действует принцип старшины – копать от заката до забора. Почему Гепфнер ушел? Потому что понял, что дальше в таком режиме работать просто невозможно. И я со страхом думаю о том, что вот это прекрасное поколение актеров НЭТа тоже может уйти. Хорошо, вот некоторые говорят – нам нужен Русский драматический театр. Я не возражаю. Но для этого нужно пройти долгий путь: собрать людей, сформировать репертуар. А это не менее семи-восьми лет.
Алла Забелина:
- А еще появилась какая-то странная идея сделать антрепризный театр с московскими режиссерами чуть ли не где-то в пойме.
Слушайте, как это можно? У нас репертуарный театр, и когда люди играют этот репертуар годами, только тогда они становятся мастерами. Ведь это не один день, это десятилетия! А что такое сформировать труппу и репертуар? Это величайший труд и опять же время.
Валерий Котельников:
- Прежде всего нужен идейный вдохновитель и организатор такого театра. Но кто же поедет к нам на таких условиях, когда в городе нет базы и желания развиваться?
Алла Забелина:
- Мы в театре видим немало выпускников, наших будущих коллег. Бедные дети! Многие не знают классической литературы и хотят играть полицейских в сериалах.
Ефим Шустерман:
- Это вполне объяснимо. Качественно прирастать культурный слой Волгоградской области может только при долгосрочном планировании и выращивании тех людей, которые эту культуру будут воспринимать не как сферу услуг.
Теперь о точке зрения политической: в связи с той ситуацией, которая на сегодня сложилась из-за роста дефицита бюджета, где-то наверху решили, что питательный бульон для протестной среды которая может угрожающе вырасти – а это именно сфера культуры, где сосредоточены интеллигентные, образованные, мыслящие люди. Давайте мы с ними поработаем, покажем, кто в доме хозяин – такова позиция властей.
Елена Шаркова:
- Если вернуться к вопросу охраны памятников культуры, то у нас в городе 150 объектов царицынской эпохи, и на них постоянно покушаются застройщики, власти и прочие деятели, мечтающие их оттуда выдернуть и поставить очередную уродливую коробку. Задача общества охраны памятников истории и культуры – контактировать с властями и объяснять им важность задачи сохранения этих памятников. Но, судя по всему, контакт не получается.
Валерий Котельников:
- Верное замечание. Отношения с властью очень интересные. Год назад мы обращались в областную Общественную палату с просьбой о регистрации, и нам отказали в связи с «молодостью организации». Я им указал, что у них в регламенте нет возрастного ценза. И они ответили в официальном письме за подписью Татьяны Гензе просто и лаконично – а мы ваше заявление вообще не рассматриваем. Когда я обратился к Алексею Ломову, главе комитета по госохране культурного наследия, с просьбой о встрече, чтобы скоординировать нашу работу, мне ответили: есть часы приема, записывайтесь.
В комитете по штатному расписанию 30 человек! Больше, чем у нас, только в Питере и в Москве, при этом памятников под охраной у нас 2609. В Саратове больше 5,5 тысячи таких памятников – и в аналогичной госструктуре всего 5 человек.
На днях у меня был второй разговор с Ломовым, я просил в рамках президентского гранта дать нам письмо поддержки. «Ну, если мы будем каждому блогеру письмо поддержки давать, это же неправильно», - ответил Ломов.
Елена Шаркова:
- Общественные инициативы по дурной традиции тонут в чиновничьем болоте.
Валерий Котельников:
- Еще пример. В 2016 году было поручение президента о создании общественных советов по сохранению культурного наследия исключительно из общественных же организаций. И до сих пор там нет ни одного общественника. Возглавляет совет Анатолий Мальченко – директор краеведческого музея и директор ОНПЦ, то есть подведомственной властям структуры. Он нарасхват, таких людей мало. В общественном совете нет ни одной общественной организации, в уставе которой было бы написано – сохранение культурного наследия. Сейчас они туда планируют включить еще представителей предпринимателей.
Елена Шаркова:
- Произошло то же самое, что и с экологическим советом при областной Думе, куда вместо реальных общественников вошли депутаты и чиновники.
Юлия Артюхович:
- Именно так. Это всеобщая тенденция у нас в регионе.
Ефим Шустерман:
- Управленческие решения по отношению к общественным структурам – это особая тема разговора. Я в эфире «Эха Москвы» общался с председателем совета ветеранов. Задаю вопрос - вот вы приняли решение о переименовании аэропорта. Кто это решил? Совет ветеранов, отвечает. Сколько там людей? 400 тысяч. И что, все эти 400 тысяч приняли это решение? Нет, мы втроем – и называет фамилии. И власть рапортует: мы посоветовались с ветеранами или общественниками и сделали вот это. Но на деле Общественная палата сегодня просто выполняет установки власти.
Юлия Артюхович:
- Общественников повсюду «отжимают».
Елена Шаркова:
- Чтобы у нас в городе случилось что-то позитивное, надо искать нужные коридоры в Москве.
Валерий Котельников:
- Только так. Именно этим способом удалось «заторомозить» процесс застройки Мамаева кургана. Мне в руки попали нужные документы, и я написал письмо в администрацию президента. Особо подчеркну, что эти документы были подготовлены одним из самых известных «общественников» Волгограда, получившего соответствующий подряд.
Виктория Давыдова:
- Хочу добавить, что наметилась четкая тенденция по кадровым перестановкам. Сначала убрали руководителя городского комитета культуры, потом – областного, потом – филармонии, консерватории, и сейчас, насколько мне известно, готовится такое же решение по НЭТу. «Верхушка» срублена под корень. Но ведь именно она, опираясь на сложившиеся традиции, создавала в городе культурные тренды, общепринятые нормы и правила и вообще картину мира.
Потом наши правители перешли на массовые сокращения в филармонии, капелле, симфоническом оркестре, и скоро, как говорят, перейдут к «Царицынской опере». То, что происходит отток студентов консерватории, – уже факт. Раньше у нас было на высшем образовании почти 200 человек, сейчас - 110. Люди бегут! Что же дальше? Если раньше мы поставляли выпускников повсюду, где они требовались, то вскоре нам скажут: рынок насытился, ваши специалисты не нужны. На мой взгляд, это целенаправленное уничтожение, происходящее по чьему-то плану.
Алла Забелина:
- Я очень много думала о том, почему это происходит так активно и системно. У меня были разные варианты. Теория заговора, например. Дошло даже до этого, потому что творится какой-то невообразимый хаос! Мы видим события и последствия, но мы не видим этого «врага», то есть человека, который придет и скажет: вы плохо работаете, не то делаете. Но властям даже это сказать сложно – они ведь в театр не ходят… Долгие размышления привели меня к простой мысли: тут невозможно искать логику, ее просто нет, а мы напрасно ищем логику нормального, здравомыслящего человека. Есть другая логика – например, чего-то захотела левая нога Александра Осипова, который откуда-то вдруг появился в этой сфере. В итоге мы не знаем достоверно, что это, кто это, и с какими ветряными мельницами мы боремся.
Зачем нас разрушать? Мы работаем, у нас каждый день полный зал. А нам говорят, что мы пошлые и мерзкие. Нашим актерам пишут письма, дарят цветы, их обожают и взрослые, и дети. У нас каторжный труд, никто не лежит на диване. Уже много лет я вижу только зал и подушку, подушку и зал. У нас полно студентов, мы их учим азам профессии, даем играть в спектаклях, они сами делают многие вещи на малой сцене.
И вдруг мы – плохие! Почему? Потому что такая идея пришла в голову депутату Осипову, назвавшему нас «стадом»!? Когда мы все это читали и слышали, нас просто трясло.
Это ведь невозможно! Они – депутаты, чиновники, - они слуги народа, то есть наши слуги. Они не над нами главные, они что-то там попутали.
Но именно оттуда пошли дикие волны грязных слухов. И главное – интонация. Было ясно, что на нас дали команду «фас» и пытаются разрушить театр интригами. Нам не говорили ничего определенного, все было как в тумане. И у нас появилось чувство, что надо кричать, что на нас наступают, пытаясь приставить нож к горлу. Вот почему мы заявили о своих проблемах во всеуслышание.
Елена Каменская:
- Буквально вчера юристы Нового экспериментального театра неожиданно отозвали иск из Арбитражного суда в полном объеме и просили прекратить производство по делу, оспаривающему предписание Контрольно-счетной палаты Волгоградской области о приостановке выплат по лицензионному и авторскому договорам главному режиссеру, которые он получал от проданных билетов и как авторские гонорары в качестве постановщика спектаклей. Оказалось, что поводом для ходатайства стал тот факт, что Контрольно-счетная палата вдруг отозвала оспариваемое предписание. Неужели обструкция НЭТа наконец-то отменена? Интересно, а кто-нибудь извинится за оскорбления коллектива и организацию спланированной травли?
Юлия Артюхович:
- В самое сложное для коллектива время мы поддержали коллег, хотя нас совсем мало. Мы выступили в прессе, написали письмо президенту в их поддержку. Указали, что считаем неверными такие кадровые решения, что не принимаем такого варианта развития событий, когда та же консерватория висит на волоске и рискует быть соединенной с ВолГУ - по мысли мудрого депутата Осипова.
Но консерваторию с соответствующим зданием, акустикой, педагогами, традициями невозможно объединить с университетом. Сейчас я пишу роман, который называется «Институт сельскохозяйственных искусств». Речь в нем идет о чиновничьей комиссии, которая всех соединяла и оптимизировала, потому что денег нет. Куда они делись – непонятно, но их нет. Не знаю, кто напечатает этот роман, но пишу.
Вариант борьбы с этими невероятными решениями нами рассматривался давно. Первыми оптимизировали библиотеки, и мы как члены Союза писателей вместе с Елизаветой Иванниковой написали письмо Владимиру Путину. Он стал нашим постоянным адресатом с тех пор. Коллеги по Союзу нам не раз говорили – что же вы делаете, ведь и к нам завтра придут, нас уже и так из помещения выгоняют и не финансируют. Вот какой страх у людей…
Я грозненка, ветеран двух чеченских войн. Мне бояться нечего.
Теперь о консерватории. Ведь как снимали Викторию Давыдову? Она пошла писать заявление об отпуске, а пришлось уволиться. Мы создали петицию, и все студенты ее подписали, митинговали даже. И по традиции снова написали Путину. Почему же именно сфера культуры идет под нож? Потому что там самые беззащитные и интеллигентные люди. Мы не умеем бороться. У нас борьба как-то не совмещается с внутренним миром. Нам же нужно ощущать в себе величие духа, вдохновение, а мы вынуждены тратить силы на эту мерзость.
Алла Забелина:
- Об актерском цехе могу сказать то же самое. Тут бы на спектакль настроиться, а приходится думать, что еще «хорошего» скажут о театре господа депутаты.
Юлия Артюхович:
- Непрофессионализм людей, которые принимают эти решения, очевиден. Они не знают и не хотят знать, что же из себя представляют те или иные учебные заведения или учреждения культуры. Зачем им знать и думать, если они имеют право принимать решения? Они могут себе позволить сломать, скрутить, кого угодно из этой «интеллигентской» сферы. И пользуются этим правом вовсю.
Алла Забелина:
- Они не могут даже в полной мере оценить уникальность собственных творческих деятелей – например, Отара Джангишерашвили. В других городах таких людей на руках носят и пылинки с них сдувают, у нас – целенаправленно травят и уничтожают. Они не ценят того, что мы приносим городу славу. Меня больше всего потрясло именно то, что с нами борется не кто-нибудь, а наш же родной комитет по культуре! И я не могу понять, почему депутату Осипову не могут дать укорот?
Юлия Артюхович:
- Предполагаю, что это человек с амбициозными планами, который идет к своей цели семимильными шагами, попирая все на своем пути. Он, кстати, теперь и член совета по экологии. А цель есть у каждого в его маленьком мирке: дотянуться, схватить и удержаться. Таких людей с локальными целями много, и они создают достаточно крепкое единство.
Что же лежит в основе происходящей сегодня травли нашей культуры? Финансовая подоплека: денег нет, но вы держитесь. Эта установка на нашем региональном уровне прекрасно интерпретируется: раз денег нет, их можно взять у маленьких людей – они же не могут сопротивляться. У больших-то попробуй возьми! Это раз.
Второе. Что касается зданий, ведь никто не оптимизирует здания где-нибудь на окраине. Все вертится в самом центре, прямо заколдованный круг! Союз писателей, НЭТ, консерватория, колледж на площади Ленина. Куда-то все это девается, и очень удобно это делать, потому что люди психологически уже подавлены – особенно из мира искусства и культуры, ведь они очень ранимы, на них легко воздействовать.
Что же с этим делать? Реализовывать гениальную идею Ефима Михайловича Шустермана относительно гражданского форума. Сегодня в условиях тотального наступления властей на культуру - это единственная возможность выразить свою позицию.
Хотя, думаю, собрать людей будет трудно - ведь многие не имеют желания вмешиваться в это хлопотное дело. Раньше мы были связаны с государством тысячами нитей и знали, что оно есть. А сейчас государство о нас не думает, мы сами по себе, а власти сами по себе. Поэтому свободное общение на таком форуме необходимо для обмена идеями, анализа, оценок ситуации.
Алла Забелина:
- К общественному гражданскому форуму надо готовить сформированные творческие предложения, чтобы там было еще что-то, кроме «войны». Ведь ситуация меняется очень быстро, и мы не знаем, что будет завтра. Но объединиться, посмотреть друг другу в глаза, обсудить общие проблемы надо обязательно.
Комментарии
Издалека уже
Ass
Старый доктор
Потому, что она сегодня не нужна власти.
Власть в силу своего мировоззрения, воспитания неспособна понять истинное значение культуры, ее роль в жизни общества.
Солдат на "Лебединое озеро" не ходит. Оно ему ни к чему. Он и в бане помыться может.
Для них культура пустой бюджетополучатель, да еще формирующий вокруг себя свободных, независимых людей, и которые могут представлять угрозу самой власти. Думающему человеку очень трудно объяснить многие решения исходящие от нее самой.
Регион находиться в серьезном экономическом кризисе. Растет дебеторская задолженность . Регион в геометрической прогрессии увеличивает свои долги перед коммерческими банками , а это уже ок. 60 млрд. руб. Долг региона вплотную приближается к ее годовому бюджету в 86 млрд руб. и тогда область можно смело назвать банкротом. В законе о бюджете волгоградской области на 18 и 19 годы планируется дальнейший рост кредитов. В планы опережающего развития вериться с трудом.
Если бы не периодическая помощь федералов банкротство давно уже бы случилось. На фоне этого острейшего дефицита область должна где то найти еще дополнительно 10 млрд р. на строительство объектов ЧМ 18.
Где взять эти средства? Конечно, у самых молчаливых, покорных и законопослушных - у работников культуры. С ними расправится проще всего. Попробуй забери сверх доходы у нефтяников, газовиков, энергетиков... Бесполезно. Как власть может отобрать сама у себя? Это невозможно! Ну не отказываться же от лифта и новых кожаных кресел!
У культура вот она рядом. Мальчики со скрипочкой. Ботаники в ромашках. Здравствуйте - спасибо - досвидания - пожалуйста. Грабь, не хочу! Очкариков еще в школе били. У некоторых управленцев сознание на этом уровне развития так и остановилось.
Актуальным, как никогда, звучит предложение Ефима Шустермана о создании гражданского форума по вопросам культуры. Иначе культуре не выжить. Задушат по одному.
Старый доктор
Представляю, что было бы , если на несанкционированный митинг собрались музыканты, артисты, художники... Тут как то молодежь собиралась недавно...
Galinа
Aga
Зритель
Котяра
Лёлик
Я ещё и повторю: в НЭТе воровали! нифига себе, такие зряплаты себе выписывали...
как они там, кстати?
Лёлик
ШАМАН
а хде была култура када разгоняли врачей и учителей ,надо собраться в единую метлу,и всех вымести
ШАМАН
сколько те плотют культуристы зритель спящий
Гниль нации
Эт точно. А когда придёт новая команда в России.
куррвиметр
Старый доктор
Я нигде не видел никаких официальных негативных заключений о творческой стороне работы театра. А потому разговоры о том, что театр плохо работает считаю неправомерными. Аншлаги почти на каждый спектакль в выходные и будни доказательство того, что театр нашел своего зрителя, чувствуют настроение общества. Безусловно, это доказательство мастерства его главного режиссера О.Д. и таланта артистов театра.
Конечно, есть разные мнения на этот счет, но настоящее искусство иным и не бывает. Искусство заканчивается там, когда заканчивается палитра мнений и нет зрителя, слушателя. Театр имеет большой творческий потенциал. Сам являюсь поклонником НЭТа.
Как всегда выяснилось, что деньги не только созидатель, но и разрушитель когда дело касается их дележа "по справедливости".
Понятие благодарности "в пределах разумного", думаю в нашем случае потеряло свои границы. В театре потеряли точку отсчета, ориентиры понятия много это или мало - заработная плата главрежа более миллиона рублей в месяц, зарплата ведущих артистов до 150 т. р
Сравним.
Средняя зарплата в других театрах около 18 т.р.
Зарплата губернатора около 300.т.р. , Премьера Медведева Д.А - 513 т.р , Путина В.В - 715 т.р. Все выше перечисленные просто дети на фоне миллионных зарплат О.Д.
Замечу, все служащие получают зарплату из бюджета, из наших налогов и должная иерархия и разумность здесь, безусловно, должна быть.
Принцип бюджетного одеяла здесь ярок как никогда. Чем больше средств пошло на содержания НЭТа, тем меньше достается другим не менее уважаемым учреждениям культуры - " Конкордии", филармонии, симфоническому оркестру, иным менее ярким, но не менее нужным коллективам.
Зарплаты режут нещадным образом во всех бюджетных сферах региона - в медицине, образовании, спорте. Почему НЭТ должен быть исключением?
В любой поликлинике тоже каждый день полный аншлаг, но я не слышал , чтобы в поликлинике были такие же зарплаты как в НЭТе. Хотя форма собственности там одинакова. Работу там выполняют, как минимум, не менее важную. Все они так называемые бюджетные учреждения ( есть еще два других вида финансирования гос. учреждений )
Идя по жизни даже в лучах славы надо доставать землю ногами. Иначе можно упасть.
Старый доктор
Никто из серьезных политологов не предвещает это. Прошедшие в выходные выборы подтвердили устойчивость системы. Выбранную тактику проведения выборов.
Старый доктор
Aga
Цитата: Нет. Пир во время чумы.
serg
Гниль нации
Лиза Питёркина. Атличница
Лелик! Ты не поверишь - в НЭТе не воровали! КСП отозвала свои претензии. Все пошло в зад, а не в перед. Переиграли депутатики с НЭТом. Зарплаты там были высокие, но не ворованные. Ну, не как у депутатов конечно. У этих зарплаты заоблачные. За безделье и болтовню только в России столько платят. А законы им в правовом управлении пишут. Они за эти законы только голосуют.
Лиза Питёркина. Атличница
Лиза Питёркина. Атличница
Что же касается зарплат актеров НЭТа, тут есть одна маленькая деталь: к примеру, Конкордия сама заработать не может - это камерный ансамбль, рассчитанный на небольшую аудиторию, а НЭТ может. И зарабатывает. Поэтому у актеров и были надбавки. Порадоваться бы за них, ан нет - надо отнять. Только не факт, что поделить. Читайте коммент доктора № 3.
ШАМАН
пущай пашут как вот этот добрый человек
Лиза Питёркина. Атличница
ШАМАН
если власть поддерживает ,там все укрощенные пополизы
Гражданин для Аллы Забелиной
Гниль нации
Конечно правда.