Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Мэр Волгограда Ирина Гусева проигнорировала публичные слушания по стратегической программе развития города

А между тем, выступления участников выявили множество нерешённых проблем
330 2lWWTd5 WЭто может показаться удивительным и даже неправдоподобным, но нынешние публичные слушания в администрации Волгограда по обсуждению Прогноза социально-экономического развития города на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов прошли в отсутствие... мэра Ирины Гусевой.
И это при том, что новый руководитель города была осведомлена о социально-важном событии и даже получила письменное приглашение.

Однако Ирина Михайловна не только проигнорировала столь важное собрание, но даже не представила никакого письменного отзыва на этот важный документ. И теперь остаётся гадать, как госпожа Гусева намерена строить свою работу в миллионном мегаполисе, не пожелав принять участие в обсуждении долгосрочной стратегической программы развития города?
Ну, а теперь, собственно, к делу.

Параметры Прогноза разработаны на основе одобренных правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития, Бюджетного послания президента, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Стратегическим планом устойчивого развития Волгограда до 2025 года. Если верить преамбуле документа, в нём принят во внимание и анализ складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики и на предприятиях Волгограда в 2011–2012 годах, а также итогов развития в январе–июне 2013 года.

Первый заместитель главы администрации города Алексей Кореньков остановился не только на приоритетных направлениях развития Волгограда, но и озвучил проблемы, связанные с их реализацией. Стратегической целью социально-экономического развития Волгограда должна явиться реализация мер по повышению качества жизни горожан. Это и развитие дошкольного образования, обеспечение населения местами в детских дошкольных учреждениях. И совершенствование транспортной инфраструктуры, оптимизация городских транспортных потоков. И активизация деятельности в сфере коммунального и городского хозяйства. И благоустройство...
Алексей Кореньков остановился на разработке механизмов по привлечению инвестиций в экономику Волгограда, в том числе на использовании муниципально-частного партнерства в качестве инструмента для увеличения инвестиционных потоков на территории города. За счёт бюджетных средств, считает он, не должны осуществляться расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Развитие института муниципально-частного партнёрства позволит оптимизировать и сэкономить бюджетные средства, повысить эффективность использования муниципального имущества и выступить альтернативой методу бюджетного финансирования в объекты общественной инфраструктуры.
О своём видении развития города рассказала на публичных слушаниях депутат Волгоградской городской Думы, председатель городского отделения Всероссийского совета по местному самоуправлению Ирина Соловьёва:
- Мы собрались для обсуждения очень важного документа. Прогноз социально-экономического развития Волгограда лежит в основе составления муниципального бюджета. Но не менее значимо, что этот документ отражает представления руководства города о жизни Волгограда в ближайшие три года, о тех задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, о способах, которыми она предполагает их решать. И тем более обидно, что качество подготовки Прогноза оказалось очень низким.
Ирина Соловьева сообщила, что у неё есть много замечаний и в своём выступлении остановилась на более существенных. Оказалось, что представленный к обсуждению документ не соответствует требованиям к содержанию Прогноза, определённых Положением о бюджетном процессе в Волгограде. По мнению депутата, представленный текст не соответствует данному правовому акту. Согласно положению, в Прогноз необходимо включить сводный финансовый баланс Волгограда. В тексте, размещённом на официальном городском интернет-портале, он не только отсутствует, но даже не упоминается.
Последний абзац п.3 ст. 19 Положения о бюджетном процессе указывает на необходимость сопоставления параметров прогноза с ранее утвержденными, а также описания причин и факторов прогнозируемых изменений. Это требование муниципального правового акта составители также проигнорировали. Например, согласно аналогичному Прогнозу, утвержденному в прошлом году, площадь муниципального жилья, которая должна была быть введена в эксплуатацию в 2014 г. составляла 10 тыс. кв. метров. В текущем Прогнозе этот показатель указан в размере 4,35 тыс. кв. метров. Снижение планируемого строительства за счёт муниципальных средств более чем в 2 раза авторы обсуждаемого сегодня Прогноза никак не объясняют. С 2013 по 2015 годы, согласно прошлогоднему Прогнозу, планировалось улучшать жилищные условия не менее 600 семей волгоградцев ежегодно.
В нынешнем Прогнозе в среднем лишь 200 семей, включая текущий год, смогут получить новое жильё, - отметила Ирина Соловьёва. - Составители от комментария таких существенных корректировок стыдливо уклонились.
Число субъектов малого предпринимательства в расчёте на 10 тысяч жителей также подверглось значительному сокращению. Например, на 2014 год показатель пересмотрен с 460 до 420 единиц. При этом составители по-прежнему надеются на положительную динамику предпринимательской активности в городе. Ни причин, ни факторов этих изменений, как того требует городское Положение о бюджетном процессе, авторы документа не указали.
- В преамбуле Прогноза авторы утверждают, что он разработан на основе Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года, принятого Волгоградской городской Думой. Вынуждена сообщить всем присутствующим, что это не так. Владимир Путин в Бюджетном послании на 2013 год специально отметил недопустимость расхождений показателей прогнозов социально-экономического развития на три года и на долгосрочный период, - считает Ирина Соловьёва. - Авторы нашего Прогноза упомянули Бюджетное послание президента России как один из документов, лежащих в основе их Прогноза, но допустили именно ту ошибку, на которую указал глава государства. Например, в плане была поставлена цель - обеспечить приток в город туристов в количестве 1,3 миллиона человек к 2015 году. В Прогнозе ожидается приезд лишь 400 тысяч туристов. Это даже меньше, чем число посетивших Волгоград в 2006 году. Тогда количество гостей составило 430 тысяч человек. Кроме строительства гостиниц, которое уже ведётся частными инвесторами, я не обнаружила никаких других мероприятий, за счёт которых нынешнее руководство города собирается исправлять положение дел в этой сфере.
Все мы с вами знаем, насколько остро стоит жилищный вопрос для волгоградцев. По результатам социологических опросов обеспечение жильём регулярно входит в тройку наиболее актуальных проблем для большинства жителей нашего города. Стратегическим планом предполагалось увеличение средней обеспеченности населения с 20 кв. метров на человека до 25 кв. метров к 2015 году. Обсуждаемый Прогноз не дает оснований для оптимизма, так как к 2015 году этот показатель составит лишь 22,5 кв. метров. В Стратегическом плане в 2015 году должно быть построено 2,5 млн. кв. метров нового жилья, однако авторы Прогноза ожидают не более 500 тыс. кв. метров. Это равно площади жилья, введённого в эксплуатацию в 2010 году.
Согласно тексту Прогноза, руководство города, по мнению депутата, фактически самоустраняется от решения этой проблемы, переложив её на областные власти.
Не выполнены и многие другие задачи, которые были поставлены Путиным в Бюджетном послании — уверена Ирина Соловьёва. В частности, президент подробно остановился на переходе к формированию задания на оказание муниципальных услуг на основе их единого перечня и единых нормативов финансового обеспечения. В Послании определены три условия достижения этой цели. Однако Прогноз развития Волгограда до 2016 года не содержит указания на формирование ни одного из этих условий в нашем городе. Не нашло отражение и очень важное предложение президента о расширении практики финансирования муниципальных услуг путём предоставления потребителям специальных сертификатов.
Президент говорил также о значительном потенциале использования частно-государственного партнерства для решения государственных задач. В обсуждаемом нами документе упоминается об экономической целесообразности привлечения частного капитала в коммунальную инфраструктуру, но тут же содержится отговорка, что для этого в России пока не созданы условия, - подчеркнула Ирина Соловьёва. - 26 процентов всех реализуемых проектов государственно-частного партнерства в Центральном федеральном округе и 32 процента в Сибирском округе осуществляется в сфере ЖКХ. В одиннадцати субъектах Федерации, включая соседнюю Ростовскую область, эти условия уже позволили привлечь по минимальной оценке 15 миллиардов частных средств в модернизацию инфраструктуры, а в Волгограде почему-то условия не позволяют. Я считаю, что тем самым волгоградские власти просто маскируют своё нежелание решать проблему ветшающих и неэффективных мощностей по производству коммунальных благ. Судя по Прогнозу, власти вообще не собираются ничего менять в жилищно-коммунальной сфере города в ближайшие три года.
Большим недостатком документа, продолжила Ирина Соловьёва, является отсутствие прогноза изменения стоимости тарифов на ключевые для каждого горожанина услуги: плату за воду, тепло, обслуживание жилищного фонда, проезд в муниципальном транспорте. Предприниматели не увидят планируемой динамики арендной ставки на муниципальные помещения, земельные участки. Конечно, эти вопросы относятся к компетенции городской думы или региональных органов власти, а не администрации города, но предложения по ним формируются именно исполнительной властью Волгограда, которая, видимо, решила не делиться своими соображениями с горожанами.
- Из Прогноза я с удивлением узнала, что у нас почти 90 процентов детей уже устроены в детские сады. Это явно не соответствует той информации, которую я получаю на встречах с волгоградцами. Оказывается, чиновники получили эту замечательную цифру для возрастной группы от 3 до 7 лет. Тогда как если посчитать для детей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно, то по итогам прошлого года только 62 процента из них ходили в детские сады. Если администрация города не собирается в ближайшие годы предоставлять места детям от 1 до 3 лет, то об этом нужно четко заявить, в том числе и в этом документе. Среди приоритетных направлений развития Волгограда, в первом же абзаце указывается на «необходимость создания частных дошкольных учреждений, малокомплектных и надомных детских садов». Это действительно может смягчить остроту проблемы. Однако никаких конкретных мер стимулирования и поддержки развития негосударственного дошкольного образования в трёхлетнем прогнозе нет. А ведь для Центрального и Ворошиловского районов это, по сути, единственный путь увеличения количества мест в детских садах, поскольку свободных участков для строительства новых дошкольных учреждений здесь нет, - сказала Ирина Соловьёва. - При таком подходе не удивительно, что Волгоград не сможет выполнить показатели повышения эффективности услуг в сфере дошкольного образования, установленные распоряжением правительства РФ № 2620 от 30 декабря 2012 года. Авторы Прогноза ожидают роста удельного веса детей в негосударственных детских садах с 1,5 до 2 процентов, тогда как распоряжение правительства ориентирует нас на достижение 8 процентов к 2016 году. Мое предложение в этой части заключается в выделении субсидии на каждого воспитанника частного садика в размере, равном затратам городского бюджета на содержание ребёнка в муниципальном дошкольном учреждении. Это заинтересует предпринимателей и позволит снизить стоимость услуг для родителей, - считает Ирина Соловьёва.
Но конечно, это не означает отказ от строительства новых детских садов, особенно в районах новой активной застройки. Однако делать это исключительно за счёт бюджетных средств не всегда целесообразно. Вероятно, сотрудники администрации не знакомы с опытом других российских городов, где строительство новых садов ведётся на основе муниципально-частного партнёрства - в форме заключения контракта полного жизненного цикла. При такой форме сотрудничества бюджет частями оплачивает коммерческому партнеру стоимость нового здания и затраты на его эксплуатацию на протяжении длительного промежутка времени. Это существенно снижает нагрузку на бюджет города, а высвободившиеся средства можно направить на ремонт действующих садов. По состоянию на начало нынешнего года в нём нуждалась почти четверть дошкольных учреждений.
При составлении Прогноза, очевидно, должны приниматься во внимание не только текущие проблемы, но и те, которые могут возникнуть в будущем. В своё время рост рождаемости оказался неожиданным для власти и спровоцировал дефицит мест в детских садах. Не возникнет ли в ближайшее время такая же проблема со школами? Пока ситуация здесь не критическая, но муниципальные власти должны уже сейчас просчитать количество будущих учеников и соотнести их с возможностями образовательных учреждений. Причем делать это не в масштабах города, а в разрезе каждого микрорайона. Если риски здесь отсутствуют, то этот вывод должен быть отражен в Прогнозе, чтобы каждая семья была уверена в возможности получения общеобразовательных услуг.
- Но я предполагаю, - сказала в этой связи депутат, - что в некоторых районах выявится нехватка мест в школах. Тогда в Прогноз должны быть заложены превентивные меры для расшивки подобных «узких» мест, чтобы решить проблему ещё до её возникновения.
Остановилась Ирина Соловьёва и на состоянии дорог в Волгограде:
- К сожалению, объём дорожных работ нынешнее руководство планирует в ближайшие три года оставить на прежнем уровне - около одного миллиона квадратных метров. По сути, это приговор для транспорта города, особенно в период подготовки к Чемпионату мира.
В документе также запланирована прокладка канализационного коллектора по ул. им. снайпера Чехова. Однако в отчёте за 2012 год администрация указала на завершение строительства коллектора и вводе его в эксплуатацию. В 2012 году планировалось завершить реконструкцию водопроводной насосной станции «Самарская» в Дзержинском районе. Теперь ввод в эксплуатацию этого объекта перенесён на 2013 год. И это не единственный пример, когда, распыляя скудные бюджетные средства на большое число проектов, город оказывается не в состоянии их завершить вовремя.
- На мой взгляд, лучше сосредоточиться на небольшом числе приоритетов и начинать новые проекты после завершения предыдущих, - сказала Ирина Соловьёва. - Абсолютно невнятной остаётся политика по поддержке инвестиционной деятельности на территории города и стимулированию экономики в целом. Малому и среднему бизнесу обещают (я цитирую) «систематическое совершенствование нормативно-правовой базы» (конец цитаты). Но уже в следующем абзаце можно прочитать, что «налоговая политика направлена на минимизацию объема предоставляемых льгот».
Согласно приложению № 1, авторы прогнозируют существенный рост финансирования из бюджета Волгограда на природоохранные мероприятия. Ожидается по итогам года увеличение муниципальных затрат на улучшение экологической ситуации в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом. За два года ассигнования должны вырасти на 28 и 10 процентов соответственно. В 2016 году планируется тратить на цели охраны окружающей среды в 3,4 раза больше, чем в 2012 году. Но, судя по данным этой же таблицы, никаких изменений в объёме сброса загрязнённых сточных вод, объёме вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, ни в 2013 году, ни в последующие три года не ожидается. Возникает закономерный вопрос эффективности такого использования бюджетных средств. Авторы Прогноза упоминают о необходимости строительства мусороперерабатывающего завода в Волгограде, но далее в тексте документа не содержится перечня каких-либо действий в этом направлении на протяжении последующих трёх лет. А ведь многие городские полигоны для хранения мусора уже переполнены, а часть из них закрыта.
Перечислив ещё ряд существенных недоработок Прогноза, Ирина Соловьёва высказала своё мнение, что в представленном виде этот документ принимать нельзя.

- Мы не имеем на это права. Ни юридического, ни морального. Жители города нас просто не поймут. В этой связи предлагаю Прогноз не утверждать и отправить его на переработку, - заключила депутат.

Выступление заместителя председателя городского КСП Александра Бондаренко было выдержано в том же ключе, что и доклад Ирины Соловьёвой. Он также акцентировал внимание собравшихся на то, что в Прогнозе не обозначено, как и в каком объёме будет финансироваться та или иная муниципальная программа, не сказано, как будет решаться проблема огромного муниципального долга, который тяжким бременем висит на городском бюджете. Нет раздела по городскому хозяйству - одному из основополагающих направлений в городском хозяйстве, и других важнейших составляющих.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"