Реальные зарплаты учителей в России существенно ниже тех, о которых сообщает Росстат, - передает ИА «Город героев» со ссылкой на пресс-службу ОНФ.
При этом поручение президента РФ о доведении зарплаты учителей до средней по региону выполняется зачастую лишь «на бумаге».
Такие выводы сделаны на основе мониторинга всех регионов России, проведенного экспертами ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования».
Комментируя данные статистики, многие учителя говорили о том, что они сильно завышены, а те, чья зарплата более-менее дотягивала до официальной, отмечали, что это достигается за счет колоссальной нагрузки.
«В общей сложности, мы пообщались почти с пятью тысячами учителей, - сообщила ИА «Город героев» заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. - Мониторинг показал, что уровень зарплаты школьных педагогов в разных регионах может отличаться в несколько раз. Официальные статистические данные по некоторым регионам значительно отличаются от тех данных, которые приводят учителя. В некоторых случаях нагрузка на преподавателей доходит до 52-54 часов за совмещение нескольких предметов. При этом на многих ложится еще и административная работа – более 30 процентов респондентов отметили, что совмещают педагогическую деятельность, например, с работой завуча, методиста или библиотекаря.
Сами учителя не всегда разбираются в том, из чего и как формируется их зарплата — 21,6 процента респондентов ответили, что не знают, по какой модели осуществляется оплата их труда. 8 процентов сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации.
Эксперты считают, что единая отраслевая система оплаты труда позволит нормировать учительский труд, определить верхний предел часовой нагрузки, а также установить порядок начисления стимулирующих выплат.
«При существующей сегодня системе оплаты труда учителя гарантированно получают только базовую часть. К ней добавляются стимулирующие выплаты за классное руководство, внеурочную деятельность, проверку тетрадей. Они могут распределяться директором школы, учебно-методической комиссией, профсоюзом и другими органами по своему усмотрению. Объем стимулирующих надбавок нередко снижается без объяснения причин, некоторые учителя сообщают, что стимулирующие выплаты им вообще не начисляются (9%). Величина оклада же многих учителей составляет около трети от той суммы, что они получают в среднем. Например, преподаватель из Республики Алтай с нагрузкой 36 часов в неделю имеет оклад 3 145 рубля, а в среднем получает 14 тысяч в месяц за счет доплат за совмещение, стимулирующие выплаты, классное руководство, неаудиторную занятость и т.д.», — отметила Любовь Духанина.
Эксперты ОНФ отмечают, что уровень зарплаты педагога зависит не только от нагрузки, но и от величины норматива подушевого финансирования образовательных программ. В ряде регионов эти нормативы снижаются, что прямо влияет на зарплату.
Наряду со снижением уровня зарплат участились факты их задержки — об этом сообщили 10 процентов опрошенных.
«Настораживает манипулирование статистикой, когда нужный показатель роста зарплаты достигается сомнительными способами вроде включения в него платных услуг педагога или компенсаций учителям. Такие «инициативы» на местах прямо противоречат поручению президента Владимира Путина. Ну, а с невыплатами и задержками зарплаты должна немедленно разбираться прокуратура», — считает Любовь Духанина.
Комментарии
Старый доктор
ШАМАН