Такого в Волгограде ещё не было. Пресс-конференция, организованная в Новом экспериментальном театре, проходила прямо на сцене.
С одной стороны – артисты, с другой – журналисты. За действом наблюдали зрители в зале, которые не скупились на аплодисменты.
- Почему мы решили провести пресс-конференцию на сцене? Потому что она намолена талантами, окроплена слезами и «кровью» многих поколений актёров, - пояснил основатель, главный режиссёр, художественный руководитель НЭТа народный артист России Отар Джангишерашвили.
Он начал с достижений сезона, объявив главным событием года рождение молодых режиссёров:
- В театре появилось новое поколение, которому можно спокойно передать бразды правления. Первые постановки молодых мастеров вызвали восторженный приём у зрителей.
И хотя худрук долго говорил об успехах и планах театра, в зале ждали совсем другого разговора. То, что происходит ныне с НЭТом, да и в целом с культурой региона, не может не беспокоить неравнодушных волгоградцев, всех адекватных и неангажированных людей, пребывающих в изумлении и ожидании: к чему же в итоге приведут нынешние оголтелые разборки с целыми творческими коллективами, больше похожими на сведение личных счётов? Но обо всём по порядку.
О репертуаре и новых постановках
В НЭТе 35 процентов репертуара составляет русская классика, но, по мнению Джангишерашвили, театр не может не прислушиваться к публике, к тому, чего она хочет.
- Жизнь сегодня тяжёлая, не только в России – во всём мире. Поэтому люди хотят прийти в театр и получить вдохновение, определённую надежду на будущее. То есть получить те оптимистические эмоции, которые облегчат им жизнь. И мы всеми силами пытаемся породить эту надежду, - подчеркнул главный режиссёр. - Скоро в репертуаре НЭТа появится спектакль «Три сестры» Чехова. Это пьеса о поиске, о том, что мучает человечество тысячелетиями. Появится уникальная пьеса Арбузова «Город на заре» о молодом поколении.
Я родился в Советском Союзе, и мне всегда было обидно, что мы вместе с водой выплеснули и ребёнка. То, что было для меня ценно: романтинка, вера в дружбу, фантастический патриотизм, любовь к свой земле – всё это содержится в драматургии Арбузова. Уверен, это будет замечательный подарок городу.
Несколько лет пытается Джангишерашвили «соблазнить» спонсоров и друзей театра для помощи в постановке «Фаворита» по роману Пикуля. Это гениальное актуальнейшее произведение о том, с каким трудом Россия завоёвывала Крым, какие гигантские жертвы приходилось приносить, чтобы отстоять этот российский полуостров.
К сожалению, постановка требует немалых финансовых вложений, в том числе, в десятки исторических костюмов: Екатерины, Потёмкина, графа Орлова, королей и советников всех стран, много кого ещё...
А откроется новый сезон в НЭТе Алексеем Толстым: это будет романтический спектакль про любовь и грех предательства, про то, что очищение любовью спасёт человека.
У театра, как всегда, - амбициозные планы. Дух экспериментаторов обязывает труппу создавать такие спектакли, которые порадуют публику новизной.
- Наши поклонники ждут от нас чудес. Мы попытаемся не разочаровывать, - отметил Джангишерашвили.
Сталинградская скрипка как символ победы
Накануне празднования великой Победы в Сталинградской битве эта тема станет главной для театра.
- Не многие помнят, что первый международный театральный фестиваль состоялся в Волгограде, - продолжил Отар Иванович. - Мы приглашали 18 коллективов из восемнадцати стран. А накануне 75-летия победы в Сталинградской битве предлагаем художественный проект под названием «Сталинградская скрипка». Почему появилось такое название? Я изучал исторические материалы и обратил внимание на фотографию, где на сталинградских руинах стоит маленькая девочка со скрипкой в руках. Как выяснилось, эта девочка после победы ходила по городу и играла, участвовала в концертах для бойцов.
Потом я прочитал другую новеллу – о немецком солдате, который попал в плен. Оказалось, что он был скрипачом, наполняя своей игрой редкие минуты между боями для наших солдат. В мирное время он стал академиком и всегда благодарил советских солдат за то, что они ему спасли жизнь.
Пусть этот проект станет продолжением идеи того первого международного театрального фестиваля, замечательной возможностью собрать представителей всех республик бывшего СССР, пригласить их выдающихся артистов, чтобы они приехали и приняли участие в торжествах, устроили выставки художников, совместную выставку фотоматериалов, - поделился планами главный режиссёр. – Надо организовать такой мини-фестиваль, где мы могли бы объединиться, воспеть память погибших в войну представителей всех союзных республик. Человек так устроен: если часто не напоминать, он забывает. Поэтому надо реставрировать эту память и делать всё для сближения наших народов, максимально способствовать этому движению.
Джангишерашвили обратился в областной комитет культуры с письмом, чтобы там поддержали этот проект. Ответ пока не получен.
Театр закрывают, худрука увольняют?
Беседу о насыщенной творческой жизни НЭТа прервал один из журналистов:
- Я шёл сюда с таким настроением, что здесь происходит невообразимое. Вас правда закрывают, а художественного руководителя уже чуть ли не уволили? А ещё говорят, что вместо НЭТа будет возвращён театр имени Горького...
- К сожалению, с того света никто не возвращается – при всём желании и хотении, - парировал худрук. - То, что вы говорите, имеет место: слухи, сплетни и прочее. Всё это благодаря статьям, которые периодически появляются на отдельных ресурсах. Только что утром мне положили на стол публикацию с сайта «Высота 102», где расписано якобы заключение КСП. Во-первых, этого документа мы ещё не видели, заседание по итогам будет только 10 июля. Во-вторых, этот материал – абсолютно конфиденциальный и не может быть у прессы на руках, поскольку официально он ещё нигде не опубликован, не обсуждался и протокол разногласий по нему не рассматривался. В-третьих, в статье написана чистая галиматья, и написана,видимо, для того, чтобы потрепать нервы, завести людей – на баррикады, на скандалы. Это провокация.
Не надо удивляться молодым актёрам, что они эмоциональны, что они могут повестись на эти провокации и угрозы. Я хочу их успокоить. Неужели вы думаете, что у нас губернатор - Андрей Иванович Бочаров – не понимает ценности театра? Неужели вы думаете, что он не понимает, кто возглавляет НЭТ? Я же не назначенный режиссёр, а человек, которого пригласили в 1988 году. Тогда город показал, как он нуждается в театре. Я запросил многое. В том числе и квартиры для актёров, и серьёзные вложения.
Чтобы убедиться в серьёзности намерений тогдашних руководителей, потребовал... персональную «Чайку». Можете себе представить – в 88-м году! В то время в Волгограде было всего два таких «членовоза». Чтобы проверить прочность намерений тогдашнего руководителя области – первого секретаря обкома Владимира Калашникова, - я делал это намеренно. Владимир Ильич чуть с табуретки не упал, закатил глаза, когда услышал мои просьбы, но произнёс: «Давайте дадим ему «Чайку». И на второй день моего приезда в Волгоград к парадному подъезду подъехала «Чайка», на которой я, пока ремонтировал НЭТ, раскатывал по городу. Потом пересел на чёрную «Волгу».
Кто будет убивать курицу, несущую золотые яйца?
- Неужели вы думаете, что Андрей Иванович Бочаров не знает, что до моего 75-летнего юбилея остался один год? Я даже уверен, что он представит меня к ордену. Через год будет юбилей и у театра – 30 лет!
Говорят, я критиковал губернатора, поэтому он мне за это мстит. Вы зря так думаете! Герой России, полковник... Я сказал ему в лицо, что думаю, он мне сказал. Пободались мужики. Неужели кто-то думает, что мне за это будут мелко мстить? Я в это не верю!
Мало того, нисколько не обиделся, что к нам пришла КСП. Ко всем придут. Каждому – своё время. Но вот муссируют сплетни – губернатор засылает проверку, чтобы потом наказать, арестовать... Но это бред! Кстати, в отличие от некоторых товарищей ревизоры КСП ничего такого не нашли – для того, чтобы уволить меня и уж тем более арестовать. Есть замечания, которые мы с удовольствием исправим. По некоторым поспорим. Обычный рабочий процесс.
Поэтому мне кажется, что администрация области заинтересована сохранить театр. Ну кто будет убивать курицу, несущую золотые яйца?
Думаете, убьют курицу, а яйца будут сами появляться? Так не бывает. Мы же ещё и имиджевые золотые яйца несём. Мы прославляем Волгоград, получаем всероссийские награды.
Не так давно патриарх Всея Руси Кирилл вручил нам «Серебряный витязь» на Международном театральном фестивале. Международное жюри удостоило НЭТ этой выдающейся награды за спектакль «Цареубийцы» - историческую драму, поставленную по трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Высокое жюри поразили масштаб и самобытность художественного замысла спектакля, яркость и оригинальность режиссуры, чистота его этического строя и блестящий актёрский ансамбль. И это оценка деятельности НЭТа мастерами театрального дела, а не случайными людьми, возомнившими себя в регионе вершителями чужих судеб.
«Есть подстрекатели, которые, наверное, советуют губернатору»
- И какому дураку придёт в голову душить такой театр? – недоумевает Джангишерашвили. - В мудрости руководства региона я никогда не сомневался и не сомневаюсь. Поэтому надо понимать: то, что делается по реформе, это обязаны пройти мы все. Оптимизация? И её пережили.
Говорят, что губернатор не любит грузин. И в это не верю. Я не просто грузин – я родился в Гори – городе Сталина. И соседа Сталина будут выживать из Сталинграда? Единственный экземпляр, объединительное звено между Гори и Волгоградом...
Неужели это удивительно, что артисты костьми лягут, чтобы никто не трогал их руководителя? Это авторский театр. Они переживают, определёнными статьями в них вселяют страх. Меня можно лишить чего угодно, но напугать нельзя. В 70 с лишним лет образованный человек должен сохранить мудрость и понимание. Есть подстрекатели, которые, я думаю, советуют губернатору. Но неужели вы думаете, что молодые политики, которые ради рейтинга выбрасывают какие-то лозунги, дают вам провокационные идеи, чтобы вы их подхватывали, добьются своего? И чтобы им поверил Герой России?!
Я не могу поверить в дебилизм, даже если он имеет место. Я не могу поверить, что дегенераты победят здравый смысл.
Не бывает общества, где нет хороших или плохих людей, умных или дураков – всякие встречаются. Как есть люди, которые не любят наш театр. Я вам скажу честно: у нас театр определенной ориентации. Это мужской театр. Мы любим женщин, прославляем их и любовь к женщинам. Но есть другие взгляды и ориентации. Мы же живем в свободной стране. Поэтому они и кусают, нападают, борются с нами.
Когда мой дедушка провожал меня в 60-е годы на учебу в Москву, он дал мне три рубля и пачку сигарет «Казбек». «Больше у меня ничего нет, извини, внучок, - сказал он. - Но я дам один очень дорогой совет, который тебе пригодится: куда бы ты ни попал, надевай шапку той страны, но никогда не забывай, из какой ты страны».
Поэтому во всех спектаклях мы всегда стоим за Россию, и для меня вот эта нравственная основа – главное. И если кто-то хочет, чтобы мы надели шотландские юбки, ничего у них не получится.
Конечно, переживания артистов я очень хорошо понимаю, потому что это крепко спаянная семья.
Журналисты напомнили Отару Ивановичу о том, что в его бытность членом общественного совета по культуре, откуда, кстати, его вывели без объяснения причин, была разработана концепция развития культуры в Волгоградской области до 2020 года. Она принята и утверждена тогда ещё правительством региона. Отдельно была принята и программа развития театрального дела в соответствии с посланием президента РФ Владимира Путина.
- Что-то было сделано в рамках этой программы? – спросил один из её авторов Ефим Шустерман.
- Мы направляли несколько писем с напоминаем о концепции в комитет по культуре, но, к сожалению, так сложилось, что никто не уделил внимания ни нашим письмам, ни концепции. Я до конца не понимаю, что происходит. Почему вообще возникла эта ситуация? Кому она выгодна?
«Этот гнуснейший скандал мы не затевали»
Далее слово взял заслуженный артист России, художественный руководитель Молодёжного театра Владимир Бондаренко:
- Мы от вас впервые слышим, что нас кто-то закрывает. Откуда такие сведения?
- Была статья в «Блокноте» о том, что Отара Джангишерашвили снимают с должности. В Волгограде собирают подписи в поддержку НЭТа, - пояснили журналисты.
- Чего греха таить - на слуху проблема по зарплатам артистов, - продолжил Владимир Бондаренко. - Каждому человеку обидно потерять зарплату. По этому вопросу идёт разбирательство в правовом поле. Но после того, что вышло в СМИ, получилась перепалка с горожанами, которые пишут, что вам и так много платят. И что в итоге происходит? Гнуснейший скандал, который мы не затевали. У него есть авторы.
Я уверен, что проблема решится. При этом в определённых изданиях пишут либо откровенную ложь, либо просто ахинею. Почему мы не подаём в суд? Чтобы эти же издания не продолжали ситуацию мусолить. Я не поддерживаю слова покойного Александра Абдулова, но когда его спросили: какая ваша мечта? - он ответил: «Скажу грубо, но потому что наболело, - купить лицензию на отстрел журналистов». Я призываю к тому, что прежде чем что-то писать, надо помнить о профессиональном достоинстве.
Любой творческий коллектив не может быть всем удобен. И мы не сто долларов, чтобы всем нравиться. Когда мы препарируем какую-то пьесу и выходит спектакль, он может кому-то нравиться, кому-то нет. Для того и создан театр.
Сейчас получается так, что нас пытаются затащить в какой-то скандал. А его нет! Есть рабочие отношения между театром и учредителем. Но когда читаешь иные публикации, это вызывает удивление.
Я понимаю желание отдельных авторов, - бежать впереди паровоза и опубликовывать материалы, которые ещё не утверждены... А при этом в Волгограде полностью исчезли грамотные рецензии на спектакли, зато зарплаты актёров стали темой номер один.
Отношение власти к творческому коллективу формируется в СМИ. Если воронежский театральный вестник называет каждый свой театр замечательным и гениальным, отсюда и любовь чиновников к театрам. Там читают многочисленные рецензии на театральные постановки, не лезут в репертуар, не устраивают провокации и разборки. У нас же, выражаясь на языке СМИ, отношение к культуре «жёлтое». И это тоже вопрос.
Как будут развиваться события, никто не знает
По мнению Отара Джангишерашвили, конечно же, нет дыма без огня. Как будут развиваться события, никто не знает:
- Вероятно, у людей, которые озаботились проблемами денег, есть интуитивные ощущения, какая-то неизвестная нам дополнительная информация. У молодых актёров нет такого опыта, чтобы они могли сделать вывод, что какой-то дурачок вознамерился разобраться с культурой.
Но мы помним и о законах России, где запрещена цензура, которую к нам уже пытаются применить. О недопустимости цензуры говорил и президент Владимир Путин. Кто-то уже вслух заявляет о том, что будет анализировать наш репертуар, чтобы сделать выводы. Кто может анализировать наш репертуар, кроме нашего сообщества?
Я не иду на обострение конфликтов. Но пытаюсь так настроить актёров, чтобы они не ожидали чудес.
- В публикациях много претензий к театру. Чаще всего звучит слово «пошлость». Как вы к этому относитесь? – поступил очередной вопрос от журналистов.
- Для людей другой ориентации конечно пошлость. Видимо, для них пошло слышать объяснение мужчины в любви к женщине. Вот со сцены выступает девочка, а кому-то хочется, чтобы выступил мальчик. Что такое пошлость в театре? Мы семечки грызём, плюёмся в зал, ходим по сцене без трусов? Ругаемся матом? Мы даже умудряемся в пьесе, которая насыщена нецензурщиной, в том же «Тестостероне», не оставить ни одного процента ненормативной лексики.
Но если человек захочет найти что-то такое, он всегда найдёт. Если он настроен именно на это. А по-моему пошло бездоказательно говорить так о театре, о людях. Пошло заявлять об этом, не зная репертуар театра и не вникая в каждую его постановку. Пошло дилетантски, огульно охаивать творческий коллектив.
Фото Дмитрия ВЛАСОВА. geometria.de.com
Почему артист должен быть нищим?
- Некоторые СМИ написали о том, что актеры жируют за счёт бюджета, получая большие зарплаты в то время как обычные люди перебиваются «копейками»...
- Абсолютное враньё! Не хотел я поднимать эту тему. Из бюджета актёры получают те ставки, которые обязательны к выплате – в рамках государственного задания. В нашем театре ни одной копейки из бюджета не ушло на доплаты актёрам. Они сами зарабатывают на эти стимулирующие надбавки.
Проблему увидели в том, что надбавки не были ограничены. Появился приказ комитета по культуре год назад, который обязывает их ограничить. И теперь актёр, который получал 120 тысяч, сегодня получает в два раза меньше. Но никому в голову не приходит, почему, к примеру, Киркоров получает 50 миллионов за один вечер? Почему Роналдо получает по 250 миллионов в месяц? А почему наши актеры должны получать гроши? Они же представляют наш город!
Представители той агрессивной конфликтующей стороны просят превратить нас в бомжей. Я не могу получать столько, сколько депутат, потому что я гений театра. Потому что спектакли депутатов вызывают слёзы и трагедии, а мои постановки вселяют радость и надежду!
Мои коллеги зарабатывают по 50-120 миллионов в год, но никто с ними не борется. Ну не могу я удержать талантливых молодых людей в Волгограде за мизерную зарплату. Даже за сто тысяч их трудно удержать. В Москве они смогут заработать гораздо больше на телевидении, радио, не говоря уже о театрах.
Поэтому я считаю глупым решением ограничение надбавок. Это верный путь к разрушению будущего театра. Почему наши оппоненты решили, что артисты должны быть нищими? Нас хотят заставить подбирать объедки? У нас звездный театр. Назовите мне другой театр, где постоянные аншлаги?
Почему мы не хотим давать шанс молодым талантам, чтобы они в перспективе оставались тут жить? Кто придёт вместо них? Кто будет пахать с утра до вечера на репетициях? Я всегда стремился удержать их. Для города!
Но в скандале и родственников моих припомнили, и квартиру, которая осталась после смерти жены. Для чего всё это? Я пытаюсь сохранить себя для области, чтобы сделать больше полезного и хорошего.
Не хотел говорить на эту тему, потому что это унизительно! Но её стали муссировать, чтобы расправиться с нами...
...После пресс-конференции осталось стойкое чувство гадливости по отношению к отдельным коллегам-журналистам. Некоторые из них продолжают акцентировать внимание на якобы нескромности худрука НЭТа, назвавшего себя гением. 30 лет продержать на плаву провинциальный театр – в наше время более чем гениально!
При стабильной экономической ситуации в НЭТе могло быть и больше «серьёзных» спектаклей, о чём сегодня разглагольствуют новоявленные критики. Но зритель охотнее идёт на другие постановки – и это не просто чья-то прихоть, а вопрос выживания.
В театре научились не только выживать, но и зарабатывать. Однако и этот факт стал кому-то поперёк горла. В НЭТе, мол, жируют, а в других театрах обходятся копейками! – заявляют оппоненты. В структурах Лукойла и Газпрома тоже не бедствуют, но почему-то публичных разборок по этому поводу никто не устраивает. Да и затеявшие склоки представители власти не последний кусок хлеба доедают. Им ли заглядывать в чужие карманы!?
Как видим, пресловутое шариковское «Взять и поделить» не даёт покоя так называемым «реформаторам» и нашего времени.
А извечный вопрос «С кем вы, мастера культуры?», похоже, перестаёт быть актуальным: с такими подходами скоро не останется ни мастеров, ни культуры.
Комментарии
рабинович
так и я про то же ... Поживем - увидим. Или отчет или вручение ордена главрежу.
Старый доктор
Искусство принадлежит народу. А значит артисты служат людям. Разве не так?
Вы играете словами. Если же артисты служат исключительно искусству, тогда зачем вам зрители? Закройте зрительный зал и играйте друг для друга. Слово спектакль надо будет отменить. Афиша будет звучать так . Начало междусобойчика в 18 часов. Посторонним вход воспрещен.
Служите искусству , но только за свой счет.
Вера в свою невероятную исключительность и элитарность, люди которым законы не писаны подвела не только вашего руководителя, но и лично вас.
Зарплата депов - отдельная тема. Не уводите разговор в сторону.
куррвиметр
А ВОТ я ВАС
Аплодисменты
Дама мечей
Старый доктор
Старый доктор
НЭТ сделал революцию в театральной региональной жизни. Его творческих успехов никто и не оспаривает. Спектакли вызывают спор? Так очень хорошо! Значит есть спектр мнений и думающих о культуре больше чем один худ. рук.
призрак
Ты что такое говоришь! Когда это в драмтеатре сидело 50 человек и был пустой зал. Всегда, повторяю всегда в драмтеатр им. М. Горького было трудно купить билеты, всегда был аншлаг, не завирайся, тем паче тогда в городе было всего два театра: драмтеатр и музкомедии, только потом построили ТЮЗ, не считаем детский театр кукол, там специфический свой зритель - детишки. Потом появились молодежный театр, в помещении кинотеатра новости дня, Царицынская опера, та к что не надо перевирать факты. В драмтеатре всегда был аншлаг. А о зарплатах никто и не говорил бы и КСП не проверяла бы если бы они существовали на самоокупаемости, за счет продаваемых билетов, но там другие схемы дохода, это и проверяется.