В эти минуты в Кременско-Вознесенском монастыре проходит архиерейская служба в знак поминовения Августовской Божьей Матери, внесённой в официальный месяцеслов празднования.
Я люблю эту икону. Неведомая сила возвращает меня регулярно к событию, отражённому на ней.
В церкви Иоанна Предтечи Волгограда и в Кременско-Вознесенском монастыре на Дону находятся образы Августовской Богоматери, считающейся покровительницей донских казаков.
В начале Первой мировой войны на Западном фронте русский полк в августовских лесах (селение Августово, Польша) попал в окружение. Среди воинов оказались и донские казаки. Но в тревожную ночь неожиданно для воюющих сторон в небе появилась в голубом платье Божья Матерь с младенцем на руках. Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и трепетом пали на колени и стали молиться. И произошло чудо: наутро немцы без единого выстрела оставили свои позиции...
Описанное событие нашло отражение в литературно-художественном журнале Российской империи «Нива»:
«…Было 11 часов вечера. Прибегает рядовой и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите. Поручик Р. пошёл и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руке, а другой рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленках и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение поменялось в большой крест и исчезло…»
Художник Иван Ижакевич вдохновился событием, описанным в № 45 «Нивы» за 1914 год, и в следующем номере поместил рисунок «Знамение Августовской победы». Рисунок был растиражирован по всей стране, а верующие во многих уголках российской империи приняли её за основу – как список.
И СНОВА ПОВТОРИЛОСЬ ЧУДО
Как икона в наши дни попала в Иоанно-Предтеченскую церковь, рассказал человек, лично причастный к её спасению.
– До нас дошло небольшое количество этих икон, – говорит один из лидеров казачества в наших краях Владимир Минько, – каждая икона «Божья Матерь Августовская» уникальна, имеет огромную историческую ценность.
Историки спорят, какая из сохранившихся поныне икон, написанных по заказу с Дона, является первообразом. Многие главной святыней считают одноимённую икону, находящуюся в Кременско-Вознесенском мужском монастыре. Не исключается, что второй список иконы был создан в то же время, и он безнадёжно утрачен в Еланском районе в годы Гражданской войны.
В селе Мачеха нынешнего Еланского района Волгоградской области из поколения в поколение упорно распространялись слухи о том, что икона принадлежала их земляку – есаулу казачьего отряда, восставшего против большевиков. Он и спрятал её от победившей новой власти.
– В конце 2009 года, – вспоминает Владимир Минько, сибирский казак по рождению, – уникальную икону отыскали в селе Мачеха. Прихожанка нашла её на месте разрушенного дровяного сарая. Икона была спрятана в неглубоком, специально для её хранения вырытом погребе. Она была завёрнута в одеяло, однако краска с годами потрескалась, ей требовалась рука реставратора. На удивление, лик Божьей Матери и Младенца сохранились почти нетронутыми. Икона была передана отцу Кириллу, настоятелю местного храма Успения Пресвятой Богородицы.
Пошли слухи, что икона – первообраз, а стало быть, ей нет цены. И в район нагрянули любители наживы на старине. Отец Кирилл забрал икону домой, чтобы обезопасить от сомнительных личностей, которые неоднократно звонили и приходили в храм с просьбой продать икону, предлагая большие деньги.
…В один из вечеров к нему в дверь постучали. Батюшка, предполагая, что это пришли злые люди, перекрестившись открыл дверь. Порог перешагнули казаки из Волгограда, оказавшиеся вовремя в нужном месте. Правда, в период транспортировки святыни за ними по заснеженной февральской степи и балкам устроили погоню тёмные лица на крутых машинах. Но классный водитель Владимир Минько мастерски ушёл на своей «Тойоте» от преследователей.
Сначала казаки тайно хранили икону у себя, а в июне 2010 года передали в храм Иоанна Предтечи города Волгограда. Два года над восстановлением иконы трудились сестры Дубовского Свято-Вознесенского монастыря. В 2012 году святыня вернулась в храм.
Иконы из нашего рассказа схожи между собой. Возможно, писал их один мастер. Письмо весьма профессиональное. Предположительно, иконы писались в мастерской Усть-Медведицкого женского монастыря – не могли же казаки и казачки из хутора Клетско-Почтовского ехать за сотни километров, когда тут, рядом, есть иконописная мастерская!
Для историков и краеведов это фиксация реального события с участием донцов хутора Клетско-Почтовского. Их имена внесены жёнами и невестами, на чьи сбережения и была заказана икона.
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Августовскую Божью Матерь занести в официальный месяцеслов празднования – 14 сентября.