В Волгоград в честь Победы в Сталинградской битве находится единственный в мире интерактивный музей на колесах – «Поезд Победы». Своими впечатлениями об экспозиции делится выпускница школы журналистики «Первая полоса» Алиса Емельянова.
Несмотря на странные высказывания некоторых сограждан, я горда тем, что я – русская. Потому что нельзя игнорировать вклад нашей страны в национальную и всемирную историю. Именно Советский Союз спас Европу от фашизма. При этом европейские страны покорились гитлеровскому режиму почти без боя: Дания сопротивлялась «коричневой чуме» шесть часов, Голландия – пять дней, Югославия – двенадцать, Бельгия – восемнадцать дней, Греция – 24 дня, Польша – 36 дней, Франция – 43 дня, Норвегия – 61 день.
Проведя в Поезде Победы с семьёй несколько часов, я ещё больше прониклась тем, что я – русская. На этой эмоциональной волне я и хочу рассказать об этом уникальном проекте.
Это первая в мире иммерсивная (то есть обеспечивающая максимальный эффект присутствия) инсталляция, размещённая в движущемся поезде. Но больше всего меня поразили даже не скульптуры и мультимедийное сопровождение, а документальные свидетельства из уст очевидцев тех событий. Здесь много отсылок к истории войны, к подвигам, совершённым настоящими защитниками Отечества ради своей многонациональной Родины.
Оказывается, Поезд Победы состоит из семи вагонов. В первом из них находится что-то типа ресепшена. Там волонтёры выдали нам аудиогиды и объяснили, как ими пользоваться. Сначала в наушниках звучал стук колес, а потом началось повествование от лица очевидца тех событий машинистки Лидии, которая водила поезда всю войну. Под голос Лидии и началась наша экскурсия.
Исчезнувшая идиллия
Вокруг нас – искусно сделанные фигуры юношей, девушек, взрослых мужчин и женщин, детей, стариков. Их объединяет одно: они едут в советском поезде весной 1941 года. Здесь так точно схвачена атмосфера того времени, что хочется присоединиться к этим радостным пассажирам: почитать с ними газету, поболтать, поиграть с ребёнком в матросском костюмчике, послушать рассказы соседей.
«Казалось, что так мы и будем ехать всегда – одной большой советской семьёй! – комментирует рассказчица. – За окном – зелёные поля и сонно бродящие по ним коровы или городской вокзал. Ничего не предвещает беды».
Машинистка Лидия рассказала о своём первом маршруте той самой весной 1941 года. А потом идиллия исчезла – наступило 22 июня 1941 года. Поезд пришёл в Ленинград, который Лидия теперь не узнавала. Перрон был пуст, люди пребывали в панике. Сойдя с поезда, она увидела своего знакомого, который прокричал страшные слова: «Война! Немцы бомбят наши города!»
Перейдя в следующий вагон, я увидела лица людей, искажённые гневом и ужасом, в глазах детей – слёзы. Да, беда пришла в счастливую страну: фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Большая часть людей узнали об этом из сообщения Молотова по радио, но некоторым пришлось встретиться с войной лицом к лицу сразу же. Например, гарнизону Брестской крепости. «Именно здесь, с первых шагов по советской территории, фашисты поняли, что война на восточном фронте будет совсем иной», – рассказывала тем временем Лидия. Особенно в душу запала инсталляция знаменитой надписи, сделанной защитниками Брестской крепости: «Умираем, не срамя». Глядя на неё, что-то отозвалось внутри. Видимо, потому что я – тоже капелька сильного и непобедимого духом народа, который лучше умрёт, но не предаст своей страны.
Привет из Бородино
В третьем вагоне нас встретили серьёзные юноши, отправляющиеся на фронт. «Почти сразу появилось одно, общее на всех чувство – какая-то тянущая тревога», – делится со слушателями машинистка. Рассказчица вспоминает, как эти молодые ребята аккуратно заполняли бланки, тщательно записывая в них фамилию, имя, адрес, звание. Это делалось для того, чтобы в случае чего знать, куда отправлять похоронку. Наверное, этим ребятам было странно и страшно – самостоятельно при жизни заполнять такую бумагу. Пассажиры вагона погружены в тягостные мысли: у них было столько планов на жизнь, а теперь война отделяет их от беззаботного прошлого и счастливого будущего.
При этом положение на фронте было напряжённое – враг находился близко от Москвы. И тогда на защиту столицу встала та самая публика из солнечных довоенных вагонов: солдаты, рабочие, студенты, музыканты...
Третий вагон посвящён сражениям: кто-то залёг в окопах, кто-то вот-вот бросит связку гранат, а вот этот парень контужен и не может понять, что происходит вокруг. За время войны Лидия получила от младшего брата только одно письмо в 1942 году. Удивительно, но факт: его подразделение находилось в тот момент в воспетой Лермонтовым деревне Бородино, где когда-то русские войска уже стояли насмерть.
«Милая моя сестрёнка! Шлю тебе привет из окопа на знаменитом Бородинском поле. Сложно описать всё то, что творится сейчас вокруг меня. Горит земля, горит металл, горят люди. Не ждите, живым отсюда не вернусь!» Больше от него писем сестра не получала.
Вход детям запрещён!
В четвёртом вагоне висит предупреждение,что детям младше 12 лет посещать его нельзя. Мои родители так и поступили, буквально пробежав по вагону с моей младшей сестрой. Для меня же экскурсия продолжалась полноценно.
Итак, под предлогом дезинфекции ближе к концу войны пассажиров поезда Лидии пересадили в «поезд смерти», где находились пленные. Такой поезд отправлялся прямиком в концлагерь, до которого доезжали не многие.
С коек на меня смотрели истощённые и замученные люди, больше похожие на ходячие скелеты. Одеты они в знаменитые полосатые штаны и рубахи. Рядом ящик с отобранным имуществом: обувью, одеждой, иногда с игрушками или личными предметами. С другой стороны два фашиста пытают связанного пленника. На одной из стен вагона написано крупными буквами по-немецки: «Работа делает свободной». Фраза никак не вяжется с измождёнными существами, погибающими мученической смертью от нечеловеческих нагрузок и голода.
Для советских людей в фашистских концлагерях были уготованы самые жуткие условия: на них ставили медицинские эксперименты, их заставляли работать в шахтах и на производстве. Например, на подземном заводе, где делались баллистические ракеты: ими «под занавес» войны фашисты будут обстреливать Париж, Лондон и Антверпен. В среднем узники концлагеря жили около полутора месяцев. Когда они умирали от изнеможения, присылали новых. Фашисты не могли оставить в покое даже трупы – здесь царило безотходное «производство»: волосы использовались для для наполнения матрацев, а кости перемалывали на удобрения.
Отец Лидии тоже прошёл через ужас концлагеря. Он рассказывал, что спасся только благодаря примеру бесстрашный людей, которых не смогли сломать ни пытки, ни холод, ни голод. Эти узники зажигали в других надежду. Своей стойкостью они учили мужеству и благородству.
Что может крустозин?
После четвёртого вагона вроде можно было бы и выдохнуть, ведь дальше идёт экспозиция санитарного поезда, в котором оказалась раненая Лида, – но как бы не так! Госпиталь – это ещё одно тяжёлое испытание. В нём слышны душераздирающие крики раненых и умирающих. Здесь уходят навсегда ещё чаще, чем на фронте. В госпитале тоже есть место подвигу – подвигу врачей, у которых тогда не было ни специального оборудования, ни современных лекарств. Но под стук колес эти героические хирурги и медсёстры делали серьёзнейшие операции, спасая порой безнадёжных больных.
Но не все операции заканчивались благополучно. Память нашей рассказчицы хранит страшные воспоминания, когда парни с ампутированными ногами, руками, а иногда и всеми конечностями, при переезде через мост бросались вниз, чтобы уж наверняка свести счёты с жизнью. Она навсегда запомнила такого двадцатилетнего красивого парня без рук и ног, который выглядел как обрубок. Он бился в истерике и кричал: «Зачем? Кому я такой нужен?»
Во второй части вагона расположился стол, заставленный колбами, пузырьками и бутылями. На стене написаны сложные названия химических элементов. Рассказ идёт об изобретательнице пенициллина Зинаиде Ермольевой. Первый отечественный антибиотик был запущен в массовое производство в 1943 году и назывался крустозин. Это лекарство спасло многих раненых. Ведь до этого советские солдаты умирали не только от кровопотери в первые часы после ранения, но и от гангрены уже в госпиталях. Благодаря этому препарату в конце войны почти не было ампутаций из-за заражения крови.
В конце вагона представлены достижения советских учёных-физиков Курчатова и Александрова, которые работают над атомным проектом.
«Багратион», кошки и Паулюс
Банно-прачечные и дезинфекционные поезда в шутку называли на войне «десятью кругами рая». Здесь нас с порога окутал пар. А ещё мы «встретились» с фельдмаршалом Паулюсом, многочисленная и самонадеянная армия которого была окружена и потерпела полное поражение в моём родном Сталинграде-Волгограде. Есть исторические свидетельства, что чистюля Фридрих после пленения с удовольствием принял предложение от руководства 64-й армии попариться в русской баньке. После он очень хвалил и русскую баню, и русскую кухню.
«Кусочек» этого вагона посвящён спасению Ленинграда... кошками. Оказывается, после блокады в город были массово завезены кошки из других городов. Ехали хвостатые в город на Неве на поезде с серьёзной миссией – избавить «творение Петра» от обнаглевших крыс.
Штабной вагон. Удивляет почти «элитным» убранством. Примерно в таком же вагоне готовил знаменитую военную операцию «Багратион» в 1944 году генерал Рокоссовский. В тот период немцы отступали по всем направлениям, но крепко держались в Белоруссии.
«Ключ к победе генерал Рокоссовский нашёл в моих родных местах, в Гомельской области, в наших непроходимые болотах. Немцы удара оттуда совсем не ожидали. Пройти там было нельзя, – вела рассказ Лидия. – Солдаты рассказали генералу, что до войны ходили по тем болотам с помощью специальных лыж из ивовых прутьев. Тогда Рокоссовский приказал бойцам сделать такие же мокроступы».
Благодаря этому «изобретению» советские войска смогли нанести удар с неожиданной стороны, пробить оборону и взять фашистов в окружение. За успешные действия в ходе операции «Багратион» Константин Рокоссовский получил звание маршала, став шестым военачальником, удостоенным его в годы войны.
Когда всё пропало в цветах...
Нашу экскурсию по Поезду Победы завершает приятная глазу мирная картина, развернувшаяся в последнем – седьмом вагоне: радостные советские люди опять едут в плацкарте. Кто-то читает газету со знаменитыми словами Иосифа Сталина, обращённые к народу-победителю, кто-то задумчиво и грустно смотрит в окно, кто-то не скрывает слез. «Это радость со слезами на глазах» – точнее и не скажешь!
«Когда настал тот самый день, мы вначале не поверили, – опять звучит голос нашего аудиогида Лидии в наушниках. – Бои в европейских городах были тяжёлыми. Столько там наших ребят полегло! Они не дожили до Победы месяцы, дни, часы. А для нас, живых, она стала самым настоящим чудом. Мы столько времени провели на войне, что стало казаться: так было всегда и будет продолжаться всю нашу жизнь...»
«Стоял солнечный майский день, за окном всё пропало в цветах. Когда отгремели победные залпы салюта, наступила растерянность. Мы ехали начинать новую жизнь. Какой она будет? Как сложится? Не знал никто...»
Дали время, чтобы любить
Из Поезда Победы я выходила с бурей чувств в душе. Ведь, например, я никогда не задумывалась о том, какую роль на войне играли поезда. Мой дедушка, водивший составы во время войны и вернувшийся домой живым, тоже был машинистом. Теперь я точно представляю, какая огромная на нём лежала ответственность! Он отвечал за жизни людей, находящихся в вагонах, и тем самым внёс бесценный вклад в Победу.
В голове ещё долго звучали слова машинистки Лидии, что война хотела отнять у людей самое дорогое, что есть: время, чтобы любить. Но они пошли на эти жертвы только ради одного: чтобы любить смогли потомки, и чтобы для них на земле воцарил мир.
И знаете, я не могу равнодушно относиться к тому, что победу моего народа в Великой Отечественной войне и другие успехи стараются обесценить. Возможно, я отношусь к этому так болезненно ещё и потому, что живу в легендарном Сталинграде-Волгограде. Здесь весь центр города пропитан кровью советских бойцов, слезами матерей и детей. За 200 дней и ночей, не зря названных огненными, в Сталинграде погибло около полумиллиона солдат, офицеров и мирных жителей.
Как это можно обесценить или забыть?!
Для меня праздник 9 Мая – это не показушное веселье, демонстрация оружия и дети в камуфляжных костюмах. В этот день я обычно смотрю военные фильмы, после которых хочется посидеть и подумать, немного погрустить, вспоминая о родственниках и других людях, которые ушли из-за войны навсегда. По-моему, патриотизм и гордость за свою страну –это тихие, личные, искренние чувства, которые не терпят посторонних глаз.
А ещё это твёрдое решение помнить, какую огромную цену заплатили наши предки за сегодняшние мирное небо и солнечную весну, за то, чтобы сохранить мир и сделать его ещё прекраснее.