Волгоградцы направили в администрацию Волгограда и в МУП «Метроэлектротранс» коллективное заявление о необходимости отказаться от закупки неэффективных электробусов и направить денежные средства на приобретение сочленённых троллейбусов.
«Последний месяц должностные лица администрации Волгограда готовятся закупить 20 электробусов со статической подзарядкой, что является нецелесообразным расходованием федеральных средств. Из открытых официальных источников известно, что цена одного электробуса составляет около 60–70 млн рублей, за которые можно приобрести три троллейбуса. В цену не входят зарядные станции, стоимость которых также составляет несколько млн. рублей.
При этом Министерством транспорта России электробусы со статической подзарядкой признаны неэффективными из-за дороговизны аккумуляторных батарей и из-за критически маленьких сроков службы.
В документе Минтранса №АК-Д3-22/4130 от 17.03.2021 года электробусы со статической зарядкой признаны неэффективным видом городского транспорта, а город Волгоград в документе определён в списке городов, в которых необходимо развивать движение классических троллейбусов и троллейбусов с автономным ходом, заменяя автобусы на троллейбусы.
В этом документе Министерство транспорта России определило троллейбусы самым эффективным городским шинным транспортом.
У электробусов со статической зарядкой имеются существенные недостатки: высокая стоимость аккумуляторных батарей; небольшой запас хода; трудности обогрева салона в холодное время года.
Потери заряда аккумулятора на обогрев салона могут достигать 50 процентов заряда, что пропорционально снижает запас хода на 50 процентов.
Уязвимость аккумуляторных батарей перед высокими и низкими температурами окружающей среды – более +30 градусов Цельсия и ниже –10 градусов Цельсия. Летом в Волгограде температура окружающей среды может достигать +40 и более градусов, а реальная температура нагрева крыши от солнечной энергии будет составлять более 70 градусов Цельсия, что не позволит стабильно эксплуатировать электробусы со статической подзарядкой длительное время. Тем более что аккумуляторные батареи будут использоваться в это время и для питания системы кондиционирования, что будет обеспечивать потери заряда до 35 процентов.
В ходе парламентских слушаний в Госдуме 6 октября 2022 года на неэффективность электробусов обращал внимание спикер Вячеслав Володин, который является кандидатом технических наук.
Администрацией Волгограда бюджетные деньги уже были растрачены на газомоторные автобусы, срок службы которых составляет всего около трёх-пяти лет, что является нецелесообразным и неэффективным расходованием бюджетных средств.
В то же время сейчас в Волгограде сильно ощущается нехватка троллейбусов, особенно не хватает сочленённых троллейбусов особо большой вместимости (троллейбусов с «гармошкой»).
Сочленённые троллейбусы необходимы для использования по маршрутам № 8А и № 10А. С приобретением новой партии троллейбусов планируется запустить новые маршруты. Кроме того, в ближайшее время ожидается восстановление троллейбусного движения в Кировском районе города. Необходимо и восстановление троллейбусного депо № 1, и троллейбусного депо № 6.
Таким образом, даже с учётом приобретения партии новых троллейбусов в количестве 54 штук городу будет не хватать ещё не менее 100 новых троллейбусов.
На основании изложенного, настаиваем на необходимости отказаться от закупки электробусов со статической подзарядкой, а денежные средства направить на приобретение 25 сочленённых троллейбусов», – говорится в коллективном обращении.