СМИ Волгограда объявили о грядущем сносе самого легендарного недостроенного здания города, стоящего больше тридцати лет в долине реки Царицы между Астраханским мостом и железной дорогой.
По официальной версии – это спроектированный заслуженным архитектором РСФСР Ефимом Левитаном комплекс по обучению детей плаванию. На этом достоверная информация и заканчивается, поскольку даже точная дата начала строительства неизвестна, но Википедия гласит, что произошло оно не ранее конца семидесятых.
Загадки начинаются уже с неофициального названия объекта – Мория или Морятник. Одни говорят, что его дали толкинисты в девяностых в честь города гномов из мира Толкина, другие утверждают, что название появилось ещё до них.
Предназначение Морятника также долго не давало покоя многим любителям подобных заброшек, например, участникам группы «ВКонтакте», посвящённой этому зданию. Те из них, кто связан по роду деятельности с архитектурой и городским хозяйством, настаивали на том, что строение должно было входить в комплекс местного «Дисней-лэнда» в качестве плавательного бассейна.
К нему же вроде относился и Дворец пионеров (современный ДЮЦ на Краснознаменской, 11), от которого как раз сюда вниз вела длинная лестница. Согласно другим версиям, Морятник мог быть мельницей (по проекту купца Миллера, чей дом находился неподалёку), водоочистным сооружением, дельфинарием или океанариумом, корпусом театра музыкальной комедии, а то и храмом!
Рассказывают, что какое-то время здесь располагалась церковь святой Анастасии: с железной дверью и застеклёнными окнами. Проводились службы, но что-то не заладилось, и служители уехали, забрав пожитки (включая рамы), а освободившееся место занял некий клуб «Виктори», тоже просуществовавший короткий срок.
Поводом для многочисленных разнотолков была и сама необычная планировка четырёхэтажного здания, чьи круглые окна в виде иллюминаторов на втором этаже и закруглённые выступы на последнем делают его похожим на корабль. В нём имеются большие залы высотой в два и в три этажа, лифтовые шахты, лестница, анфиладой идущая на последний этаж, а потом просто упирающаяся в глухую стену. А ещё довольно узкие треугольные комнаты-проёмы и колодцевидные отверстия, проходящие через все этажи.
Есть даже замурованные комнаты, а также комнаты с названиями. Например, помещение, похожее на актовый зал из-за возвышения на полу в форме сцены, зовут «Залом славы». Изображение чёрного и белого крыльев закономерно породило «Крылатую комнату», ну а «Комната сатанистов» в расшифровке не нуждается.
На первом этаже находится колодец, откуда якобы доносится затягивающая и сводящая с ума протяжная мелодия, а в некоторых комнатах замедляется ход времени, причём очень сильно: человек словно попадает в иной пространственно-временной континуум и не слышит голосов из соседних комнат.
Естественно, что в силу своих особенностей Морятник притягивал в первую очередь представителей маргинальных слоёв и молодёжных субкультур, таких как неформалы, готы, панки, скинхеды, фаерщики, ролевики. Но и спортивные ребята из клубов альпинистов, страйкболистов, пейнтболистов, роуп-джамперов сюда тоже заглядывали на тренировки. Даже сотрудники ФСБ, ОМОН и МЧС отрабатывали порою здесь навыки, да и реконструкции военных событий проводились.
Печальную славу строение приобрело в 2008 году после убийства молодого человека на бытовой почве его же приятелями. Единственное официальное убийство в этом месте, хотя слухов о мертвецах, найденных здесь, гораздо больше. Даже после преступления, несмотря на громкие обещания органов принять меры, Морятник продолжил существование без ограждения и охраны. И это не первый раз, когда судьбу его пытались решить, но безуспешно.
Его то признавали источником террористической опасности, то лишали природоохранного статуса, то хотели превратить в аквапарк или в гостиничный комплекс. Проблем добавляла и неоднократная смена владельцев земельного участка и здания.
Новый собственник Морятника объявился в марте 2019 года. Им оказалась предприниматель и специалист по современному искусству Оксана Бабижаева, представившая с группой инициаторов проект «Кокон», подразумевавший под собой Центр современного искусства, схожий по концепции с Московским винзаводом, но более расширенный и способный «объединить в себя весь креативный кластер региона».
«Кокон» мог бы стать отличной площадкой «для молодёжных мероприятий, фестивалей, выставок картин, скульптур, света и звука, а также созданных на базе политеха технологий виртуальной и дополненной реальности».
Проект выставили на голосование на федеральном конкурсе развития городских территорий и сообществ «100 городов». Волгоградцы встретили идею с энтузиазмом и отдавали голоса в её поддержку. На том всё и кончилось, видимо, потому, что есть книги и картины, которым не суждено быть дописанными, а есть здания, которым не суждено быть достроенными.
Фото автора.