Честно признаться, я слабо представляла, что выйдет из этой странной затеи с громким названием телемост «Волгоград – Пекин».
Китайскую сторону в нëм представляли русские студенты Пекинского информационно- технологического колледжа (BITC), а нашу – мы, студенты авторского проекта «Школа журналистики “Первая полоса”».
Благодаря этому эксперименту у нас появлялась уникальная возможность побыть взаправдашними журналистами, а у ребят по ту сторону экрана – респондентами, рассказать не только о своей альма-матер, но и о повседневной жизни в Поднебесной.
Вот-вот всë начнëтся!
К подготовке мы подошли серьëзно: проштудировали кое-какие материалы, сочинили штук по двадцать вопросов каждый, честно прислали их нашим «китайцам», распределили обязанности, настроили диктофоны и фотокамеры.
В субботний день кампания начинающих журналистов встретилась около Волгоградского городского детско-юношеского центра (ГДЮЦ). Там на базе технопарка «Кванториум-политех» и должен состояться наш телемост. С помощью одного из самых популярных мессенджеров на большой экран будетивыведен видеозвонок, и мы соединимся с Пекином.
Старшим в нашей небольшой группе ШЖ-ников вызвался быть выпускник «Первой полосы», студент Волгоградского госуниверситета Марк Якунин. Он как заботливый «папа-утк» следил, чтобы никто не потерялся, ничего не забыл, подбадривал собственным примером и жизненными историями.
Мы разместились на оранжевых диванчиках импровизированной студии технопарка.
Специалисты техподдержки снабдили нас микрофонами-радиопетличками, и мы приготовились к общению.
Их было более 70
Телемост «Волгоград-Пекин» стартовал очень «по-китайски» – с опережением времени начала. Минут за пятнадцать до полудня на противоположной стороне экрана появились волевой Аким Гончаров (г. Волгоград), уверенная Арина Ушакова (г. Ижевск), сдержанная Карина Ивкина (Казахстан), осторожный Марат Николаенко (Белоруссия) и общительный Нурай Надыр (Казахстан). Все они представляли Пекинский информационно-технологический колледж (BITC).
Список наших вопросов ребят впечатлил – их было более 70. Первые вполне предсказуемо касались выбора нашими сверстниками именно этого учебного заведения. Оказалось, что в своëм выборе они почти не сомневались. Колледж привлëк ребят современными технологичными специальностями и доброжелательным отношением к русским студентам. Забегая вперед, скажу: многие жители Поднебесной до сих пор воспринимают Россию как «старшего брата», словно время Советского Союза продолжается. Единственная сложность, с которой столкнулись будущие студенты китайского колледжа, – сбор документов.
Контакт? Есть контакт!
Я смотрела на экран и честно старалась вести себя естественно. Получалось не очень: ведь в разговоре вживую между собеседниками быстро возникает незримая связь, а здесь ее появлению мешал экран монитора. Плюс забарахлила техника: из-за разницы в часовых поясах и большого расстояния соединение в первой половине телемоста то пропадало, то подвисало. Поэтому пока наши собеседники отвечали на один вопрос, мы уже стремительно расспрашивали о чëм-то другом.
Обширный список вопросов тоже сыграл с нами злую шутку: мы так старались его придерживаться, что забыли о возможности импровизировать и тем самым делать беседу непринуждëнной. Когда самый активный из «китайских» студентов Аким Гончаров попросил нас задать вопрос не по бумажке, все, кроме отважной Дарьи Хлебовой, растерялись. А у неë на ходу получалось сочинять подводки, легко комментировать ответы и даже немного шутить. От этого интервью сразу становилось раскрепощëнным, профессиональным.
Стараясь не замечать сбоев, своих ошибок и относясь максимально внимательно к ответам наших визави, мы вели диалог дальше. И, конечно, были вознаграждены за это. Постепенно стеснение ушло, студенты BITC тоже разговорились.
Мы почувствовали искренние эмоции и заинтересованность. С большого экрана посыпались смешные истории о маленьких происшествиях, которые уже успели приключиться с ребятами в Китае. Например, однажды работники Пекинского метро остановили Акима. Просветив его рюкзак, они увидели там сувенирный нож, размер лезвия которого составлял всего 5 сантиметров. Но поскольку уровень безопасности в Китае высок, юноше пришлось сдать его на пункте входа. Это помогло избежать Акиму возможного дальнейшего недопонимания.
Арина Ушакова рассказала, что накануне Нового года студенты получили в дар от колледжа много-много продуктов. Тогда представители каждой делегации стали готовить свои блюда и угощать соседей. Воистину: хочешь узнать культуру народа – начни с его кухни!
А почему нет жареных тараканов на обед?
Наших «китайских» собеседников развеселил вопрос от Васи Осетрова: едят ли в Китае тараканов, саранчу и прочих насекомых, как о том свидетельствуют видеоролики от популярных ресурсов? Оказалось, что в Пекине такое экзотическое блюдо можно отведать только в некоторых ресторанах. В студенческой столовке жареных тараканов на обед не подают. Кстати, именно благодаря этому вопросу тот самый «живой» контакт с ребятами, о которых мы сначала почти ничего не знали, наконец-то был установлен…
Самая робкая из нас Вероника Голова смогла перебороть страх и задать вопросы уже в самом конце телемоста. И хоть еë голосок дрожал, мы понимали: слышно нашу Нику аж за 10 тыс. километров – такое в среднем расстояние разделяет Волгоград и Пекин.
Запомнился Лев Макаров – высокий и курчавый старшеклассник, студент Волгоградского «Кванториума-политех». Он тоже активно включился в телемост. Лев с горящими глазами расспрашивал студентов о замысловатой системе Пекинского метро, о путешествиях вглубь страны, о возможностях, которые дает правительство Китая студентам. Казалось, ещё немного – и увлечённый парнишка, схватив чемоданы, нырнет в другой мир прямо через экран!
«На десерт» от лица наших респондентов мы получили небольшие подарки. Всем вручили что-то вроде самодельных красно-белых открыток на тонкой бумаге, где были изображены иероглифы, означающие «благополучие» и «счастье». Дарья Хлебова, Василий Осетров и Лев Макаров за активность получили тематические подарки – маркеры и тетради для занятий каллиграфией.
После телемоста в расслабленной обстановке кафе мы вместе с нашим наставником Натальей Поляковой обсудили свои удачи и ошибки. Каждый вынес из этой «странной затеи» что-то своë. Но этот опыт точно пригодится всем.
Школа журналистики «Первая полоса».