Фламенко Елены Оприщенко
Тогда Лена Оприщенко выступала в «Казачьей воле». И было это во время съёмок клипа на берегу Дона. Ни высохшая трава, ни плотный ковёр опавшей листы не мешали ей выполнять сложные движения, все возможные «волчки» и игры.
Дубли для неё не требовались. А на хорошей сцене она не танцевала, она порхала над ней словно птица.
И вот новое знакомство c Леной Оприщенко. Вернее, не с ней лично, а с ещё одним направлением её творчества - танцами в ритмах фламенко.
- Лена, помню вас в «Казачьей воле». И вдруг испанский вариант...
- Фламенко, как и казачьи танцы, это душа народа, любящего природу и окружающий мир. Считается, что носителями этого стиля являются цыгане, расселившиеся в Испании после крушения Византийской империи в XV веке.
Здесь они обогатились местными, мавританскими и еврейскими музыкальными традициями. В конце XX века фламенко впитывает кубинские мелодии, джазовые композиции и даже элементы классического балета.
Импровизационный характер фламенко со сложным ритмом и специфической техникой исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста, танцора, певца обычно передается от мастера к ученику и формируется столетиями.
- Фламенко для меня, не танцора, - танец огня, эмоциональный всплеск, череда ритмов и грациозных движений. В исполнении мужчины – это удаль, гордость, энергия и сила. Женское фламенко – это распахнутая душа, но не до конца, в её откровениях остаётся недосказанность, загадка женщины, познавшей красоту любви и горечь разочарований. Вы надели испанское платье. И что происходит дальше?
- И тут же вхожу в образ, сильной, уверенной в себя женщины. Внешне – это горделивая осанка, приподнятый подбородок и никакой скуки на лице. Ноги выстраивают ритм, а руки в это время формируют мелодию. Быстрые движения чередуются с медленными - это волнообразное состоянии души, харизма танца. Вскоре появляются кураж, особая энергетика.
...Тринадцать лет отдала Лена «Казачьей воле», объездила много стран, но пришёл период прощания – танцоры рано уходят на пенсию. С детства безгранично влюбленная в это искусство, наша собеседница сразу затосковала. Казалось, жизнь бессмысленна. И вдруг, а это «вдруг» случайным не бывает, встретилась ей пара из Москвы, оба тесно связаны именно с испанским фламенко. Пригласили её в столицу на мастер-класс. Отбор прошла сходу, и там же получила «добро» на открытие школы фламенко в Волгограде.
- Это продолжение нового этапа жизни, перерождение и не только в танце, – размышляет Лена Оприщенко. Фламенко – не просто мой танец, это философия сложившейся женщины, о чем могу и хочу рассказать другим. Поэт и писатель внутренний мир раскрывают словом, художник кистью, я же внутренний мир распахиваю танцем. Женщина, прожившая немало, познавшая или разочаровавшаяся в любви, может танцем рассказать больше, чем молодая девушка, ещё не настрадавшаяся от той же любви. И пусть у неё красивое молодое тело, но духовный мир ещё не сформировался. А он кристаллизуется и шлифуется не только в красивой любви, но, к сожалению, и в страданиях от той же несостоявшейся любви. Бытовые проблемы мы сегодня опустим.
Каждый человек обладает талантом, только в разных областях, и этот талант можно раскрыть. И пусть люди находятся на разных уровнях духовного развития - каждый способен подняться выше, если только пожелает.
А в этот момент на его дороге обязательно встретится настоящий учитель.
На снимках: Зажигательный фламенко Оприщенко; Лена с сыном Игорем. Казачья воля. 1991 год.