Явленный образ вновь становится доступным людям
В ризнице Казанского кафедрального собора обнаружен список одной из главных святынь нашего края – чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери.
По словам настоятеля собора протоиерея Вячеслава Жебелева, ранее икона хранилась в киоте, поэтому никто не видел имевшуюся на её обратной стороне надпись.
Здесь сказано: «Сия копия с чудотворной иконы Урюпинской Божией Матери написана 22 декабря 1907 года Стефаном Евфимовичем Юриным и с оригиналом имеет точное сходство, что с приложением церковной печати удостоверяем подписью. 24-го декабря 1907 года. Урюпинской станицы Покровской церкви священник Алексий Стефанов. Диакон Широков. Псаломщик В. Петров. Икона сия освящена в Покровской церкви свящ. о. Алексием Стефановым 24-го декабря 1907 года».
С обратной же стороны образа сохранилась сургучная печать Покровского храма. Об этом списке ранее ничего не было известно. Сейчас готовится новый киот для святыни, к которой обращаются с молитвами тысячи верующих. Примерно через месяц она будет выставлена для поклонения в соборе.
Эта икона явилась двум благочестивым старицам в ветвях дерева 8 июня 1827 г. на правом берегу Хопра близ станицы Урюпинской. Там в уединённой местности «Святые горы» они вели отшельническую жизнь, мечтая, как пишет церковный краевед С.П. Синельников, о создании монастыря, подобного пещерам Киево-Печерской лавры.
Изящный образ Богородицы с Предвечным младенцем некоторое время хранился в келиях подвижниц, по горячим молитвам исцелив их от болезней. После икону переносят в станицу и ставят сначала на площади у Покровского храма, а затем и вносят внутрь него.
В XIX в. епархиальными комиссиями собирается и тщательно проверяется множество заявлений казалось бы безнадёжных и умиравших людей, молившихся перед иконой и получивших исцеление. Сотни этих документов, заверенных уездными врачами, сохранились и сейчас. Народ чтил и благодарил свою избавительницу, с любовью украшая её ризу, Покровскую церковь, часовню, поставленную у забившего на месте явления источника. К последнему постоянно совершались паломничества – для нескольких десятков тысяч приходивших специально наводились 7 наплавных мостов через Хопёр.
Новая эпоха резко ударила по чувствам верующих – начались расстрелы священников, закрытия храмов и, как бы в ответ на это, икона исчезает. Власти отводят «Святые горы» то под пионерские лагеря, то под военные городки или дома отдыха. Сам же храм отходит к обновленцам, державшимся до 1944 г. и лишь потом возвратившимся в патриаршую церковь. Тогда же вновь появляется в ней образ Богоматери, но уже копия явленной иконы, несмотря на это также обладающая чудодейственной силой помогать молящимся. Паломничества возобновляются в годы страшной войны, напомнившей о Боге, когда в 1943-1947 гг. собиралось до 15 тыс. православных. Гонения тоже возвращаются, особенно в 50-е годы, когда ломают часовню, пишут требования «от имени народа» о закрытии источника и запрещении доступа населения к нему. Но, вот десятилетия безбожия канули в лету, и явленный образ вновь становится доступным людям.
Сейчас в Покровском храме находится две Урюпинских иконы Божией Матери, одна из них была возвращена сюда в 1988 г., а вторая в 2004 г.