В апреле 1932 года к читателю пришёл роман «Как закалялась сталь»
В этот день, в 1932 году, вышел в свет апрельский номер журнала «Молодая гвардия», в котором были напечатаны первые главы романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
У романа, как и у его автора, оказалась сложная извилистая биография, в которой взлёты перемежались с падениями. Сама судьба, казалось, не желала допустить появления этой книги. Первый вариант был утерян почтой. Второй - пропал в редакционных закоулках журнала. Не будем забывать, что варианты существовали в единственном экземпляре, и написание каждой строки давалось Островскому
огромным напряжением воли и угасающих сил. Совсем ещё молодым прикованный к постели, парализованный и ослепший, он царапал буквы, чуть не крича от боли и в кровь кусая губы.
Третий вариант понёс в редакцию его друг Иннокентий Феденёв. В ответ - отказ, таких героев в жизни не бывает. И всё же Феденёв настоял на повторной рецензии. Она была положительной, и в апреле 1932 книга пошла к читателю. В редакцию потоком стали поступать восторженные письма, но критика роман не приняла. Она его просто не замечала.
Пройдёт ещё почти три года, и в мгновение ока всё изменится самым волшебным образом. В течение полугода никому не известный «рабочий автор» превратится в живого классика. Правительство выстроит для него просторный дом на берегу Чёрного моря, который станет местом поклонения трудящихся масс. Роман войдёт в школьные программы, по нему станут воспитывать юные поколения, готовя их к борьбе за дело коммунистической партии.
Но спустя полвека на книгу и её автора обрушатся громы и молнии. Найдутся «очевидцы», которые яростно будут доказывать, что роман нанёс огромный вред духовному организму советских граждан. Что он помогал растить палачей и бездумных фанатиков. Причём, часто «разоблачители» противоречили сами себе. Сегодня они говорили, что роман чудовищен в художественном отношении. А завтра утверждали, что он обладает неоспоримыми художественными достоинствами, но именно поэтому его автором не мог быть малообразованный вчерашний комсомолец. Объявились семь «настоящих» авторов произведения. Ими оказались те люди, которые чуть раньше превозносили его до небес и выпустили тома воспоминаний о том, как они помогали Николаю Островскому в издании романа.
Сегодня книга «Как закалялась сталь» практически забыта. Молодёжь, если и читает что-то, берёт в руки совсем другие книги. Может быть, это и правильно. Как говорится, всё, что ни делается, всё - к лучшему. А я вот до сих пор помню своё впечатление от романа, который прочёл лет в семь, когда ещё был свободен от всякого идеологического диктата. Как был потрясён до глубины души. Как плакал над незаслуженными страданиями Павки Корчагина. С тех самых пор со мной всегда следует его завет: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой».
Назовите мне хоть одну сегодняшнюю книгу, способную произвести подобное впечатление...
- Владимир Котов
- Неформат