Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Деловой город

У «Новой скорой помощи» появился двойник?

Уволенный менеджер Агентства стратегических инициатив при президенте РФ оправился в свободное плавание

8941048-33В последнее время ходят упорные слухи о том, что на Волгоградской станции скорой медицинской помощи готовятся заключить договор на оказание транспортных услуг с новым частным перевозчиком.

Судя по последним событиям на территории России, слухи эти небеспочвенны.

Как сообщает деловой журнал об индустрии здравоохранения «VADEMECUM", губернатор Архангельской области Игорь Орлов и исполнительный директор АНО «Новая скорая и неотложная помощь» Илья Ковалёв

подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает внедрение аутсорсинга в транспортное обеспечение скорой помощи региона. Очередной проект такого рода мог бы считаться событием заурядным, если бы не одна деталь: руководитель АНО до недавнего времени обеспечивал в Агентстве стратегических инициатив поддержку аналогичного проекта, реализуемого с 2008 года пермским предпринимателем Евгением Фридманом.
ОТ ПЕРМИ ДО АРХАНГЕЛЬСКА
Сообщения о введении транспортного аутсорсинга на архангельской станции скорой медицинской помощи (ССМП) появились внезапно, в середине августа. До того о них не было даже разговоров. В начале сентября представители станции и регионального Минздрава выехали в Киров, где такой проект реализуется с начала года с привлечением сразу двух компаний. А 16 сентября было подписано рамочное соглашение с «Новой скорой и неотложной помощью». Губернаторская пресс‑служба сообщила: «На сегодняшний день проект внедрен в трёх российских регионах: в Пермском крае, Республике Башкортостан и Кировской области, где уже успешно обновлены автопарки спецавтохозяйств». В действительности же никакого отношения к тому, что делается в этих регионах, Илья Ковалёв и его команда не имеют. И архангельская администрация – первый контрагент, с которым АНО заключила хотя бы рамочное соглашение. По утверждению Ильи Ковалёва, на очереди – до 50 регионов, поддержавших его инициативу. Однако руководители профильных ведомств нескольких регионов сообщили, что спешить не будут – сначала посмотрят, как получится у других.
Между тем, пионер транспортного аутсорсинга российской скорой помощи Евгений Фридман, владелец транспортного холдинга «Феникс‑Менеджмент», уже пять лет пытается привнести в практику бюджетной медицины обычную на Западе форму хозяйствования. В 2008 году в Перми появились четыре конкурирующих компании по оказанию «неотложке» транспортных услуг. Договоры, заключённые по результатам аукциона, предполагают закупку выигравшей компанией новых машин и предоставление их на условиях аренды станции скорой помощи. Техническое обслуживание и ремонт также берёт на себя инвестор, к нему же в штат переходят водители.
Прошло несколько лет утряски и даже забастовки шоферов, но сегодня пермские медики объясняют коллегам из других регионов, что гораздо проще жить без забот о состоянии техники и не пересчитывать заново свой бюджет при каждом изменении цен на топливо. Со временем Фридман заручился поддержкой Агентства стратегических инициатив (АСИ), чтобы войти со своим проектом в другие регионы. С января кроме девяти подстанций в Перми (95 автомобилей) он обслуживает одну из подстанций ССМП в Уфе (шесть машин) и половину Кирова (две подстанции с 38 машинами). Конкурс на вторую половину выиграла компания его пермского конкурента Олега Боровика. В самой Перми за 2008–2012 годы экономия бюджетных средств благодаря закупке новой техники на деньги инвестора, а не областной казны, составила более 150 миллионов рублей, зарплата водителей поднялась на 50–60%, среднее время ожидания скорой пациентами сократилось до 19 минут. В 2013 году АСИ предполагало запустить проект в 20 регионах.
Однако в январе Фридману не удалось приступить к работе по уже заключенному контракту в Волгограде.
КОМАНДА «ГАЗОВ»
Волгоградский сбой приостановил дальнейшее развитие проекта «Новая скорая помощь» с помощью АСИ, хотя он ранее был поддержан многими экспертами и готовился к внедрению в очередных регионах. Документы проекта еще в 2012 году были рассмотрены экспертным советом АСИ и подготовлены для итогового заключения к заседанию наблюдательного совета Агентства под председательством Президента РФ. Однако в графе «этапы рассмотрения проекта» на сайте АСИ до сих пор значится «комплексная экспертиза». Около месяца назад было принято решение заморозить поддержку проекта на год, в течение которого АСИ будет наблюдать за его развитием в регионах. Кроме того, не произошло объявленного ранее введения аутсорсинга в скорой помощи Воронежа: в марте аукцион не состоялся по техническим причинам, а повторно объявлен не был. Тем не менее Фридман от своих планов не отказывается и намерен участвовать в аукционе в Московской области, запускать проект ещё на пяти территориях, а также расширять своё присутствие в тех регионах, где уже работают его машины.
Весной, когда «Новая скорая помощь» притормаживала, в Москве появилась ещё одна организация почти с тем же названием – «Новая скорая и неотложная помощь». Подобно АСИ, она была зарегистрирована как АНО и во многом скопировала его структуру, хотя занимается только транспортным аутсорсингом. Исполнительный директор АНО Илья Ковалёв сообщил, что в региональный совет организации уже входят представители 30 регионов. «До конца года их будет не менее 50, – утверждает Ковалёв, – причем вхождение в Совет означает, что регион подтвердил готовность к участию в проекте и обновлению автопарка за счет внебюджетных средств. Из этих 30 выделяются Томская, Московская, Архангельская, Вологодская области. Там проведен аудит автопарка, готовятся процессы по переводу региона на данную схему. Эта стадия подразумевает, что в этом либо в начале следующего года новые машины, полученные за счет внебюджетных денег, уже выйдут на линии». Региональный (в него входят преимущественно вице‑губернаторы) и наблюдательный (с участием членов Госдумы, руководителей федеральных ФОМСа и Минздрава, ряда банковских и страховых учреждений и структур холдинга «Базэл» Олега Дерипаски, в том числе «Группы ГАЗ») советы АНО были созданы 29 мая. Одновременно организация заключила договоры о стратегическом партнерстве с «Группой ГАЗ» и входящей в тот же холдинг компанией «Элемент Лизинг».
Заинтересованность ГАЗа в массовых поставках спецмашин в регионы очевидна: в рамках национального проекта «Здоровье» в 2007 году медицинские учреждения получили от автозавода 12,1 тысяч «газелей». С того времени были запущены новые модели техники, но не новый нацпроект, альтернативой которому мог бы стать повсеместный аутсорсинг. Насущная потребность одной лишь Архангельской области – 200 автомобилей скорой.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ «КОПИПАСТ»
Илья Ковалёв оказался в нужное время в нужном месте. Совсем недавно он был сотрудником Агентства, как раз координировавшим связи по проекту «Новая скорая помощь». Наработки, судя по всему, пригодились. «Ковалёв работал обычным менеджером проекта. Там есть руководители по направлениям, у каждого директора, условно говоря, десять менеджеров. Он был одним из таких менеджеров и курировал от Агентства наш проект, занимался только бумажными делами, как секретарь с высшим образованием, собирал пакет документов для экспертов, те читали и говорили: «ОК» или «Не ОК», – объясняет Евгений Фридман. – В конце года его оттуда попросили уйти, но вскоре выяснилось, что он начал параллельный проект. К нашему он не имеет никакого отношения, более того, нас удивляет, что руководство АНО представляет наши реализованные проекты в Перми, Уфе, Кирове как свои. Ковалёв злоупотребляет доверием и обманывает чиновников. Он до последнего, сколько мог, тянул, не говорил, что уволен из АСИ, а когда это вскрылось, сказал, что ему поручено создать некоммерческое партнерство, говорил некоторым чиновникам: «В Волгограде Фридман все запорол, и теперь проект веду я». На самом деле никто ему ничего не поручал. Это шарлатанство, которое рано или поздно вскроется. Илье 25 лет, он никогда не имел бизнеса. Я встречался с Ковалёвым и его компаньоном, говорил им, что у нас есть большой опыт, предлагал научить их и договориться о том, что мы не пойдем на те территории, где работают они. Но сейчас между нами нет никаких отношений».
Сам Илья Ковалёв на вопрос о Фридмане отвечает: «Я этого человека не знаю, никакого сходства между нашими структурами нет. Я читал в Интернете о том, что есть такой человек, и о коммерческих структурах, которые этим занимаются. У меня нет никакой информации о них, кроме той, которую я видел в Интернете. У нас некоммерческая организация, в состав наблюдательного совета которой входят федеральные министры, представители государственных корпораций. Поэтому никакой связи с этими структурами у нас нет».
Но год назад, 12 сентября 2012 года, Илья Ковалёв с одного из адресов электронной почты АСИ писал Евгению Фридману: «Женя, привет! Вчера закончилась подготовка к наблюдательному совету АСИ... Во вложении находится полный комплект документов и согласований с федеральными и региональными ведомствами. С регионами помог, как смог, но я веду ещё ряд проектов, поэтому нужно и им уделить время. Думаю, дальше справишься сам. Я довел проект до наблюдательного совета, теперь нужно и другие доводить до ума (их у нас 50 по плану). Надеюсь, идея аутсорсинга будет процветать)».
Оказавшись вскоре вне агентства, Илья Ковалёв взял «процветание идеи» в свои руки. «Его модель на 100% соответствует нашей, – говорит Евгений Фридман. – Он просто взял всю нашу документацию и выдает за свою. Мы покупаем машины в лизинг, так же, как и они. Принимаем водителей к себе в штат, заключаем договор аренды стоянки, заправки, ремонта и 24 часа в сутки предоставляем определенное число машин. У нас есть резервный парк на случай поломок, техобслуживания. У нас точно такие же отношения с ГАЗом, мы дружественные организации. Но у нас есть пятилетний опыт успехов и неуспехов. Тем мы и отличаемся от «Новой скорой и неотложной помощи». Мы всегда пропагандируем развитие конкуренции, но нас очень тревожит ситуация в Архангельской области, так как проект, по сути, доверяют сейчас людям без опыта работы в этой сфере и в собственном бизнесе: это грозит дискредитацией идеи ГЧП в здравоохранении».
Кировская область, вице‑губернатор которой также входит в региональный совет АНО, кажется исключением. Это единственный регион, не готовый бросаться к новым поставщикам услуг; возможно, именно потому, что здесь уже есть опыт аутсорсинга. Однако большинству региональных чиновников здравоохранения ближе иная позиция: раз вице‑губернатор поддержал новую организацию, с ней и следует работать. «На сегодняшний день проект получил официальную поддержку губернаторов целого ряда субъектов РФ. За его реализацию выступают Минздрав и Минрегион РФ, директор федерального Фонда ОМС, объединение предпринимателей «Опора России». Этот проект проводится под достаточно серьезным патронажем представителей федеральных министерств, крупных компаний. Наша вице‑губернатор входит в состав регионального совета. Архангельская область стала одной из пилотных площадок по Северо‑Западу», – сказал VM замминистра, начальник Управления модернизации и стратегического развития здравоохранения Архангельской области Алексей Крюков.
Руководитель вологодского Департамента здравоохранения Михаил Дуганов оказался не осведомлен о развитии двух альтернативных проектов и сослался на присутствие в наблюдательном совете АНО своего губернатора, подтвердив при этом, что готовятся документы для предстоящего аукциона.
Торги в Архангельске предварительно намечены на октябрь, разрабатывается пакет конкурсной документации. Трехлетнее рамочное соглашение с регионом предполагает поставку в область в общей сложности до 100 машин. «Планируем запустить этот проект с начала февраля, – сообщил Алексей Крюков. – Мы планируем в течение года наработать опыт в Архангельске и, если результаты будут положительными, транслируем его на два города‑спутника – Северодвинск и Новодвинск, возможно, захватим проектом юг области – Котлас и Коряжму. Проектом предполагается адекватная замена по маркам автомобилей. Если работает, допустим, 70 «газелей» и пять «мерседесов», будут поставлены 70 «газелей» и пять «мерседесов». Часть имеющихся машин пойдет в резерв для решения мобилизационных вопросов, для обеспечения служб ГО и ЧС, а остальной транспорт, вероятно, будет распределен по лечебным учреждениям области, имеющим в своем составе отделения скорой помощи. В составе наблюдательного совета АНО, по имеющейся у меня информации, есть люди, готовые привлекать ресурсы. АНО выполняет координационные функции. А кто выиграет конкурсные процедуры, нам заранее неизвестно». Из 70 машин на станции скорой помощи областного центра 50 работают уже восемь лет и подлежат замене, единовременное осуществление которой регион финансово не потянет.
ДИСКОНТ ДРУЗЕЙ НЕ ИЩЕТ
По словам Ильи Ковалева, схема использования действующей технической базы ССМП будет зависеть от особенностей каждого конкретного региона: «В Томске очень современная станция скорой помощи, на строительство которой город выделил более 200 млн рублей. Там самая современная ремонтная база, автомойка. Нет смысла отказываться от этого хозяйства, нужно, чтобы бизнес на договорных условиях арендовал данные мощности. Но в регионах, где инфраструктура изношена, неэффективна, ремонтные базы будут ликвидироваться, и АНО будет обслуживать автомобили в официальных дилерских центрах «Группы ГАЗ». Согласно Илье Ковалёву, ГАЗ должен обеспечить комплексные преференции инвесторам, включающие поставки, лизинг, страхование и обеспечение машин связью на условиях дисконта: «У «Группы ГАЗ», у «Элемент Лизинга» и «Ингосстраха» один владелец и одно окно для принятия решений, бизнесу проще иметь дело со взаимосвязанными структурами. Но все крупные федеральные лизинговые компании о проекте знают, у нас прямая коммуникация, мы обсуждаем льготные условия для бизнеса. И если у компаний будет желание работать с другими структурами, это их выбор».
Однако в мае, при подписании соглашений о стратегическом партнерстве с АНО, вице‑президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева сообщила, что дисконт при поставках медицинского автотранспорта и ранее являлся обычной практикой: «Мы строго следим за управлением издержками и держим цены на 30% ниже, чем наши ближайшие конкуренты».
Евгений Фридман не считает партнерские соглашения АНО Ковалёва с компаниями «Базэла» значимыми для бизнеса: «Что означает договор о стратегическом партнёрстве, какая разница заводу? Это все фантики. Вот я пришёл и прошу тысячу машин, они назначают цену. Я тоже раньше занимался стратегическими соглашениями, но если вы с партнером выгодны друг другу, вы подписываете договор на поставку определенного количества машин. Мы тоже общаемся с компанией «Элемент Лизинг», у которой с Ковалевым подписан договор, но кроме нее работаем с рядом других предприятий и банков».
НЕОТВРАТИМАЯ НЕМОЩЬ
Илья Ковалёв не называет потенциальных инвесторов в обновление парка скорой помощи в регионах («пул бизнеса, участвующего в проекте»), но уточняет, что «Группа ГАЗ» таким инвестированием не занимается. У некоммерческой организации иные функции: «Задача АНО – мониторинг внедрения и координация процесса, наша функция – коммуникационная. Машины за свои деньги будет покупать бизнес, который будет являться оператором в каждом конкретном регионе. Компании готовы до 2018 года вложить в данный проект не менее 5 миллиардов. Деньги пойдут на открытие офисов в регионах, покупку автомобилей, повышение зарплат в тех регионах, где оно планируется.
Евгений Фридман не исключает, что участниками аукционов станут компании самого Ильи Ковалёва и его партнера – аспиранта петербургского экономического вуза, сына замглавы крупной сырьевой компании: «Они станут опираться на подставных людей, оформлять на них компании‑юрлица и участвовать в аукционах, но сами будут конечными бенефициарами. АНО – это просто фантик. Но когда архангельская скорая помощь объявит аукцион на предоставление транспортных услуг скорой медицинской помощи, мы, как обычные предприниматели, работающие в этой сфере и знающие в ней толк, можем заявиться и выиграть торги. Это вопрос цены».
Источник: vademec.ru

 

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"