Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Герои города

Живой поток екимовских картин

 Борис ЕкимовЗамечательные волгоградцы

Биография Бориса Петровича Екимова заставляет задуматься о том, как, когда, каким путём народная речь входит, впитывается в человека, становится для него необходимой, формирует мысль, строит предложение, становится неизбывным элементом высказывания, а для писателя – художественного текста.

Во всех биографиях Бориса Петровича упоминается, что он родился в северном городе Игарке. Но мало в каких источниках сообщается, что там, на севере Красноярского края, он и года не прожил, в 1939 году после смерти отца его семья перебралась в Иркутск, а ещё через год – в Казахстан, где Боря начал строить свою речь на родном языке. Только в 1945 году Екимовы приезжают на Дон, поселяются в уютном городе Калаче.
И здесь донская речь впитывается в языковое сознание мальчика. И вошла она настолько прочно, что её не уничтожили, не разрушили, не смыли ни служба в армии, ни разъезды по стране (а будущему писателю пришлось поработать на стройках в Казахстане и в Тюменской области, токарем, наладчиком, слесарем, электромонтёром на заводе, учителем труда в сельской школе), ни частые отлучки в Москву, ни учёба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М.Горького.
Донской край, обильный на яркое, сочное слово, пробудил в мальчике внимание к народной речи, но формирует языковое сознание ребёнка семья. Его мать и тётушка Нюра заложили в Боре любовь к художественному тексту, к русской литературе, к классике, не ведая таких высоких слов: «Бабушка моя, вятская крестьянка Евдокия Сидоровна, в школе не училась, грамоты не знала, но дочери её, моя мать и тётушка, услыхали, запомнили и при случае повторяли до веку суровой зимой: "Малыш уж отморозил пальчик... – это мамочка наша всегда говорила". Или другое: "Зима недаром злится, прошла её пора... Полюбуйся, весна наступает... – это мамочка наша...". Воистину так: не Пушкин, не Тютчев, но "так говорила мамочка", которая грамоте не разумела, но была хранителем Слова, передавая его детям». Бабушка умерла в 1920 г., задолго до рождения Бори, но память о её языковом и культурном опыте передавалась в семье: «наша мамочка», моя бабушка, Евдокия Сидоровна, а по жизни просто Дуня Крысова, умерла от тифа в гражданскую войну, тридцати лет от роду. Но дочери помнили её всю жизнь: «Наша мамочка...» («По законам старого дома»). Так, из соединения образцов высокой литературы в её бытовом, домашнем цитировании и ежедневного приобщения к донским неповторимым словам и оборотам на улицах Калача и родилось то, что впоследствии станет особым екимовским стилем.
Именно за этот стиль, за сохранение народного языка Бориса Екимов был отмечен многими литературными премиями, включая недавнюю Патриаршую. Премия Солженицына была ему вручена «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка». Александр Исаевич лично охарактеризовал соискателя премии: «В последние десятилетия, когда, кажется, само существование русской деревни выпало из нашего поля зрения, не говоря уж об окоёме искусства, – Борис Екимов вошёл в литературу новым писателем-"деревенщиком". Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с её новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела. А уж как интересно послушать суждения из донской глубинки – о событиях новейших».
Написаны были эти строки в феврале 2008 года, за полгода до кончины А.И. Солженицына, они стали его своеобразным завещанием, на которое Борис Екимов откликнулся новыми произведениями, напечатанными в московских и провинциальных журналах. И во всех рассказах звучит мысль о человеческой доброте и памяти: "Не растеряй в длинной жизни своей эту детскую доброту и долгую человечью память" («Не забудь»).
У Бориса Петровича много произведений, которые уже сейчас можно считать русской классикой. Но если кому-то ещё не довелось почитать его повести и рассказы, советую начать с "Говори, мама, говори" и "Ночь исцеления", они размещены в Интернете. А дальше Вы уже не сможете оторваться от творчества этого нашего замечательного волгоградца.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"