Интервью с заслуженным художником России, почетным гражданином Волгоградской области и почетным членом Российской академии художеств началось так, будто мы знакомы уже много лет. Вся серьезность и пафос, навеянные статьями из Википедии и не только, растаяли с первой же улыбкой Мастера.
Мы идем с Владиславом Ковалем к нему в мастерскую. Добравшись до последнего этажа, плутаем по коридорчикам крыши. Миновав древнегреческую статую и несколько горшков с комнатной «петрушкой», останавливаемся у входа. На двери мастерской, словно часовой, гостей встречает палитра с толстенными наслоениями краски, создающими причудливые завитки. «Ой, да это еще студенческая!» - поясняет художник.
- Помимо студенческой, есть еще нынешняя, рабочая, - рассказывает Владислав Эдуардович. - И недавно начал чистить ее. Моя палитра – это толстое стекло, на которое я наносил краски в течение тридцати одного года. Накопившийся пятисантиметровый слой краски надо было счищать. Пробовал ножиком - не дается. Пришлось стамеской откалывать эти «сталактиты».
Это была темперная краска на водяной основе. Поэтому когда ее наносишь на холст, вода, испаряясь, оставляет тончайший слой краски. На моей палитре их были миллионы! Они перемешались, и... когда я отколол срезы да глянул, то ахнул – это ж рукотворные минералы! Такой орнамент, такие узоры, такие цветовые сочетания! Мой сосед, ювелир, обрамил их серебром, и получалась просто «бомба»!
Часть палитры висит теперь на стене в моей мастерской, в рамочке, а из остального получилась та самая «взрывная» бижутерия.
За 30 лет палитра аккумулировала такую сильную энергетику, что мои «минералы» будут стоить дороже бриллианта. Знаете, в музеях экспонируют фрагменты «с палитры Леонардо да Винчи», «с палитры Питера Брейгеля», с палитры еще кого-то... А это «с палитры Коваля» - вот вам! И вот такие открытия - чуть не каждый день. Сейчас в моем творческом «сундучке» разрабатываются такие направления, как ювелиризм, т-арт и арт-ювелиризм. И каждый раз что-то новое открывается.
- Владислав Эдуардович, есть ли у вас такие хобби, о которых не знает никто?
- Мое хобби - это моя жизнь. Сейчас я - художник, в юности была филателия и нумизматика. Увы, я уже потерял явный интерес к коллекционированию. Сейчас ведь время другое: нажал пару клавиш, и тебе покажут все: от марок до ценных бумаг. Необходимость коллекционирования отпала. А тогда, в «мое» время, не было ни Интернета, ни мобильных телефонов, поэтому такой объект, как почтовая марка, был центром внимания. А тем более, я не только коллекционировал, но и рисовал марки.
То же самое и с монетами, и банкнотами, изобретенными мной. Кстати, их в моем архиве свыше ста.
Нынешняя коллекция останется моим правнукам - внукам уже не интересно. Не зацикливайтесь на том, что было, – живите сегодняшним.
- А «любимчики» в вашей коллекции есть?
- У меня вообще нет понятия «любимчик». Я не привязан так трепетно к чему-то одному. Сегодня нравится, завтра - появятся другие фавориты. Потом все уходит «в архив», и я теряю к этому интерес. Так как я уже давно ничего не коллекционирую, то моя жизнь переместилась в творчество – в создание картин. Для меня они каждый раз новые. И даже в них нет «избранных». Повторюсь: нельзя привязываться к чему-то. Например, даже если бы я сейчас выиграл в лотерею миллион, я бы вряд ли вспомнил об этом через пару лет. И вообще, счел бы за наказание такой поворот – большие деньги тянут за собой большие хлопоты. Слава Богу, он меня отвел от богатств. Я свободен! А когда человек свободен, у него сознание для творчества работает более раскрепощено. Деньги, конечно, нужны как инструмент и иногда заставляют себя искать, но Господь мудро посылает тогда для увеличения дохода что-то новое и полезное. Например, интересные встречи.
- На ваших картинах неодушевленные существа оживают. Это ваш стиль?
- Превращение неживого в живое я назвал «Т-артом», то есть трансформер-арт. Трансформация искусства. Вроде, мы видим одно, но если посмотреть под другим углом, то получается уже совершенно другое. Например, на стене моей мастерской фотография, где в осеннем пейзаже вырисовывается мой автопортрет. Или более «фантастичный» пример: девочка стоит к нам спиной, смотря в рамку. Вроде совершенно пустая рамочка для вас, зрителей, но я, художник, увидел в ней драпировку, в которой проглядывается лицо монаха-капуцина в капюшоне с мясистыми губами. Когда я начинаю работать в такой манере, то создаются удивительные новые образы и обнажается то сокрытое, чего никто никогда не видел. В картинах-трансформерах энергетика одних образов взаимодействует с энергетикой других, и получается некий театр. Это похоже на игру актеров, только в изобразительном искусстве. Это и есть Т-арт.
- А дома ваши картины есть? Или вы разделяете - «личное» и «рабочее»?
- Знаете, и дома висят! Но чаще мои работы находятся у кого-то в коллекции. И «разбежались» они, скажем так, по всему свету. Теперь они «прописаны» в Чехии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании. Сейчас у меня остались около трех десятков работ, в то время как я написал свыше тысячи.
- Я знаю, что ваши марки находятся в коллекции у королевы Великобритании. Что вы почувствовали, когда узнали о внимании к вашему творчеству коронованной особы?
- Про марки у меня есть отдельная книга – «Мелодия почтовой миниатюры», за которую я уже получил четыре медали на международных выставках. Тут собраны все мои марки и истории их создания. С чего все началось? Будучи студентом, я отсылал письма родным. Однажды так получилось, что марку я нарисовал, наклеил на конверт и отослал. Почта пропустила - там не заметили «фальшивку». Много позже я отправил свое творение английской королеве, в виду того, что эта страна – «первооткрывательница» марок. Я же, в знак признательности и уважения, отправил не какую-нибудь, а свою первую марку с портретом Шостаковича. Это был мой дебютный заказ в этой отрасли. С него, можно сказать, для меня все и началось...
А по истечении многих лет я создал марки, посвященные английской королеве. Позже мне пришло письмо с ее личной благодарностью и известием о том, что мои работы будут храниться в Букингемском дворце в коллекции королевы.
Уже тогда мои марки «гуляли» по всему миру, а награды «грели» душу, поэтому внимание английской королевы не стало для меня чем-то выдающимся. Ведь это все сиюминутные моменты! А я уже нахожусь в том возрасте, когда хочется переосмыслить свою жизнь, хочется вычленить те события в ней, которые стали "ступеньками" к духовному росту. Все марки, картины, фотографии станут со временем мне ненужными!
У меня в мастерской побывало много знаменитых людей, но даже некогда было подумать, что с ними можно «заселфиться». Это все суета сует и томленье духа. Многие-многие известные люди побывали у меня. Игорь Иртеньев и Бондарчук, недавно ушедший Петр Зайченко - вообще постоянный гость. И его портрет даже остался в мастерской. Мне интересно творчество, а не гости моей мастерской.
- Я знаю, что вы являетесь автором многих гербов. Расскажете об этом?
- У меня свыше двух сотен гербов Волгоградской области, имеющих статус официальных, будь то город, район или село. Создавал я и гербы российских городов: от Сахалина до Кавказа. Сейчас же модно делать фамильные гербы. Ну, люди есть люди! Никас Сафронов, например, попросил сделать герб Галкину и Пугачевой – почему нет? Я передал его через Никаса, но денег не взял. Зачем? Герб у них, кстати, «птичий»: Галка – птица, а Пугачева – это от слова «пугач», что означает «филин». А до этого у нее муж был... Филя. И как так получилось? Мистика! Вообще, на гербах всегда должно быть что-то, соответствующее фамилии – гласный принцип. С птицами, конечно, легче. А вот когда фамилия Лысяков или... м-м-м... посложнее? Это ж как надо изобразить лысину, чтобы не обидеть человека? Придется «попыхтеть»!
А вообще каких гербов только не было! Но первый помню – мой, авторский. Он состоит из молотка, потому что Коваль, и крыльев на нем - моя кровь польских "орлов". Герб благодаря княгине Марии Владимировне Романовой помещен в статус «официальный». Его уже можно найти в дворянских книгах. А Мария Владимировна наградила орденами и даже присвоила дворянский титул.
- Владислав Эдуардович, вы с детства решили, что станете художником?
- За меня это решили люди, которые просто говорили: да, он художник. Вот и напророчили! Если говорить с детства: «Ну и идиот!» - ребенок тем самым и вырастет. Я с детства любил рисовать, но не ощущал себя художником. Кстати, и до сих пор не чувствую. Я даже думал, что мое любимое занятие не будет профессией, а на всю жизнь просто останется хобби. Но нет! Мне повезло.
- Я заметила, что вы – верующий человек. Почему вы не переносите это на свои картины?
- Постоянно. У меня много картин на тему библейских сюжетов стоят в мастерской. Я даже сейчас хочу воплотить один интересный проект: доделать «Столбичи» в Камышинском районе. Если вы вдруг не знаете, то Столбичи - это уникальное горное образование на берегу Волгоградского водохранилища на территории природного парка «Щербаковский». Это исполинских размеров десять отвесных столбов, высота которых доходит до ста метров.
Так вот, есть задумка «обрамить» этот уникальный природный памятник изображениями: лик Христа и сцены из Библии. Нет, сами столбы не тронут, но к одному из них будет прикреплено изваяния из туфа, которые плавно перетекут в тот самый природный монумент. Я сделал эскиз с уже прорисованными ликами. Получилось что-то вроде трансформер-картин. Назвал эту композицию «Твердь». Губернатор, узнав о моей инициативе, был, мягко говоря, удивлен, а сейчас дал команду заняться этим. Только представьте: если задуманное осуществится, то к нам потянутся паломники со всего мира! И наш регион станет известен миру не только скульптурой «Родина-мать зовет», но и «Твердью»...
- Вы так неоднозначно относитесь к символу города – Родине-матери. Почему?
- А как иначе, если она - валькирия? Ее установили неправильно. Следовательно, несет «не тот» посыл. Я это говорил и буду говорить. «Родина-мать» развернута на нас, идущих к ней с цветами. Еще говорят: «Родина-мать зовет!». А кого она зовет? Получается, что войска вермахта? Она ведь развернута на восток, то есть на своих. Ее нужно на 45 градусов развернуть, что сделать, точно говорю, вообще не трудно. Я даже губернатору отправил соответствующее письмо-предложение. Скульптура ведь никак не закреплена, ее равновесие обеспечивает только ее внушительный вес... Я даже предлагал сверху ее покрыть не бетоном, а зеркальным материалом, как покрыты купала храма. Таким сейчас покрыты «Рабочий и колхозница» работы Веры Мухиной. Представьте, к ней идешь, а она – зеркальная, отражает небо. Тогда она смотрится уже не бетонной громадиной, а как бы действительно зовет, становясь аллегорией и мощным символом. Она будто парит над облаками и, получается, уравновешивает весь памятник-ансамбль на Мамаевом кургане, даря ему гармонию и очень глубокий смысл...
- У Волгограда еще есть что-то, что не соответствует, так сказать, «феншую»?..
- О, если пересчитывать, то и дня не хватит! Например, жилой комплекс «Паруса», стоящий над Волгой. Гораздо полезнее, если бы здесь соорудили зону отдыха, облагородив таким образом русло реки Царицы, освободив ее от «каменных джунглей». Представляете, парк, пруды, а на нем - лебеди, легкие лодки, дети купаются… Да эта парковая зона станет любимейшим местом волгоградцев и гостей!
А сейчас что? Думаю, что мертвые площадки, превращающие оазис в бетонный бассейн, можно поставить, где угодно...
И еще. Мы ведь живем в городе, который "разглядел" не кто-нибудь, а сам Александр Сергеевич Пушкин! Но мы ходим мимо стел, где написано большими буквами СКВЕР, а ниже мелко – Пушкина, да так, что Александра Сергеевича совсем разглядеть не получится.
В свое время я попросил научного сотрудника рукописного отдела Института русской литературы РАН Александра Дубровского прислать мне копии рукописи Пушкина, где он упоминает о Царицыне. И вот эти строчки: "Между тем, новое важное лицо является на сцене действий: Суворов прибыл в Царицын».
Кстати, недавно, 6 июня, в двухсот двадцатый день рождения Пушкина, поставили стелы, на которых и выведены эти великие строки. Вы только представьте: Пушкин, Суворов, а еще Петр Первый и Александр Дюма - они тоже бывали в Царицыне. Это ж вековая российская история!
Но город-герой Волгоград, увы, с этой рекой времени не ассоциируется...
Фото автора.
Комментарии
Старый доктор
При всем уважении к нему, никак не могу согласиться по поводу его предложений по модернизации Родины матери.
Насколько я знаю, он никогда не был монументалистом.
Скульптура прекрасно смотрится для взгляда идущего к монументу, хорошо смотрится с пр Ленина.
Вид с Волги на скульптуру просто бесподобен. Это гениальное произведение.
Улучшать ее это грех, преступление.
Она не так стоит по сторонам света? Возможно. Но туристы, гости идущие к скульптуре не ходят с компасом, они не штурманы корабля. Люди думают не о направлении движении войск, они думают о цене нашей победы,о цене нашей жизни.
Коннов
Старый доктор
Коваль не инженер.Ему простительно. Его ввело в заблуждение то, что скульптура свободно стоит на постаменте без крепления. Однако, Упершись коленкой ее не повернешь.
Чтобы повернуть скульптуру, ее надо сначала приподнять ( несколько тыс тонн) , поставить на рельсы - балки, повернуть, упустить, и все конструкции далее разобрать.
Если это вообще технически возможно.
Думаю, это будет стоить пару - тройку миллиардов рублей. Если еще скульптура не треснет и не развалится от движения. Она и так вся в трещинах, по причине строительства ее из низкосортного бетона. ( денег не было)
Предложение Коваля совершенно нереально.
Почему неприязнь? Профессиональная ревность. Кто не без греха?
Печорин
Всегда с теплом и уважением буду вспоминать настоящего художника-скульптора земли волгоградской Фетисова Виктора Георгиевича,светлая память художнику и Человеку с большой буквы.
Старый доктор
Нельзя быть единым во мнении. Тем более что он реальный мастер. Выслушать можно, но исполнять не обязательно.
Печорин
Семён Семеныч
Миpный
Дан
Кто ты такой чтобы судить Коваля? Пыль на его бoтинках!
Красная Слобoда
Ревин
Семён Семеныч
Да ладна. Не задирай планку то, не по чину бузишь.
Ссу
Старый доктор
Он застрял в своем развитии на уровне старшего подростка, заводилы, первого хулигана улицы которого все боятся. Он и тут всех пугает.
Чин у него такой. С возрастом эти качества стали заметно обострятся. Это не остановить.
Семеныч не надо бросать во всех камнями.
Думаю, что Дан есть госчиновник.
Миpный
А разномыслие бывает у всех...
Миpный
Дама мечей
Он не одинок в своей радости. Даже на форуме есть люди, у которых имеется желание "пнуть" памятник.
Цитирую Старый доктор :
очень старый доктор
Вот Коваль образца 2006 г.
Цитата: www.trud.ru
а вот - он же образца 2016 г.
Цитата: Отчего же так? дело в том, что на кону был большой куш - заказ на купюру 200 рублей Банка России. И он ее макет сделал согласно изменившейся конъюнктуре, якобы забыв про свои же слова.
Выводы делайте сами.
Семён Семеныч
Семён Семеныч
Семён Семеныч
Бери выше. Отец родной.
куррвиметр
Коллега
Чей отец?
Лёлик
Хороший комментарий. Ты, главное, не останавливайся. И да, Дану ты сейчас возможно медвежью услугу оказываешь. Хотя, возможно и нет.
Я догадываюсь, что и Прохожий тоже ого-го каков по жизни судя по замашкам. Или замаху? Палкой, имею в виду.
Где ещё ***ками померяться? Только на форуме. Главное понтануться погромче.
Лёлик
Ну а этот деятель рисует купюрки на потребу времени... на самом деле, словам этих великих спыцалистов не стОит придавать значения, кто сказал, что актёры или художники - честь и совесть нации? Не факт, ой не факт!
Лёлик
В который раз вижу, что публичному человеку частенько лучше попридержать язычок, дабы не прослыть глупцом. Посмотрите на Кикабидзе! Кика совсем из ума выжил, и ведь в отличи от Роберта ДеНиро или Фримена-ака-Свободного-Человека (у них такие все они, то голдмены, то фриманы, то голдфарбы, то есть все - золотые и свободные), так вот те за деньги, а ведь этот от всей души глупец.
Там где нет великодушия и доброты - нет мозгов.
Семён Семеныч
Опять бредишь дружок? Кого я тут пугаю? А кто там дан мне вообще параллельно. А насчёт коваля написал предельно корректно, хотя не раскрыл и половины его натуры. Бог с ним. Все творческие люди не в себе.
Старый доктор
Убедительно.
Это пример того, как конфликтуют в душе творческого человека две линии : как я думаю, и что надо думать чтобы жить в обществе.
Этот конфликт тяжело переживают журналисты, писатели, художники, певцы.
Есть которые не гнуться . Например, певец Макаревич. Только ленивый сейчас не кидает в него камни.
Вавила
Лёлик! Я Вас поддерживаю на все сто!!! И виртуально дарю вам флакончик духов Zegna...
куррвиметр
сухая кисть
призрак
попутчик
так пускай откроется крутой ДАН