Фотовзгляд мастера
Перебирая свой фотоархив, я подумал, а почему бы в «Малой родине» не рассказать о людях - удивительных, самобытных, увлеченных? И сразу всплыли передо мной несколько хопёрских бриллиантов.
Фото 1
Центром притяжения в Алексеевском районе являются не политики, не бизнесмены, не гадалки, а известная культурной России фольклористка Валентина Семеновна Кубракова.
После знакомства с ней и её окружением, помощниками и почитателями я и начал понимать казачий фольклор. И теперь, услышав казачью песню, кто бы ее ни исполнял, быстро обнаруживаю фальшивку, улавливаю разницу между «просто петь» и «играть песню».
А еще Семёновна собрала несколько мешков общих тетрадей воспоминаний старожилов, личных наблюдений о всесторонней жизни казаков в прошлых веках и после кровавой расправы над ними, организованной большевиками. В них можно найти не только тексты песен, былин, сказаний, но и как, например, строился курень, как одевались казаки после службы или как проводились торжества.
По моим прикидкам, в мудрых тетрадях собраны, как минимум, два десятка кандидатских диссертаций. Но их, увы, не замечают даже те, кто по служебным обязанностям обязан хранить, защищать и развивать культурный пласт славного воинского сословия. Один из влиятельных атаманов, родом из этих мест, и далеко не бедный человек, вот уже несколько лет обещает Кубраковой издать книгу по её материалам. Но воз и ныне там.
Валентина Кубракова и её, как она говорит, девчата и казаки, ещё в советское время создали один из лучших в области музей, где можно познакомиться не только с жизнью и бытом казаков. А с ансамблем «Горница» по нескольку раз объездила окрестные хутора и станицы. Она и сегодня легка на подъем, если есть бензин в старенькой машине. Шолоховедам Семёновна может передать немало сведений, оставшихся в её памяти от бабушки, дружившей с женой писателя.
Фото 2
Голосистая казачка Валентина Кубракова в окружении солистов «Горницы».
Фамилии этих казаков не помню. Запомнился один из пришедших в ансамбль -преподаватель средней школы, вскоре ставший директором. Увидел его на сцене, услышал, как поёт старинную песню и обратил внимание, что, исполняя ее, подтанцовывает. Движения были совершенно не заученные, характерные лишь для него самого. В другом хуторе эту же песню он сопровождал другими движениями, при этом менял акценты и интонацию в голосе. Он «играл песню», исходя из своего настроения и настроения публики.
Фото 3
«Горница» и козлик. Летний дремотный полдень. Всё замерло. Казалось, что даже и мухи погрузились в дремоту. На сонной улице появилась Семёновна с артистами, присела на лавочке возле куреня и запела. Заголосили казачки, заиграла гармошка... И тут же появился первый «слушатель» – козлик, не испугавшийся посторонних для него звуков. Затем, почухавшись, подошёл старик. И потянулся народ. Всё ожило.
Любят в здешних местах народную песню и шутку. В знак благодарности за уличный концерт чуть хмельной казак принёс артистам трехлитровую банку самогона и большую миску солёных огурцов...
Фото 4
Носители народных традиций - казаки. Казачья песня так заразительна и притягательна, что даже, говорят, африканцы к ней неравнодушны. Баянист не из казаков, а как он играет!
Фото 5
Один зуб, а как пел. Иван Беспалов, тракторист, фронтовик. Работал в поле и пел песни, всё новые и новые. Фольклористы записали 850, многие остались не изученными. Он любил и понимал юмор, шутку. Точно знаю: не обиделся бы на меня за это изображение. Беседуя с ним, частушечниками и другими «смешными» собеседниками, я обнаружил: это стало для меня открытием - казачий юмор строился с учётом «не обидеть человека». Слова так выстраивались, что подсказывали спорщику, как их удачно парировать.
Фото 6
Сказительница Зобнина. Бабушка с живыми, светящимися глазами обладала блестящей памятью и хорошим музыкальным слухом, жила в станице Усть-Бузулукской на самой захудалой улице, не поверите - им. Ленина. Наша «девятка» её «не взяла», да, наверное, не каждый трактор проехал бы по Ленинской улице. Ну и что, скажет читатель? Да это очередная мудрость местных райкомовских начальников, наверное, из казаков, назвавших вопреки установившейся практике, улицу именем вождя не в центре станицы (а она была даже райцентром), а в самом закутке. И никто не заметил такого кощунства. В сталинские времена даже расстреляли бы за это.
Но в нашей истории интересна Антонина Гавриловна. Знала она наизусть «Змея Горыныча» и еще несколько былин. А главное - произносила и расставляла акценты по тексту так, как это делалось три века назад. Вот вам и ответ о глубине истоков объёмной казачьей культуры. Двенадцатилетней девочкой впервые она услышала их от «блаженного», да так и остались слова в её подсознании до самой смерти.
Фото 7
Слепой музыкант. Представился нам как «Миколай». В 90-х жил он в станице Титовской. В доме на стене висело несколько гитар и балалаек с оборванными струнами, стояло по углам на полу или на стульях несколько гармошек и баянов. Оказывается, этот незрячий человек не знает, как их настроить без подсказки умершей матери. Осиротел он - осиротела и музыка...
Фото 8
Оптимистка. Ковыляла она от храма с тросточкой. Увидев меня с фотоаппаратом, улыбнулась: мол, даже и представить себе не могла, что кому-то понравится! В беседе открыла историческую тайну. Поглядев на церковь, заметила, что ходила в «бабий храм». Я удивился названию и уточнил, почему такое название, я ведь вижу большую церковь. Оказывается, в станице Зотовской, вероятно, и в других селениях на Хопре, под основным куполом (в трапезной) бабам запрещалось стоять во время службы. Это святое место для усачей-казаков. А женщины и дети молились под колокольней и в приделах. И это не оскорбляло казачек.
Фото 9
Старинная шаль. Ей свыше 120 лет. В Кубраковском музее много платьев, шаровар, верхней зимней одежды, которые перешли в наследство правнукам из запрошлого века.
Фото 10
Казачата. Середина 90-х, прямо скажем, голодных и неопределённых годов. Многие без работы и без зарплаты. Куда там до детей! А Кубракова нашла средства, чтобы провести в станице Зотовской детский фестиваль-конкурс. Приехали 300 детей со всех школ Алексеевского района. Ребята играли старинные песни, рассказывали былины, истории своих хуторов и станиц. Даже городские учёные от фольклора удивились мудрости и силе казачьего слова, богатстве культуры.
После праздника Кубракова с девчатами и местными рыбаками накормила всех ухой прямо на берегу Хопра.
А юная поросль вселила надежду...