Великий преобразователь России встретил нас в мастерской волгоградского скульптора Юрия Тютюкина
Пластилиновый реформатор уставился пронизывающим взглядом, словно изучая и пытаясь мысленно ответить на вопрос: «Чем же ты, брат, будешь интересен? Может, и ты относишься к критикам моих законотворческих идей? Сколько их было на моём веку...». В ответ захотелось воскликнуть: «Ваше благородие, простите им, заблудившимся в пустыне овцам!».
А было этих «овец» действительно немало. И не такие уж они безобидные.
- Для меня Петр Столыпин, - размышляет скульптор Юрий Тютюкин, - интеллектуальная глыба России, до конца не понятая даже просвещенной публикой его времени. Я уж не говорю о политиках и правителях российской империи. Он и сегодня раздражает многих своей неординарностью и политической смелостью. Вспомните его аграрные преобразования. Несмотря на диаметрально противоположные взгляды различных политических сил, Столыпин поддержал позицию, обозначенную в XIX веке Валуевым, Барятинским, а чуть позже и Витте о предоставлении права крестьянам на выход из общины.
Убеждённо заявляя, что "нельзя любить чужое наравне со своим, и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей. Бедность, по мне, худшее из рабств".
Указом 9 ноября 1906 г., принятым в чрезвычайном порядке, было положено начало выходу крестьян из общины. И почти сразу видим результат: с 1909 по 1914 годы Россия произвела зерна больше, чем основные её конкуренты - США, Канада и Аргентина - вместе взятые. А что сегодня в нашем аграрном секторе творится? Даже горожанину понятно – пока тупик, хотя реформы вроде бы проходят третий десяток лет.
- Юра, твой Столыпин явно не под заказ...
- Я много материалов прочитал об этом человеке, обратил внимание на его колоритную внешность, и в очередной раз убедился: Бог неординарных людей наделяет благородной внешностью. Это не обязательно красивость, слащавость, отталкивающая художника. С пустотой нет смысла работать – черная дыра получится, а здесь – образ многогранен и притягателен. Почитайте его речи, и вы убедитесь в этом.
Шесть месяцев мастер работал над Столыпиным, не ориентируясь ни на толстосумов, ни на политиков. Не стал он участвовать и в конкурсе по созданию образа Петра Аркадьевича, провозглашенном Владимиром Путиным. Скульптор выразил своё видение великого человека искренне и, как мне кажется, удачно.