Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Маскарады те положительно неприличны

История Царицынского театра в юбилейных зарисовках. (Продолжение)
---5-3939503Царицынский театр развивался крайне неравномерно, что вообще было типично для российской провинции.

В театральной России в этот период сохраняются и обостряются по сравнению с прошлым резкие контрасты, бьющие в глаза противоречия. В столицах функционируют два драматических императорских театра, по всей остальной России – частные.
Театральное дело в провинции предоставлено воле случая, и это сказывается во всём.

Не было стационарных театров, труппы формировались заново на один сезон. Актёры на протяжении немногих лет сменяли десятки сценических площадок. В журнале «Искусство» в отчёте о состоянии театров в России за 1882 год сообщалось, что в Царицыне имелось два театра: зимний (в каменном доме купца Божескова) и летний (в саду мещанки Шешинцевой). В зимнем работала труппа А.Христича, состоящая из 17 артистов. В летнем – труппа П.Медведева,из 20 актёров (12 мужчин, 8 женщин).

 

Репертуар был весьма разнороден. Драматургия 1870-1890-х годов откликалась на все волновавшие «культурный слой» проблемы, кроме политических (они не могли пробить цензурные кордоны), испытывала влияние современных великих романистов. Еще более явственно, чем в развитии драматургии, «дух времени» сказался в отборе пьес для постановки – процессе, обусловленном зрительскими и актёрскими симпатиями.

Репертуар провинциальных антреприз, в том числе и выступавших в Царицыне, непременно включал лучшие отечественные и переводные пьесы. Произведения Островского, Чехова, Толстого ставились сразу же по разрешении. Островский оставался в числе самых популярных авторов. Интересно, что особо выдающиеся в идейном и художественном отношении пьесы считались обязательными к постановке. Несмотря на то, что заранее было известно, что сбора они не дадут. Вот – укор нынешним «деятелям от культуры», впаривающим публике откровенную чернуху во имя «зашибания деньги».

Премьеры давались каждую неделю и чаще (80-160 названий – обычное число премьер за сезон!). Ведущая тема популярных произведений новой драматургии – извращение нравственности в наступившем царстве Ваала. А проще говоря: деньги, деньги, деньги и всё, что входило в их орбиту. Очень напоминает день сегодняшний, не правда ли?

Царицынская афиша пестрела и произведениями таких авторов, как И.Шпажинский, В.Дьяченко, В.Крылов. Эти три писателя вошли в историю театра как драматурги-ремесленники, спекулятивно откликавшиеся на злобу дня, ловко приспосабливающиеся к невзыскательным вкусам публики.

Первоначально театральное дело в Царицыне шло туго, антрепренёры не всегда сводили концы с концами. Журнал «Искусство» сетовал: «Несмотря на то, что город не избалован игрою различных «известностей», публика почти не посещает театр. Больший процент посетителей – купцы, мещане, чистой публики почти не видать, дамы совсем отсутствуют. Такое пустование театра было бы, пожалуй, понятно, если бы в городе были какие-нибудь другие удовольствия; один клуб, но и там на танцевальных вечерах можно увидать двух-трёх дам, маскарады те положительно неприличны со своими масками самого дурного тона, и приехать сюда порядочной женщине невозможно».

В том же журнале говорится и о причинах такого положения: «Главная из них – сама публика, нисколько не сочувствующая процветанию драматического искусства в родном городе и почти совсем не посещающая спектаклей, несмотря на крайне добросовестное отношение к делу как антрепренёра театра П.В.Агапова, так и самих актеров». Приводятся сведения, что с 25 октября по 25 ноября 1882 года труппа собрала 1790 рублей, тогда как расход составил 1800 рублей.

Положение стало меняться, когда в Царицын в 1883 году заехала труппа, составленная известным актёром тех лет Василием Андреевым-Бурлаком. Общий интерес к ней привлекли имена выдающихся актёров, которые сформировались и прославились в провинции, но на этот раз ехали по Волге и Дону как представители Москвы. Успех товарищества определили не только имена его участников, точная организация и продуманный маршрут, но более всего тот факт, что впервые в русской театральной провинции увидели у себя спектакли столичного театра в почти не облегчённом варианте. Новое качество этих гастролей отмечалось в прессе неоднократно.

На сцены волжских городов вышли Писарев, Глама-Мещерская, Свободина-Барышева, Шмитова-Козловская, Скалон, Гиляровский. Да-да, тот самый Владимир Гиляровский, впоследствии знаменитый журналист и писатель, автор замечательной книги «Люди театра». В товариществе он играл небольшие роли, основное его назначение – «передовой агент». В этом качестве он выезжал раньше других, снимал театр, приготовлял его к спектаклю, печатал афиши, публиковал в газетах анонсы.
В Царицыне были даны два спектакля. Неимоверный успех выпал, конечно же, на долю Андреева-Бурлака. Царицынцы были покорены его исполнением ролей Аркашки Счастливцева в «Лесе» и, более всего, Поприщина в «Записках сумасшедшего» Гоголя. Когда он истерически взывал: «Матушка, пожалей о твоём бедном дитятке!», публику охватывала «дрожь ужаса и жалости», «волосы шевелились на голове».
На снимках: Василий Андреев-Бурлак в ролях Иудушки Головлёва и Поприщина.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"