Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Рай для лентяев и тунеядцев

История Царицынского театра в юбилейных зарисовках. (Продолжение)
konkordiaВ начале 80-х годов XIX века Царицын по числу жителей – около 36 тысяч – превосходил все уездные города Поволжья. Сюда ещё надо приплюсовать беспаспортных, которых насчитывалось никак не менее 5000, а летом число их ещё более увеличивалось.
В городе насчитывалось 7 церквей, заводов пивоваренных - 5, механических - 6, лесопильных - 5, керосиновых - 4, кирпичных - 17, ветряных мельниц - 15.

Две прогимназии – мужская и женская, одно городское училище и 4 приходских. Обучаются 880 мальчиков и девочек – ничтожная цифра. Книжных магазинов нет. Кабацкое дело безусловно процветает. Трактиров - 154, постоялых дворов - 21, кабаков - 55, винных складов - 16, рейнских погребков - 20.
Тем не менее тогдашний Царицын мало походил на город. Как писали путеводители тех лет, «это скорее большое село, к которому пристроились несколько деревень. С какой стороны вы на него ни смотрите – он всегда представляется каким-то азиатским селением, громадным, но серым, бедным и, смотря по сезону, грязным или пыльным. Площадь и улицы не мостятся; по ночам освещаются только некоторые из них, да и то так скудно, что обыватели до сих пор не бросили привычки ходить по ночам с фонарями в руках».
Но, несмотря на убогость существования, а, может быть, вопреки ему, царицынский обыватель, разбуженный труппой Андреева-Бурлака, потянулся к театру. «С закатом солнца царицынцы сплошными массами устремляются в «Конкордию», небольшой садишко, приютившийся на берегу речки Царица, – рассказывал «Спутник по Волге». – В «Конкордии», кроме буфета, имеется летний театр, где местною труппою даются оперетки. Прогуливаясь по саду, нельзя не заметить преобладания здесь прекрасного пола, отчего в «Конкордии» всё чинно, благопристойно и вежливо – скандалов никаких. Царицынские барышни вообще довольно миловидны, одеваются скромно (платья преимущественно из сарпинки), но не без вкуса».
Театр в Царицыне был особенным. Спектакли начинались позже часа, назначенного в афишах, а именно в половине десятого, в десять. В женском составе труппы преобладали молодые красивые девушки, совершенно лишённые актёрского дарования. И всё же царицынцы очень дорожили своим театром, утверждает путеводитель. «Порой эти увлечения доходят до того, что все зрители – стар и млад, богатый и убогий – все начинают подпевать актёрам. Умилительное и оригинальное зрелище представляет тогда царицынский театр, невольно и сам заражаешься общим одушевлением и тоже подпеваешь, а на душе становится так весело и легко!»
Конечно же, не виной, а бедой царицынского зрителя была бьющая в глаза невзыскательность предлагаемой афиши и скудный профессионализм подавляющего большинства бродячих актеров. Провинциальные труппы, не предъявляя своим членам ни образовательного, ни профессионального ценза, часто включали актёрский и человеческий материал самого низкого качества. «Провинциальных актеров развелось огромное количество, но между ними артистов, сколько-нибудь годных для сцены, весьма малый, почти ничтожный процент, остальные – сброд всякого праздного народа всех сословий и всевозможных общественных положений», - писал Алексей Островский, называвший провинциальную сцену «раем для лентяев и тунеядцев». Ходил слух, что по югу России, в том числе и в Царицыне, странствовала труппа, состоявшая из беглых арестантов Аккерманского тюремного замка.
Товарищества 80-90-х годов формировались, как правило, на один сезон. Затраты окупались лишь при 500 рублей сбора. А поскольку таких городов было немного (Царицын входил в их число), то труппы меняли одна другую, причём часто с одними и теми же спектаклями. Конечно, при таком графике говорить о художественной стороне как актёрского мастерства, так и драматургии не приходилось. Гастролёры широко использовали пьесы на так называемом местном материале, вроде драмы «Царицынские трущобы» с главным героем Кузькой-буравчиком.
В середине 90-х годов распространение летних поездок знаменитостей стало эпидемическим. В 1890-е годы по провинции одновременно путешествовали три товарищества александринских актеров – М.Г.Савиной, В.Н.Давыдова и П.М.Медведева. Заезжали они и в Царицын. Бывали здесь Орленев, Южин, Рыбаков, Дальский, П.Садовский и многие другие. Разумеется, с их стороны присутствовал и коммерческий интерес: великая М.Савина за полтора-два месяца провинциальных гастролей получала 8 тысяч рублей, половину своего годового жалованья в Александринском театре. Но эти гастроли объективно имели гораздо большее общественное, культурное и даже политическое значение.
В самом конце XIX века начинается полоса нового и небывалого расцвета русского театра. И провинциального, в том числе. Этот расцвет совпадает с предреволюционной атмосферой начала 900-х годов, ещё раз подтверждая давно известный закон прямой и непосредственной связи театра с общественным климатом времени. В провинции формировался новый тип горожанина, нуждавшегося в своём искусстве, а вокруг него появляется широкая периферия полукультурного слоя, типичного для больших городов. Потребности этой разнородной подвижной среды и должен был удовлетворить провинциальный театр, который, как видели современники, «экономически вступал в новый фазис соответственно с новым распределением общественных классов». «Главный контингент зрителей везде – средний и даже, скорее, бедный класс», - было отмечено на первом Всероссийском съезде сценических деятелей в 1897 году.
На снимке: летний театр Конкордия в Царицыне.
Фото: volfoto.ru/tsaritsin/photos/3404.html

 

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"