Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Жизнь увлекательная, работа вольная...

История Царицынского театра в юбилейных зарисовках. (Окончание)
67600060К концу 19 века в быту провинциального театра распространился термин «дешёвка», обозначавший общедоступный спектакль по сниженным ценам и не содержавший первоначально в себе какого-либо осуждающего оттенка.
Такие спектакли давались раз в неделю. Сохранились сведения о спектаклях в пользу царицынских чахоточных больных, благотворительных по разным поводам, по случаю открытия памятника Гоголю и т.п. Они были неравноценны. В одних случаях «дешёвки» говорили о подчинении театра инстинктам публики, в других они отвечали её истинным, ещё не осознанным ею, остававшимся нераскрытыми духовным потребностям. Чаще случалось, что «дешёвки» обращались в чисто коммерческое предприятие, актёры играли спустя рукава и проваливали один спектакль за другим.
Общедоступность театра становится девизом времени. Создание Московского художественного общедоступного театра было лишь вершиной явления, обретшего всероссийский масштаб. Театр оказался наиболее легко распространяемым и самым распространённым среди других искусств. И в этом качестве он легко становился властителем дум как столичного, так и провинциального общества. Не случайно театральное дело во всех его ипостасях привлекает внимание власть имущих. Во взаимоотношениях театра с местной администрацией сохранялось множество крупных и мелких обстоятельств, делавших всесторонней зависимость любой труппы от градоначальника и полиции.
Русское законодательство обставляло театр обилием охранительных предосторожностей, всегда оставлявших место для произвола и начальнического каприза. Полиция по своему усмотрению утверждала цены на билеты, часы начала спектаклей и даже количество представлений в сезон и тем самым могла влиять на доходы театра.

Но благодаря пристальному вниманию полиции, мы можем познакомиться с составом труппы, выступавшей в театре «Конкордия» летом 1906 года. Царицынскому полицмейстеру было поручено представить в губернское жандармское управление список актёров труппы, что тот и исполнил. Всего труппа насчитывала 26 человек, из них 10 женщин. Пять семейных пар. Социальное происхождение очень пёстрое: есть здесь, например рязанский мещанин А.Алексеев, астраханский мещанин А.Иванов с супругою, тоже астраханской мещанкой, жена сына коллежского асессора Е.Кормильцева, сын генерал-майора И.Пиотровский с женой. Был даже турецкий подданный Г.Рахенбаум.
Интереснейший этот документ полностью подтверждает заключение В.Гиляровского, вспоминавшего: «В старые времена не поступали в театр, а попадали, как попадают не в свой вагон, в тюрьму или под колёса поезда. А кто уж попал туда – там и оставался. Жизнь увлекательная, работа вольная, простота и перспектива яркого будущего, заманчивая и достижимая».

Непосредственным организатором театрального дела в провинции оставался антрепренёр. Он арендовал на собственные средства здание, нанимал труппу и распоряжался получаемыми сборами. Каждое театральное дело строилось на риске. Поэтому многим современникам казалось, что антрепренёрское предприятие «не может быть ведено начистоту». Да, в общем, так оно и было.

565335353Перед революцией Царицын превратился в крупный торгово-промышленный центр юга России. Контраст между нищетой и богатством, который был заметен и раньше, теперь стал ещё более резким. И это не могло не сказаться на всей общественной жизни города, сотканной из крайностей. Если политическая сфера здесь тяготела к правому спектру, то культурная стремилась к либеральным ценностям. Особую окраску процессу придавала деятельность печально известного иеромонаха Илиодора, подвизавшегося в Царицыне в начале века. Совершенно не случайно театр стал постоянной мишенью его проповедей. Вот образчик его «разоблачений»: «Богатые люди в Царицыне гуляют где-нибудь в «Конкордии» или Общественном собрании, а перед ними поют полунагие развратницы похабные песни, развлекают богачей».

От слов монах перешёл к действиям. В 1911 году в Царицыне гастролировала труппа известного антрепренёра и актёра А. Лаврова-Орловского. Гастроли проходили с большим успехом, чему в немалой степени способствовали сильный состав труппы и тщательно подобранный репертуар, включавший в себя жемчужины драматургии: «Последняя жертва» Островского, «Дети Ванюшина» Найденова, «Власть тьмы» Толстого, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Гаудеамус» Андреева. Игрались также обязательные мелодрамы, в том числе и итальянская пьеса «За монастырской стеной», в которую, впрочем, актёры внесли некоторые приметы современного быта. Последнее подвигло Илиодора на активные действия. Журнал «Театр и искусство» тогда же опубликовал сообщение из Царицына: «В театр «Конкордия» на представление спектакля «За монастырской стеной» явился небезызвестный иеромонах Илиодор в сопровождении брата-студента и ещё нескольких субъектов. Иеромонах пытался проникнуть на сцену. Появление чёрного проповедника вызвало среди публики переполох. Благодаря своевременно принятым полицией мерам всё окончилось благополучно. Илиодор, сопровождаемый приставом и околоточными, скоро удалился, а спектакль продолжался».

В своих противоречиях и крайностях провинциальный театр наиболее явственно, по сравнению с другими видами искусства, отразил характерные черты духовной жизни общества. Театр определённо перерос свои организационные формы и неизбежно должен был перейти в новое качество. Наступала новая эпоха в развитии русского провинциального театра, и Царицыну в этом процессе было суждено сыграть очень заметную роль. Но это уже была другая история.
На фото: Царицын в 1894 году; план Царицына, 1913 г.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"