Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Из воспоминаний жителя Царицына: экскурс в прошлое нашего города

Форпост юга России

d3da9c118d46dba(Продолжение. Начало 12.02.2013.)
В конце 19-го века и в начале 20-го Царицын был хорошо известен в бассейне реки Волги, на Донбассе и на Кавказе.

Для Волги это была крупнейшая перевалочная пристань. Здесь же нефть, которую в городе перекачивали в огромные ёмкости на берегу, а затем круглый год наливали в железнодорожные цистерны и отправляли по всей России и за границу.
В одном из ежегодников министерства торговли и промышленности за 1910-1914г. я нашёл любопытное сообщение: по грузообороту Царицын в эти годы занимал третье место после Одессы и Нижнего Новгорода. Ничего удивительного, что экономические интересы связывали и с Балтикой, т.к. были прямые пассажирские составы «Царицын – Рига».
В описываемый период к городу подходили три линии железных дорог:
1. Царицын-Грязи-Москва;
2. Царицын–Лихая–Ростов Донбасс;
3. Царицын–Тихорецкая–Владикавказ–Баку.
От Царицына вверх и вниз по Волге ежедневно отправлялись от 10 до 16 товарных и товаро-пассажирских пароходов. Десятки караванов барж. Даже парусники Каспийской флотилии.
К Царицыну зимой из Астрахани по гужевому тракту приходили обозы конные, воловьи, верблюжьи с мороженой рыбой. Этот тракт существовал до постройки железной дороги Астрахань-Саратов в 1910 году.
Город был расположен на древней террасе между Волгой и подножием Приволжской возвышенности. Он протянулся (в те годы) на 30 км вдоль берега Волги. От завода «Баррикады» на север до Бекетовки на юг. Ширина непрерывной застройки была от одного до трёх километров.
Железные дороги пересекали и окружали город. И чем больше он рос, тем больше становилось железнодорожных линий. Ведь с ростом города возрастал поток грузов. Берег Волги в ту пору представлял собой непрерывный погрузочно-разгрузочный фронт с пакгаузами, рельсами, спускавшимися к урезу воды. Откос берега на всём протяжении Нобелевского оврага до станции Волжской был замощён крупным булыжником. На откосе существовали механизированные устройства для подъёма грузов на высокий берег - солетаска, бремсберга, лесоподъёмники. Но всё же большую часть грузов перетаскивали вручную или с помощью конного транспорта. Именно с середины 19-го века и к 10-му году 20 века город вырос с 5000 тыс. населения до 180000 тыс. в 1914 году. Одних сезонных рабочих насчитывалось около 80000 чел.
В 1907 году в Царицыне было 18 лесопильных предприятий, 5 горчично-маслобойных, 2 мельницы (крупные), металлургический завод. Завод Нобиля (механический и бондарный), кирпичный, металлообрабатывающий. И это только в черте города. За городом на «Вор-горе» (Дар-гора) было около 15 кирпичных заводов. За полотном - крупные металлообрабатывающие. Завод «Гарднер и Валлос», Серебрякова и Граблина. На юге - железнодорожные мастерские. В затоне – рыбокоптильни, ремонтные мастерские.
(Продолжение следует).

На снимке: Нобелевский (нефтяной) городок Царицына.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"