Чиновники города лишились исторической памяти?
В нынешнем году, объявленном президентом РФ Годом литературы, могила известного волгоградского поэта Маргариты Агашиной пустует без березки.
В 2000 году, будучи журналистом областного СМИ, я освещала открытие мемориальной доски на доме, где жила Маргарита Константиновна Агашина. Потом участники памятного мероприятия поехали на могилу поэта на Центральное кладбище Волгограда. Там посадили березку. Конечно, присутствующие вспомнили и образ легендарной березки, воспетой Маргаритой Агашиной и великой певицей Людмилой Зыкиной. Выступающие читали известные всем россиянам строки:
Растет в Волгограде березка!
Попробуй ее позабудь...
Оказалось, что позабыли. У могилы Маргариты Агашиной сейчас осталась только высохшая трава. Невольно приходят в душу ассоциации, связанные с забвением чего-то особо важного для жизни родного Волгограда.
В русской литературе береза нередко выступала олицетворением России. С Родиной связана метафора Сергея Есенина «Страна березового ситца». Поэт писал: «Все от дерева – вот религия, мысли нашего народа». Кстати, в этом году в честь 120-летнего юбилея Сергея Есенина в городе Волжском посадили клен.
На могиле Маргариты Агашиной установлен мраморный памятник. Но может ли холод камня сохранить тепло о том, чему поэт отдавал душу? Маргарита Константиновна особо любила город-герой Волгоград. Ему она посветила такие строки:
Я люблю тебя, как человека,
Праздник мой –
Город мой, Волгоград!
К сожалению, волгоградские СМИ, литераторы, вся общественность не интересуются, жива ли березка на могиле воспевшего город-герой и его защитников поэта. К тому же, два с половиной года назад между муниципальной властью Волгограда и общественностью разгорелась дискуссия в отношении того, какое дерево следует считать агашинской березкой. Тогда работники коммунальных служб по решению городских властей спилили березу у подножия Мамаева кургана. Легендарное дерево, посаженное в 1965 году рабочим завода «Красный Октябрь» Федором Рыкуновым в память о своих четырех братьях, не вернувшихся с войны, погибло от засухи. Возмутившимся общественникам занимавший в то время должность главного специалиста отдела по работе с территориями и ТОС администрации Центрального района Волгограда Владимир Бурлаков так прокомментировал это драматическое событие:
- В парке Памяти спилили только сухостой. Деревья погибли по причине неисправности водопровода. На ремонт денег нет, предусмотрены только деньги на содержание. А у могилы Маргариты Агашиной есть еще одна березка, которую пока не тронули. «Агашинской березкой» можно считать дерево, которое посажено рядом с могилой Агашиной.
Председатель Волгоградского регионального отделения Союза писателей России, тогда депутат областной Думы Владимир Овчинцев возмущался:
- Такое впечатление, что наши чиновники попали под воздействие какого-то неизвестного науке излучения, в результате чего полностью лишились исторической памяти и любви к своей земле.
Депутат Государственной Думы, лидер волгоградских коммунистов Алевтина Апарина, которой уже нет живых, тогда задалась вопросом:
- Как можно было допустить, чтобы один из символов нашего города, знаменитая агашинская березка исчезла с Мамаева кургана? Неужели городская администрация не способна сохранить дерево, воспетое на всю страну?
Депутат потребовала наказания виновных в том, что подобная ситуация возникла.
Однако, как видим, позже исчезло с лица земли еще одно дерево-символ памяти – березка на могиле Маргариты Агашиной. В стихотворении Александра Твардовского «Памяти матери» невозможность вырастить на могиле родного человека березу оборачивается страшным символом национальной трагедии.
В последнее время в России достаточно много говорят о патриотах и патриотизме. В то же время, патриотизма волгоградцев не хватило для того, чтобы уберечь символы, напоминающие о героях Сталинграда, по сути, такие же, как Родина-мать.
Но можно ли смириться с ужасающим забвением?